Аджарский правозащитник, председатель неправительственной организации "За наши права", бывший пресс-секретарь экс-главы Аджарии Аслана Абашидзе Тамаз Бакуридзе сделал в интервью тбилисской газеты "Квирис палитра" ряд многозначительных заявлений.

Так, по его словам, в этом автономном крае Грузии создаются все новые организации, главный слоган которых - "Аджария без Турции". При этом активист утверждает, что лидеры этого движения, набирающего всё большую массовость, "выдают себя за сторонников Иванишвили или Абашидзе, зовут за собой бывших членов "Возрождения", надежды которых не оправдали ни "националы" (партия президента Грузии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение"), ни "Грузинская мечта" (премьер-министра Бидзины Иванишвили). Напомним, партией "Возрождение" долгие годы руководил Аслан Абашидзе.

Растущая популярность призывов освободиться от турецкого влияния удивления не вызывает. Экономическое, политическое и даже криминальное влияние тюркского элемента ощущается в Батуми всё сильнее с каждым годом. И дело не только в том, что Аджария, до половины населения которой исповедует ислам, непосредственно граничит с Турцией и выполняет роль главного транзитного звена в сфере грузино-турецких торгово-экономических связей. В самом Батуми турецкий капитал занимает ведущие позиции, поскольку в период правления Саакашвили был практически освобожден от налогов. Даже аэропортом Батуми владеют турецкие граждане. Сюда же стремятся представители турецкого уголовного мира, вкладывающие средства в объекты азартных игр и проституцию. Более того, поведение Анкары в ряде случаев заставляет думать, что Аджария, которая на протяжении веков была частью Османской империи, по-прежнему рассматривается турецкими властями в качестве их собственной территории. Так, например, в турецких учебниках истории Аджария представлена как часть Турции. Это даже стало предметом дипломатического демарша со стороны Тбилиси, однако особых последствий не имело. Напротив, число турок в крае постоянно возрастает, при том, что среди местного населения растет безработица, вынуждающая людей искать работу за рубежом, нередко - в той же Турции. Между тем, некоторые СМИ утверждают, что за последние годы власти выдали грузинские паспорта почти 30 тысячам турецких граждан.

Все это рассматривается в абхазском обществе как неприкрытая экспансия, происходящая при полном попустительстве и даже поощрении Тбилиси. Причем такая политика, начатая после прихода к власти в 2004 году президента Михаила Саакашвили, продолжается и поныне, что, по словам Тамаза Бакуридзе, привело к падению рейтинга правящей "Грузинской мечты".

В данном случае необходим экскурс в недавнюю историю. Напомним, что с 1991 по 2004 гг. Аджария, не требуя, подобно Абхазии и Южной Осетии, юридической независимости, де-факто была самостоятельным краем. Её популярный лидер Аслан Абашидзе сформировал собственные политические, силовые и административные структуры, пребывание этой автономии в составе Грузии являлось номинальным. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что в Аджарии была дислоцирована 145-я российская дивизия, а внешние рубежи до 1999 г. охраняли российские пограничники. Абашидзе поддерживал самые тесные связи с российским руководством. Тот же Тамаз Бакуридзе утверждает, что он однажды сопровождал аджарского лидера в Москву для встречи с главой МИД РФ

Игорем Ивановым. После встречи Абашидзе, якобы, рассказал Бакуридзе, будто "русские предложили ему взять западную Грузию, а Восточная Грузия пусть останется Шеварднадзе". "Но Абашидзе не согласился на это", - говорит председатель неправительственной организации.

Трудно сказать, насколько эта история соответствует действительности. Факт состоит в том, что после "революции роз" и прихода к власти в Тбилиси Михаила Саакашвили отношения Грузии с автономией крайне обострились. Аслан Абашидзе публично назвал новое руководство страны "фашистами", аджарский спецназ не допустил кортеж нового грузинского лидера и главы МВД Георгия Барамидзе на территорию автономии. Мосты и дороги, связывающие край с собственно грузинской территорией, были взорваны и выведены из строя. В ответ Тбилиси стал провоцировать волнения в Батуми. Было принято решение принять "ряд конституционных мер по блокированию сепаратистского режима Аджарии. Это, заметим, вызвало полное одобрение США - представитель Госдепа Ричард Баучер заявил, что Вашингтон "решительно поддерживает усилия грузинского правительства, направленные на восстановление своей власти и верховенства права в Аджарии". Аслан Абашидзе, в свою очередь, не скрывал надежды на поддержку Москвы. Но тогда в Кремле решили поддержать новую грузинскую власть. В Батуми был направлен секретарь Совбеза России Игорь Иванов, который увез Абашидзе и его семью в Москву.

Однако теперь в аджарском обществе вновь начинает зарождаться надежда на то, что Россия, стремящаяся укрепить и расширить свои позиции в Закавказье, обратит внимание на положение в Аджарии. "Россия вновь активизировалась в кавказском регионе, и, разумеется, ее интересует стратегически важная Аджария", - говорит в этом контексте Тамаз Бакуридзе. Действительно, фактически поддержав в свое время приход к власти Михаила Саакашвили (напомним, что посредником на переговорах Эдуарда Шеварднадзе с оппозицией выступал глава МИД России Игорь Иванов, после чего и прозвучало заявление Шеварднадзе об отставке), Москва, видимо, никак не могла подумать, что в ответ новое грузинское руководство займет однозначно прозападную позицию и будет стремиться к вступлению в НАТО и более того, инициирует военные действия. Отбив агрессию Саакашвили, российская сторона признала независимость двух бывших автономий, фактически закрыв тем самым вопрос о возможном вступлении страны в Североатлантический альянс в рамках её прежних границ. И сегодня легко предположить, что продолжающиеся утверждения официального Тбилиси о намерениях "в течение 3-4 лет" вступить в НАТО и в ЕС на фоне растущего недовольства в Аджарии политикой центральной власти и турецким засильем способно привести к новым неожиданным коллизиям.

Анна Леванишвили, Тбилиси