Российский анклав рассчитывает на миграционные фобии ЕС: обзор калининградских СМИ
ИА REGNUM представляет обзор общественно-политических материалов в СМИ Калининградской области с 5 по 11 августа 2013 года.
Конфликт между мэром и губернатором как национальная игра. "У Калининградской области в ЕС неоднозначная репутация". "Для модернизации границы не грех использовать миграционные фобии ЕС".
Конфликт между мэром и губернатором как национальная игра
На минувшей неделе в региональных медиа активно обсуждалась тема неэффективной системы межбюджетных отношений, в результате чего столице российского анклава - Калининграду - хронически не хватает денег. Тон дискуссии задал депутат городского Совета Калининграда Арсений Махлов, опубликовавший в еженедельнике "Дворник" авторскую колонку.
"Генерируя в бюджеты всех уровней более 60 миллиардов рублей налогов, не считая акцизов и таможенных платежей, выплат крупнейших налогоплательщиков ("
"Поэтому наш город просто не в состоянии реализовать ни одного крупного проекта за свой счёт. Будь то школа или большой детский сад, или газификация, или серьёзное благоустройство - мэрия может лишь разработать проект, потратив на авось несколько миллионов рублей, а затем просить и умолять областные или федеральные власти включить данный проект в какую-нибудь областную или федеральную программу", - продолжает депутат.
Спустя несколько дней по этой теме высказал и сам глава Калининграда Александр Ярошук. По его мнению, закон о межбюджетных отношениях должен быть изменён на федеральном уровне - в пользу муниципалитетов. ГТРК "Калининград" приводит слова градоначальника, произнесенные на блогерском форуме на Балтийской косе:
"Я же не могу взять из муниципального бюджета народные деньги и потратить их на ту же промышленную площадку, пригласить сюда бизнес, который начал бы зарабатывать налоги в город Калининград, и мне должно что-то оставаться с этого. В Европе, если на территории муниципалитета что-то производится, то там остается 50 % налогов. У нас, к сожалению, эта цифра просто смешная, она может меняться каждый год в любую сторону и от тебя это не зависит. Есть смысл вкладывать?".
Деловой портал "Руград" цитирует Ярошука далее: "Вы знаете мою судьбу: последние два года у меня какая-то, как это назвать... у каждого губернатора, который уходил, или приходил... два года с Георгием Валентиновичем (Боосом. - ИА REGNUM) были напряженные отношения, по большому счету. Потом - с Николаем Николаевичем (Цукановым. - ИА REGNUM). Как национальная какая-то игра... как это слова подобрать... Я сразу выстраиваю отношения, которые считаю, что должны быть между мэром и губернатором. В итоге все это сводилось к тому, что все переходило в нерабочее русло. Причина этого всего - отсутствие самого простого закона, который нужно делать в России сегодня - закон о межбюджетных отношениях. Если четко будут прописаны правила игры - та же налогооблагаемая база - то все будет хорошо".
ИА REGNUM напоминает, что публичные выпады между главой Калининграда Александром Ярошуком и губернатором Калининградской области
"По федеральному закону мы несём ответственность за профилактику ДТП и обеспечение безопасности на дорогах. ГИБДД нам постоянно выписывает предписания: поменять ограждения, установить освещение, знаки дополнительные. А денег на это нет. Для вас это небольшая сумма - всего 19 млн рублей, а для нас деньги", - сказал Ярошук.
Вместе с тем региональный министр финансов Виктор Порембский заявил, что "не видит способа решить эту проблему", а Цуканов уточнил, что штрафы от ГИБДД идут в региональный бюджет, "но в той или иной степени мы возвращаем их через инвестиционные и целевые программы".
"У Калининградской области в ЕС неоднозначная репутация"
"Комсомольская правда-Калининграда" взяла интервью у политолога, заведующего отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа
Говоря о "особом статусе" для Калининградской области и связанными с ним привилегиями со стороны
"Я, даже понимая специфику калининградских проблем, не представляю, чтобы существующая в России система принятия решений предоставила бы вашему региону какой-то особый режим". Уткин не исключил, что приемлемый результат в продолжающихся переговорах о возможности безвизовых поездок между ЕС и РФ может быть достигнут даже раньше, чем если бы Россия начала переговоры с Евросоюзом насчет привилегий в данном отношении для калининградцев.
"У вашего региона в ЕС, хочу заметить, неоднозначная репутация, - продолжил представитель Центра ситуационного анализа
Политолог также считает, что присутствие в российском анклаве военных "не является каким-то очень уж большим препятствием для европейско-российских контактов".
"Хотя, конечно, Евросоюз беспокоит возможность развертывания в регионе дополнительных вооружений, - продолжил Уткин. - Ракетные комплексы "Искандер" уже стали какой-то "страшилкой" для европейцев, хотя далеко не все из них вообще понимают, о чем речь. Просто сегодня наше военное строительство недостаточно прозрачно даже в той своей части, которая, в принципе, не исключает намного большую открытость. Сложившаяся система не предполагает подробного информирования общества и журналистов. "Мы делаем, что нам необходимо, и не обязаны отчитываться перед кем бы то ни было", - дают понять российские военные".
Между тем, считает политолог, "по крайней мере, в этой области отношений с объединенной Европой "транспарентность" - ключевое слово". "Вопрос даже не в количестве войск, а в том, чтобы всем было понятно, какие задачи они решают, если, конечно, это не относится к государственным секретам. К сожалению, наши военные пока больше стремятся продемонстрировать европейским политикам мощь Российской армии, нежели обозначить перспективы обоюдовыгодного взаимодействия в вопросах обороны и безопасности", - заявил Сергей Уткин.
"Для модернизации границы не грех использовать миграционные фобии ЕС"
Тем временем в Калининградской области подвели итоги года функционирования льготного режима пересечения российско-польской границы в рамках местного приграничного передвижения (МПП).
По данным генерального консула Польши в Калининграде Марека Голковского, которого цитирует "АиФ-Калининград", "Польша получает колоссальную прибыль благодаря зоне МПП, как в экономике, так и в сфере человеческих взаимоотношений". "Россияне только в этом году совершили покупки в Польше более, чем на 62 млн злотых (около 650 млн рублей), - уточнил дипломат. - Почти половину всех выданных Евросоюзом виз выдала Польша в Белоруссии, Украине и Калининградской области".
В итоге, если в 2011 году российско-польскую границу пересекло 2,3 млн человек, то в 2012 - 4,1 млн человек. Рост составил 74 %.
Вместе с тем, как сообщает радио "Балтик плюс" со ссылкой на Калининградскую областную таможню, наибольшая нагрузка по количеству перемещений легковых и пассажирских транспортных средств в I полугодии 2013 г. пришлась на российско-польский участок государственной границы и составила 81% от общего числа пересечений. Причём, фактическая пропускная способность российско-польских пунктов пропуска значительно превышает проектную.
Так, через МАПП Багратионовск за сутки в среднем проезжало порядка 2 755 таких транспортных средств, в то время как проектом было предусмотрено 900. С 1 января текущего года на данном пункте пропуска было оформлено более 498 тысяч легковых автомобилей, а по итогам аналогичного периода прошлого года эта цифра составила 245 тысяч.
Рост легкового движения, по оценкам таможенных и пограничных служб обоих государств, обусловлен действием Соглашения о местном приграничном передвижении. На сегодняшний день приблизительно 35-40% физических лиц пересекают границу с Польшей на основании разрешения МПП.
В свою очередь проблему обустройства границ Евросоюза с Калининградской областью прокомментировал доцент кафедры политологии Балтийского федерального университета им. Канта
"Острота ситуация такова, что российским и польским правительствам впору скооперироваться и в очередной раз попросить у ЕС средств для обустройства внешних рубежей Европейского сообщества. Естественно, деньги надо запрашивать на усиление контроля и повышение эффективности борьбы с контрабандой и нелегальным трафиком мигрантов. Чиновники из ЕС очень трепетно относятся к данной теме, да и в общественном мнении стран Западной и Центральной Европы сложился устойчивый консенсус по поводу необходимости малость ограничить поток желающих из стран третьего мира получить доступ к социальным льготам, которыми пользуются европейские представители "золотого миллиарда" населения Земли".
По мнению Абрамова, "на практике модернизация инфраструктуры погранпереходов не столько позволит укрепить границы ЕС, сколько повысит комфорт легальных туристов и дальнобойщиков, а также позволит структурам, осуществляющих погранично-таможенный контроль работать в нормальных условиях. Для достижения этих целей не грех лишний раз воспользоваться миграционными фобиями ЕС".