В Молдавии дискриминируют выпускников русских школ
Москва, 25 июля, 2013, 21:22 — ИА Регнум. В Молдавии выпускники лицеев с преподаванием на русском языке лишены права подавать документы на факультеты с преподаванием на молдавском языке, даже если в совершенстве им владеют. Как сообщил 25 июля кишиневский телеканал Publika TV, это предусмотрено регламентом Министерства просвещения Молдавии.
В министерстве данное дискриминационное положение дел объясняют существующей квотой для выпускников русских школ. В свою очередь представители школ с преподаванием на русском языке говорят, что регламент министерства просвещения нарушает права человека. "Вообще это великая глупость, - отметила замдиректора лицея им. Антиоха Кантемира Наталья Пятенко. - То есть мы хотим, чтобы наши дети знали государственный язык. Наши дети знают государственный язык, то есть, обучаясь в русских лицеях, свободно говорят на государственном языке, они хотят учиться на румынском языке, а им не дают права".
Члены приемных комиссий в университетах предлагают выпускникам русских школ поступать по квоте в русские группы, после чего они могут перевестись в молдавские, не меняя специальности. На другую специальность, однако, они имеют право перевестись лишь через год.
С заявлением в защиту прав выпускников лицеев с русским языком обучения 25 июля выступила Лига русской молодёжи Молдавии. "С одной стороны молдавское государство провозглашает равенство прав человека независимо от национальной, расовой, языковой и религиозной принадлежности. Призывает представителей национальных меньшинств быть патриотами Молдавии и изучать государственный язык. С другой стороны, уже не первый раз руководством страны принимаются дискриминационные решения по отношению к русским, украинцам, гагаузам, болгарам и представителям других народов", - отмечается в заявлении.
"Регламент о приеме в молдавские вузы на первый цикл обучения (лиценциат) ущемляет в правах выпускников русскоязычных средних учебных заведений. Хотя для кандидатов на поступление в вузы из национальных, то есть румыноязычных лицеев, такие ограничения не прописаны. Таким образом, происходит открытая дискриминация национальных меньшинств, нарушаются права молдавских граждан по языковому принципу", - заявили в Лиге русской молодежи.
В организации также подчеркивают, что "вопреки конституции и закону "Об образовании", гарантирующим обучение на родном языке на всех ступенях системы образования в большинстве молдавских государственных университетов нет групп с русским языком обучения".
Лига русской молодёжи требует от руководства страны немедленно отменить антиконституционный документ министерства просвещения, делящий выпускников на разные категории, прекратить нарушение прав человека по языковому и национальному признакам, а также привлечь к ответственности государственных служащих нарушающих молдавскую конституцию.
Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка.
Согласно действующему молдавскому законодательству, на практике постоянно нарушаемому властями, русский язык имеет статус языка межнационального общения. В Гагаузской автономии русский язык является родным для абсолютного большинства населения, а также наряду с гагаузским и молдавским имеет статус одного из официальных языков. Согласно аналитическому отчету "Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности" (март 2009 года), осуществленному Исследовательской группой "