Виген Акопян: "Восточное партнерство" и Россия: почему Затулин "наехал" на Армению?
России следует конкретизировать свою официальную позицию относительно программы ЕС "Восточное партнерство", в которой участвуют Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина. Размытость позиции Москвы позволяет политикам и экспертам в указанных странах ссылаться на заявления российских представителей, например, министра иностранных дел РФ
По прошествии трех лет "алармистские настроения" все же появились, о чем свидетельствует полное беспокойства и плохо скрытых угроз заявление бывшего депутата Госдумы РФ, директора
Бывший российский парламентарий констатирует: "в такой большой и сложной стране, как Россия, внешняя политика является слагаемой векторов, к которым принадлежит не только армянский, но и азербайджанский факторы". Далее он добавляет: "Я не исключаю, что нашумевший в армянских СМИ контракт на поставку российской военной техники Азербайджану является в какой-то мере результатом переосмысления российской стороной своей позиции и желания проводить в складывающихся обстоятельствах равноудаленную политику". Здесь вспоминается меткое выражение одного российского историка, который, размышляя над особенностями современной политики России в Закавказье, заметил: "политика равноудаленности ведет к равноотдаленности".
Тем не менее, с Затулиным сложно не согласиться. Россия действительно проводит свою политику в регионе с учетом всего комплекса разворачивающихся здесь процессов, не только армянского и азербайджанского, но и грузинского, турецкого и иранского факторов. Но никакого особенного "переосмысления" в текущий период не происходит. Скорее, мы наблюдаем очередной этап продолжительной многоуровневой борьбы за влияние в регионе. Точно такую же политику проводят и США с ЕС. Но как же в этой ситуации может действовать Армения, являющаяся одним из объектов этой конкуренции? Выбор невелик - Еревану остается маневрировать и строить внешнюю политику из тех же "слагаемых векторов" - российского, европейского, американского, иранского и прочих. Все мы помним ошибку Саакашвили, который отказался от такого сложения векторов, чем вверг свою страну в войну с предсказуемыми последствиями.
Сравнение Затулиным Армении с Украиной выглядит и вовсе некорректным. На самом деле, проекты Северный и Южный потоки строились не потому, что Украина участвовала в "Восточном партнерстве" с ЕС, а потому, что Киев отказывался и отказывается впускать "
С другой стороны. Если Россия компенсирует Украине присутствие своего
Далее. Затулин противопоставляет заявлению
Важнейшей составляющей процесса является то, что обе соседние с Арменией страны - Азербайджан и Грузия движутся мягко говоря не в российской орбите. При этом шаги нового грузинского премьера
Еще одной причиной, по которой Армения активничает в "Восточном партнерстве" с ЕС является острая необходимость Еревана в кредитных средствах. Как говорится, на дворе кризис, и армянам просто некуда деваться. Насколько известно, армянская сторона запрашивала финансовую помощь у Москвы, но пока ее не получила, хотя тому же Кипру, куда утекают российские финансы, кредит Москвой был выделен, а затем и предоставлена отсрочка по его погашению. Все вышеперечисленные контраргументы могут свидетельствовать лишь о том, что "алармистские настроения" Затулина вступают в явный диссонанс не только с текущей официальной позицией России, но и той реальностью, в которой пребывает Армения. А отождествление армянской и украинской повесток России - некорректное преувеличение, выдающее истинные причины "наезда" Затулина на Ереван, имеющие, скорее всего, больше отношения к его собственным проектам и программам, нежели к реальной политике.
Еще дальше от реальности уходят армянские коллеги Затулина - популярные армянские политологи, старающиеся делать хорошую мину при плохой игре, убеждая самих себя в том, что никаких проблем в армянской евроинтеграции Москва не видит и не получит. При этом они в упор не видят целый ряд сопутствующих политических последствий данного движения, которые перечисляет, но неверно трактует Затулин. Ту же карабахскую проблему он обозначает в контексте евроинтеграции Еревана следующим образом: "Неужели в армянском обществе есть какие-то иллюзии, что на определенном этапе сближения с
Так что, для Еревана вопрос Затулина по Карабаху актуален в несколько иной постановке: если европейские чиновники закрывают глаза на включение Армении в Зону всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС вместе с Карабахом, готова ли Россия предоставить те же условия для вхождения Армении в
Армянские коллеги Затулина молчат в тряпочку о будущем таможенном режиме на границе Армении и Карабаха в случае вступления Еревана в Зону свободной торговли с Евросоюзом, они также молчат о том, что границей этой зоны является заблокированная армяно-турецкая граница, в попытке разблокирования которой в октябре 2009 года участвовала и Россия в лице Сергея Лаврова. Заявление президента Сержа Саргсяна в Кишиневе о том, что ЗСТ с ЕС теряет смысл в условиях заблокированных границ Армении также пропущено ими мимо ушей, хотя непосредственно и четко указывает на политическую составляющую переговоров с ЕС.
Тем самым, программа "Восточное партнерство" ЕС - сугубо политический проект, а участие в ней соседних с Россией стран свидетельствует лишь о том, что за минувшие годы Россия проводила на постсоветском пространстве не вполне эффективную и результативную политику, уступая во многих аспектах западному наступлению. Это собственно уже давно "секрет Полишинеля". И даже то, что Россия строит газопроводы в обход Украины свидетельствует не о влиянии и мощи России, а наоборот о болезненном провале важнейшего украинского вектора внешней политики Москвы.
К каким итогам придут страны-участницы "Восточного партнерства" с ЕС сегодня зависит не столько от этих стран, сколько от степени активности России, ее внятной линии, эффективности осуществляемых программ и прочее. Немаловажно также, как будет развиваться экономический кризис в ЕС. В любом случае, сложно поверить, что руководство Армении пойдет на умышленное нанесение ущерба интересам России, если высшее руководство РФ прямо обозначит свои приоритеты в данном вопросе. Еще сложнее допустить, что Ереван будет корректировать свою политику, основываясь на догадках и предположениях Затулина относительно причин продажи оружия Азербайджану. Как будто Ереван закупает его у США.
"Равноудаленная политика" может вести только к "равноотдаленности". России следует конкретизировать свою официальную позицию относительно программы ЕС "Восточное партнерство", и тогда многое встанет на свои места.
Виген Акопян - главный редактор ИА REGNUM