Константин Затулин: Выбор Еревана в пользу европейской PR-кампании чреват серьезными последствиями
Беспокойство европейских структур по поводу возможного дальнейшего развития армяно-российских отношений на ниве евразийской интеграции очевидно, это факт. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил бывший депутат
"Запланированное на осень парафирование Ассоциативного соглашения Армения-ЕС - пропуск в приемную
Параллельно, указал эксперт, европейцы клеймят любые инициативы России и ее союзников, называют их попыткой возврата в прошлое, воссозданием Советского Союза, стремлением вернуть утраченное влияние, бесперспективными амбициями и пр.
"Ясно, что по мере приближения ноября, на который намечен "большой праздник" в Вильнюсе, ситуация обостряется. Россия, которая вначале не усматривала угрозы в развитии отношений ее союзников (по
Среди "далеко не всех" Затулин выделил премьер-министра страны
Потуги Евросоюза "притянуть" к себе страны "Восточного партнерства" Затулин объяснил банальной, тривиальной конкуренцией. "Запад конкурирует с Россией, стараясь препятствовать любым интеграционным процессам на евразийском пространстве. Никому, даже сумасшедшему, не придет в голову утверждать, что ЕС собирается принимать Украину, Молдавию или Армению, брать на буксир слабые экономики в условиях серьезного финансового кризиса. Об том в Европе никто не думает ни в краткосрочной перспективе, ни в рамках каких-нибудь средних сроков. Но чтобы не допустить интеграции, Брюссель запустил PR-кампанию, оказывает политико-дипломатическое давление на страны-участницы "Восточного партнерства", а их эмиссары пачками разъезжают по странам, с которыми ведутся переговоры. Цель - разрушение общего экономического пространства стран
По мнению директора Института стран СНГ, в случае с Арменией вся эта ситуация выделяется особенно. "Эта страна сегодня находится в достаточно сложном положении, и ей в любой момент может потребоваться военная, политическая помощь. В Ереване не должны сомневаться, что гарантии безопасности ей дает не Евросоюз, а Россия, в том числе в контексте взаимных обязательств в рамках ОДКБ. Армянские политики, отказывающиеся всерьез рассматривать вариант евразийской интеграции, возможно, полагают, что в вопросах безопасности Армении должна помогать Россия, а вот с экономикой они будут идти в ЕС. Мне не совсем понятно, почему они считают, что нас в России это не должно беспокоить", - задался вопросом собеседник, подчеркнув, что не собирается скрывать: в такой большой и сложной стране, как Россия, внешняя политика является слагаемой векторов, к которым принадлежит не только армянский, но и азербайджанский факторы.
"В течение многих лет, будучи и не будучи депутатом Государственной Думы, я постоянно выступал и выступаю за особые приоритетные отношения России и Армении. Я в этом убежден и не намерен менять свою позицию. Может быть, именно в силу этого я лучше, чем кто-либо другой, представляю, какие усилия предпринимаются моими оппонентами в России для того, чтобы увести Москву от поддержки Еревана. Я не исключаю, что нашумевший в армянских СМИ контракт на поставку российской военной техники Азербайджану является в какой-то мере результатом переосмысления российской стороной своей позиции и желания проводить в складывающихся обстоятельствах равноудаленную политику. Добавлю, что я не сторонник этого ввиду исторических, геополитических, религиозных, культурных, в конце концов, военно-политических обстоятельств. Но я вынужден признать, что пренебрежительное отношение к проекту евразийской интеграции в Армении вредит той большой работе, которую друзья этой страны и армянская диаспора проводит в России для максимального сближения наших стран", - сказал Затулин.
В продолжение темы Константин Затулин напомнил о недавнем визите президента Армении
Отвечая на вопрос о том, как в России смотрят на армянский дрейф в сторону Евросоюза, экс-депутат Госдумы РФ отметил, что московские подходы достаточно реалистичны. "Здесь речь идет, повторюсь, о политической и экономической конкуренции. Тот, кто выбирает сторону конкурента, будет иметь дело с последствиями такого выбора. Это (что очевидно) означает изменение климата каких-то взаимоотношений, складывавшихся до этого. Хотя, возможно, кому-то кажется, что эти отношения не настолько ценны, чтобы дорожить ими перед "соблазном евроинтеграции". Вновь обратимся к очень схожему с армянским примеру с Украиной. Сегодня у Киева куча проблем с Москвой, и решить их может только российская сторона. Проблем не счесть - цена на природный газ, вопросы трудовой миграции, перспективы совместных проектов по авиастроению, судостроению, высокие технологии и так далее, и тому подобное. Судьба всех этих вопросов зависит от выбора Киева. Логика такая: если Украина находится в одном с нами экономическом пространстве, о чем говорили и насчет чего договаривались лет 10 назад, то мы рассматриваем сотрудничество в указанных и иных сферах одним образом, если нет - у нас в России достаточно бизнесменов и предпринимателей, лоббирующих свои проекты, заводы, создание равнозначных мощностей. В конце концов, как нам развивать отношения со страной, которая может завтра-послезавтра подать заявку на вступление в
Что касается непосредственно Армении, Константин Затулин напомнил о "маленькой" проблеме - нагорно-карабахском конфликте. "Неужели в армянском обществе есть какие-то иллюзии, что на определенном этапе сближения с Европейским Союзом последний, придерживающийся вполне определенной позиции по нагорно-карабахскому вопросу, не потребует у Еревана пойти на уступки? В Армении надеются, что этот вопрос обойдут? Молдавия им как пример и источник выводов. Тут вопрос встает следующим образом: а готовы ли в Ереване пойти на уступки в нагорно-карабахском конфликте?", - сказал эксперт.
Директор Института стран СНГ выразил изумление в связи с тем, что армянская сторона спешит подписать/парафировать Ассоциативное соглашение с ЕС на пару с такими странами, как Молдавия и Украина. "На начальном этапе Армении, вероятно, представлялось, что маленькой стране в сложном геополитическом положении, отягощенном сложными взаимоотношениями с некоторыми своими соседями, следует развивать отношения по всем азимутам, вести себя как благожелательный партнер со всеми - Россией, США, Евросоюзом, Китаем, и пр. Это желание вполне понятно. Но дальше, мне кажется, в Армении не заметили, что это желание затронуло плоскость политико-экономической конкуренции. Мне удивительно, как такой мудрый народ, как армяне, которых история многому научила, упустил этот момент, торопясь подмахнуть документ вместе с Молдавией и Украиной. Если Молдавия подпишет Ассоциативное соглашение, для Москвы это станет огорчительным событием. Если это сделает Армения, в России наряду с огорчением возникнет удивление. Но для Москвы важнее всего в данном вопросе Украина - второй после России крупнейший осколок СССР, которая этим шагом заложит основания для серьезных многолетних расхождений с Россией по многим вопросам. В результате действий Украины между Москвой и Киевом возникла конфронтация в газовой отрасли, и, как следствие,
То же самое, по мнению эксперта, касается так называемого статуса "наблюдателя" в Евразийском союзе, то есть какой-то формы недосотрудничества. "Украина долго выбивала это у российской стороны, и, несмотря на первичные заявления Москвы о невозможности такого статуса, российская сторона частично пересмотрела свои подходы. Статус наблюдателя будет введен, но только для тех стран, которые определились со своей конечной целью - вступить в Евразийский союз. Если же Украина собирается статусом наблюдателя замазывать глаза России, миру, да и самой себе, никакого "наблюдателя" она не получит", - резюмировал эксперт.