"Россия уже смирилась с ПРО США в Румынии": обзор СМИ Румынии
Румыния - Молдавия - Приднестровье: "Европейская интеграция для РМ подразумевает окончательное отделение Приднестровья". Румыния - Россия: "Примирить интересы Румынии и России невозможно. Только если Россия перестанет относиться к нам, как к бывшему вассалу!"
Румыния - Молдавия - Приднестровье: "Европейская интеграция для РМ подразумевает окончательное отделение Приднестровья"
После почти пяти месяцев политического кризиса, когда ситуация была близкой к досрочным выборам и потере важных достижений в процессе европейской интеграции, в Республике Молдова восстановилась относительная правительственная стабильность, пишет Contributors. Хотя по-прежнему открыт вопрос надежности парламентского большинства, новое правительство в Кишиневе явилось обнадеживающей развязкой для
В течение последних трех лет ЕС предоставлял политическую поддержку и щедрую финансовую помощь правительству в Кишиневе, продолжает Contributors. Пытаясь продемонстрировать способность придавать импульс и поддерживать политические и экономические реформы в регионе восточного соседства, ЕС выбрал Республику Молдову в качестве примерного ученика для всех остальных. В этом контексте, саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе в ноябре является промежуточной точкой в оценке эффективности трансформационных сил ЕС, получении плодов трёхлетней работы, укреплении проевропейских позиций в Республике Молдова. Ведь политический кризис в Кишиневе ставил под угрозу успех всего мероприятия.
Хотя власть в Республике Молдова по-прежнему остается хрупкой, реформирование проевропейской коалиции в Кишиневе подаёт надежды на то, что шаг назад будет поддержан двумя шагами вперед, пишет Contributors. Наивно ожидать чудес от нового правительства, ведь преобразования, через которые проходит Республика Молдова, довольно долгосрочны. Однако, достижение некоторых промежуточных целей с долгосрочными последствиями уже к концу этого года весьма вероятно. Их реализация будет иметь решающее значение, учитывая, что в 2014-2015 состав
Практически сразу после утверждения в РМ нового правительства, ЕС и Молдавия завершили переговоры по Соглашению о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли, которое является частью Соглашения об ассоциации, продолжает Contributors. Если ЕС эффективно организует внутренние процессы по подготовке документов, то Соглашение об ассоциации может быть парафировано на саммите в Вильнюсе, чтобы потом быть подписанным в первой половине 2014 года.
Однако утерянное доверие к Республике Молдова будет восстановлено по мере улучшения внутренних показателей, пишет Contributors. Политический кризис и рейдерские атаки на финансовые учреждения в Молдавии снова обнажили серьезные проблемы в юстиции и избирательный подход в борьбе с коррупцией. Добиваясь углубления реформ в МВД, правительство должно возродить процесс реформы системы правосудия, используя фонды, выделенные ЕС.
Наконец, энергетическая безопасность является еще одной важной темой на повестке дня исполнительной власти, продолжает Contributors. Хотя строительство трубопровода Унгены - Яссы запланировано на август (работы могут быть завершены в течение 6-9 месяцев), правительство вместе с румынскими партнерами должны ускорить подготовку документов для второго этапа проекта. Ввиду разницы давлений в газопроводах в Румынии и Молдавии, на втором этапе проекта необходимо построить компрессорную станцию в Яссах, которая сделает возможным, с технической точки зрения, поставку газа из Румынии в Республику Молдова (Посредством газопровода Яссы-Унгены Молдавия рассчитывает на "диверсификацию поставок газа" в республику за счет объединения своей газовой системы с румынской. В то же время в настоящее время Румыния сама не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого ею газа. Найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия - прим. ИА REGNUM). Помимо диверсификации источников поставок газа, молдавское правительство должно максимально использовать деньги, выделенные ЕС на проекты по энергосбережению и снижению газовой зависимости.
С 2009 года на выборах - будь то очередных или досрочных - в Республике Молдавии, Москва ставила то на одноцветное правительство во главе с Партией коммунистов, то на левоцентристскую коалицию также во главе с Компартией, пишет Contributors. Политический кризис 2013 года в Кишиневе облегчил продвижения кремлёвской повестки дня в двух плоскостях. Во-первых, кризис создал предпосылки для досрочных выборов. Злобные нападки партий бывшего альянса друг на друга в ходе новой избирательной кампании обеспечивали бы Компартии высокий процент. Таким образом, досрочные выборы дали бы новый шанс коммунистам, которых Россия, отдельно или в коалиции с какой-то еще левоцентристской партией, предпочитает видеть у власти. Одновременно политическая неопределенность и досрочные выборы приостановили бы ряд процессов, которые приводят Республику Молдова в 2013 году ближе к ЕС.
Руководствуясь этими соображениями, Россия по ходу кризиса была не очень заметна, воздерживаясь от публичных комментариев, предпочтя напрямую вести переговоры со своими партнерами в Кишиневе, продолжает Contributors. Между тем, через третьи стороны Россия пыталась ослабить государственность Республики Молдова. Например, в разгар политического кризиса городской совет Тараклии потребовал культурной и административной автономии болгарской общины на юге страны. По словам дипломата одной из стран-членов ЕС, который имел возможность наблюдать этот процесс с близкого расстояния, разработка проекта по автономии болгарского меньшинства осуществилась не без поддержки и помощи Москвы. Вполне вероятно также, что в тот же период Россия поддержала попытку организовать и оформить военизированное движение казаков в Гагаузии.
Во-вторых, продолжение кризиса и борьба внутри АЕИ дискредитировали бы идею европейской интеграции, обеспечивая благоприятную почву для продвижения проекта евразийской интеграции РМ, пишет Contributors. Почувствовав возможности, Россия активизировала свои усилия в этом направлении. Как искренне отметил один российский дипломат: "Если Румыния говорит о европейской перспективе Молдавии, тогда и Россия может продвигать евразийскую перспективу в Молдавии". Таким образом, помимо внезапного появления большого количества НПО, занимающихся продвижением этого вопроса, были организованы ряд конференций на тему евразийской интеграции. Следует отметить, что эти мероприятия были организованы в Комрате и Бельцах - городах с проживанием этнических меньшинств, традиционно пророссийски настроенных и симпатизирующих интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Таким образом, Россия пытается сохранить, если не расширить, внутри государства "острова" враждебно относящиеся к европейскому проекту.
Наконец, Россия воспользовалась "мягкой силой", в сочетании с продвижением концепции евразийской интеграции, продолжает Contributors. В рамках концерта 9 мая, организованного российским посольством, выступали два знаменитых российских певца, привлёкших на площадь Великого национального собрания тысячи ностальгирующих, пришедших послушать советские патриотические песни. Будучи в тот же день в Тирасполе, заместитель премьер-министра России
Воссоздание проевропейского альянса в Кишиневе нарушило все расчеты России и усилило роль Приднестровья в качестве инструмента давления на Молдавию, пишет Contributors. Новое правительство в Кишиневе исключило один из аргументов Москвы и Тирасполя, касающийся отсутствия партнера для переговоров. Премьер-министр
Сообщение, которое Россия транслирует, звучит так: "Чем ближе Республика Молдова находится к Европейскому союзу, тем дальше она будет от Приднестровья", продолжает Contributors. Переговоры в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники,
Несмотря на то, что ситуация в Республике Молдова отличается от зоны конфликта в Грузии, всё же могут быть проведены некоторые параллели, пишет Contributors. В то время как в Тирасполе принимали вышеупомянутый закон, в Южной Осетии русские солдаты агрессивно маркировали "границу" с Грузией, развернув колючую проволоку и отделяя дома этнических грузин от принадлежащих им сельскохозяйственных участков или деревенских кладбищ. Трудно представить, что такой сценарий может повториться в Молдавии, однако действия российских военных в Грузии не оставляют никаких сомнений, что Россия через Приднестровье, в более приглушенной форме, может сгенерировать напряженность в зоне безопасности чтобы накалить конфликт.
Вполне возможно и то, что Россия будет стремиться воспрепятствовать принятию Кишинёвом контрольных мер на административной границе с Приднестровьем (в апреле текущего года Молдавия заявила о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем - прим. ИА REGNUM), указанных в плане по либерализации визового режима с ЕС, продолжает Contributors. Возможное освобождение молдавских граждан от получения виз для въезда в ЕС раньше, чем это будет сделано для российских граждан, окажется поражением не только для имиджевой политики России, но сделает молдавские паспорта чуть более привлекательными для населения Приднестровья и создаст предпосылки в среднесрочной перспективе для открытия сепаратистского региона в сторону Европы, подводит итог издание.
Румыния - Россия: "Примирить интересы Румынии и России невозможно. Только если Россия перестанет относиться к нам, как к бывшему вассалу!"
Румынский президент внезапно повернулся лицом к Кремлю, встретившись с одним из приближённых к
Иными словами, стабильность Республики Молдова и даже правительства в Кишиневе находятся в тесной зависимости от России, продолжает Revista 22. После политического кризиса этой весны, который чуть не привёл коммунистов к власти, развернулся новый сценарий: президент Приднестровья подписал указ "о государственной границе Приднестровской Молдавской Республики", которым захотел провести границу, откусив кусок бессарабской территории (Варница и ряд населенных пунктов и территорий, в настоящее время находящихся под фактическим контролем Молдавии, были включены в состав территории ПМР согласно ее Конституции, утвержденной в 1995 году; впоследствии однако они перешли под фактическую юрисдикцию Кишинева в результате местных референдумов. В то же время указание на их принадлежность Приднестровью в конституции ПМР сохранилось и соответственно было перенесено и в принятый закон о госгранице - прим. ИА REGNUM). Страх начала военного конфликта, похожего на грузинский (2008 г.) был подпитан и Александром Дугиным, который напомнил молдаванам, что "Америка позорно бежала из Грузии, и так же она при случае поступит в Молдавии".
Проблема Приднестровья обсуждалась и на встрече президента Бэсеску с российским генералом Патрушевым, пишет Revista 22. Слова представителя Кремля были обнадеживающими: грузинский прецедент не может быть повторен в Республике Молдова. В то же время неясно, позволит ли Россия Молдавии выйти из своей сферы влияния. И если позволит, что получит в обмен. Тот же Александр Дугин, например, упомянул в своей книге "Основы геополитики и геополитическое будущее России" (2010), что воссоединение Румынии и Молдавии "неизбежно", и что Москва "должна стремиться осуществить это объединение в собственных интересах, с тем, чтобы включить это пространство под свой стратегической контроль".
Пока еще не имеется необходимых условий для установления подобного положения дел, но Владимир Путин хочет возобновить отношения с Бухарестом, с того места где он их оставил в 2005 году после визита Бэсеску в Москву, продолжает Revista 22. Румынский президент понимает, что Россия открыла ему дверь, и что любая встреча на высшем уровне должна разрешить многие вопросы, в противном случае её не случится. Путин в свою очередь знает, что сейчас подходящий момент возобновить обсуждения, касающиеся будущего румыно-российских отношений, в том числе вопроса Бессарабии, поскольку только такой игрок, как Бэсеску, которого он не смог ни приручить, ни победить, может взять на себя столь сложное уравнение, а 2014 - его последний год в Котрочень (президентский дворец в Бухаресте - прим. ИА REGNUM).
Осенью исполняется 135-летие установления дипломатических отношений между Россией и Румынией (и появления государства Румыния по решению Берлинского конгресса, проведенного по итогам победы России над Турцией в войне 1877-78 гг. - прим. ИА REGNUM), пишет Revista 22. Этот момент может быть использован в пользу Бухареста, если, конечно, Траян Бэсеску точно знает, чего хочет, и если румыны смогли бы стать более прагматичными, следуя совету Достоевского: "Судите о русском народе не по тому безобразию, какое он совершает так часто, но по величию и высоте духа, к которой он стремится, даже в злодействе своем" (Очевидно, сильно искаженная цитата из "Дневника писателя" за 1877 год
Серия последних событий подняла ряд важных вопросов относительно места Румынии в геостратегической игре, в которой она принимает непосредственное участие, пишет Romania Libera. И главный из них: решил ли Траян Бэсеску разморозить отношения с Россией? Если да, то является ли это нашей инициативой, или действием по совету Соединенных Штатов? Если нет, то какова цель приезда в Бухарест Николая Патрушева, секретаря Совета безопасности Российской Федерации? Как повлияет столь важный визит на развитие основных спорных вопросов: Молдавия, ПРО, высокие цены на импорт газа? Изменит каким-либо образом параметры нашего стратегического партнерства с США?
Ответ на первый вопрос предельно прост, продолжает Romania Libera. Визит Патрушева был инициативой русских. Это было их решение дать положительный ответ - лишь сейчас - на неоднократные приглашения в Бухарест для налаживания более последовательных дипломатических связей. И поскольку это был в значительной степени их выбор - осуществить визит Патрушева почти одновременно с визитом главы ЦРУ
Решение Румынии придать импульс отношениям с Россией было одной из собственных инициатив Бухареста, принятых много лет назад, пишет Romania Libera. Это практически совпало с моментом, когда теория продвижения в зону влияния Россия, декларируемая некоторыми приближёнными тогдашнего президента
Как и другие центрально- и восточноевропейские страны во главе с Польшей, Румыния пережила достаточно травматические отношения с Россией, чтобы не улыбаться, когда ей говорят, что в вопросах внешней политики, и, особенно, когда речь идет о странах НАТО, "Путин лает, но не кусает", продолжает Romania Libera. Некоторое время назад Траян Бэсеску попытался найти в отношениях с Россией золотую середину между холодностью отношений времен холодной войны и услужливостью "партнерства" по модели Евразийского союза. Однако у него ничего не вышло. Русские не пошли ему на встречу, как с Польшей, например, - с президентом
Враждебность кремлёвского лидера отчётливо проявилась в прошлом году, когда Москва открыто поддержала попытку импичмента Бэсеску (6 июля 2012 года депутаты от Социал-либерального союза объявили импичмент президента Траяна Бэсеску, который в свою очередь назвал это попыткой "государственного переворота". После этого озабоченность возможностью "отклонения" Румынии от пути демократии и построения правового государства выразили официальные представители Вашингтона и Брюсселя, а также канцлер Германии
Что же он хотел передать? - продолжает Romania Libera. Самое лучшее объяснение предложил аналитик
Как бы там ни было, в конце следующего года у нас будет новый президент, пишет Romania Libera. А у России новый собеседник. Открытость, которая сегодня демонстрируется по отношению к Бэсеску, является первым шагом на пути к возобновлению отношений с институтом президента. Сегодняшняя готовность к началу "оттепели", со своим заявленным противником, будет способствовать накоплению капитала доверия, которое будет использоваться в отношениях с преемником Бэсеску. И интересы России в Румынии требуют сейчас более чем когда-либо хотя бы не враждебно настроенного переговорщика, если уж не доброжелательного. А спорные вопросы остаются теми же: Молдавия, импорт газа и ПРО. Только вот первые два вопроса стали отягощаться. Что же касается ПРО, то русские уже смирились с этой мыслью, а мы свыклись с идеей, что они не могут позволить себе не протестовать. Это часть их игры. "Несогласие" - их единственная карта в отношениях с Соединенными Штатами, и они используют её так часто, как могут, чтобы отхватить ещё хоть что-то.
Ситуация за Прутом и новые события на газовом рынке, обусловленные обнаружением месторождений в Черном море, - совсем другое дело, продолжает Romania Libera. Здесь, у России есть прямой интерес, можно сказать повышенный, и она будет бороться любыми способами, чтобы не потерять сферу влияния. В отношении Молдавии позиция Москвы ясна: предотвратить любой ценой её вступление в Европейский союз, и если это не удастся, то хотя бы заставить Кишинев принять воссоединение с Приднестровьем на равных позициях. Таким образом, через людей и компании, которые она контролирует к востоку от Днестра, из Молдавии сделают троянского коня российских интересов в отношениях как с Европейским союзом, так и c Румынией.
Проблема Молдавии стала животрепещущей, потому что к удивлению русских, да и к нашему, её кандидатура на вступление в ЕС стала продвигаться чрезвычайно быстро, пишет Romania Libera. Конечно, не без существенной помощи Германии, Молдавия стала звёздной историей - и фактически единственной - "Восточного партнерства". Вероятность того, что Молдавия станет членом ЕС в ближайшем будущем столь велика, что даже Россия знает, что если ей и удастся выбить Молдавию на некоторое время из колеи, то всё равно придёт момент, когда это произойдёт (Согласно неоднократным публичным заявлениям еврочиновников разного уровня и статуса, сделанным в том числе в контексте целей и перспектив "Восточного партнерства" в целом, "вероятность того, что Молдавия станет членом ЕС в ближайшем будущем" не то что не "велика", а ее попросту нет, поскольку такая перспектива Евросоюзом в принципе не рассматривается. Соглашения об ассоциации с ЕС, переговоры о подписании которых наиболее активно из участников проекта ведут Молдавия и Украина, не предусматривают перспективы членства в ЕС и не представляют собой какой-либо "шаг" или "этап" на пути к вступлению в ЕС, как это пытается преподнести официальная пропаганда Кишинева и Киева - прим. ИА REGNUM). И когда интеграция произойдёт, в её интересах, чтобы это происходило в подходящих для неё условиях.
Несмотря на то, что официально Румыния поддерживает воссоединение Молдавии, на самом деле, наши конкретные усилия направлены на убеждение кишинёвских лидеров отказаться от Приднестровья на данный момент и вступить в ЕС без сепаратистской республики, с той мыслью, что присоединение произойдёт позже естественным путём, на условиях, с которыми будет согласна Молдавия, продолжает Romania Libera. Поскольку от Бэсеску трудно ожидать отказа от поддержки, которую мы предоставляем Молдавии с целью воссоединения двух государств под эгидой ЕС, русским остаётся только надеяться, что следующего президента можно будет убедить отказаться от этих планов и играть на их стороне. Не просто так, конечно, но взамен политической поддержки, или чего-нибудь еще.
Перейдём к вопросу о газовом рынке, пишет Romania Libera. Наиболее пессимистические оценки показывают, что месторождения, обнаруженные в Черном море, позволят добывать не менее 6,5 млрд. кубометров в год начиная с 2019 года! Согласно оптимистичным сценариям добыча оценивается в более чем 15 млрд. кубометров в год до 2030 года и далее. В обоих случаях, учитывая наши потребности в импорте, составляющие всего 3 млрд., через шесть лет Румыния станет экспортёром газа. То есть, конкурентом для России на рынке, на котором сейчас она авторитарно доминирует. Что же будут означать эти 3,5 миллиарда кубометров газа, которые можно выделить на экспорт? Во-первых, возможность полностью охватить потребности Республики Молдова - 1 миллиард - а так же Болгарии - 2,5 миллиарда. Что будут означать 12 миллиардов кубометров? Способность покрыть половину того, что "
И Молдавия, и экспорт газа являются вопросами первостепенной важности для России, продолжает Romania Libera. Цель их новой игры в отношении Румынии - сделать так, чтобы лидеры Бухареста, особенно тот, кто сменит Траяна Бэсеску, или тот, кто будет иметь реальную власть в своих руках, а это могут быть разные люди, были готовы пойти на компромисс. Якобы, в интересах обеих сторон. В чем тут может быть проблема? Просто практически невозможно примирить интересы Румынии и России по этим вопросам. Поскольку потворствование, пусть даже в небольшой степени, интересам Москвы, предполагает игнорирование национальных интересов. Что является неприемлемым.
Каков интерес Румынии в Молдавии? - пишет Romania Libera. Воссоединиться с нашими братьями за Прутом в рамках ЕС, без бремени под названием Приднестровье, которое находится под тотальным контролем Москвы! Здесь нет никакой золотой середины, которая частично примирила бы интересы России. Почему? Россия, даже в сравнении с Румынией, не сдвинулась с места в понимании и уважении демократии, вопросах верховенства закона и прав человека. Каковы интересы Румынии в энергетической сфере? Во-первых, независимость - то есть иметь выбор поставщиков и, следовательно, цен - большие поступления в бюджет, доходы от концессий и, если возможно, выгоды от транзита экспортного газа. Каков интерес России? Продолжать продавать нам как можно больше газа по непомерным ценам, по которым она делает это сейчас. Более того, не позволить нам стать экспортерами газа и отнять часть их рынка. И, кроме того, платить нам гроши вместо сотен миллионов евро за транзит газа, как это происходит сейчас. Разве можно примирить интересы этих двух сторон? Только если Россия перестанет относиться к нам, как к бывшему вассалу!
Через год-два мы узнаем, принесёт ли стратегия, инициированная Путиным, плоды, и была ли она действительно добрым намерением, продолжает Romania Libera. Будет несложно отследить, интенсивность, с которой Румыния будет продолжать поддерживать проевропейский курс Молдавии. Также легко будет оценить через три года, когда истекают контракты по транзиту газа из России, насколько прозрачно и справедливо будут пересмотрены цены. Будет заметно, поощряют ли политики или, наоборот, препятствуют инвестициям, которые могут принести энергетическую независимость, и могут превратить нас в крупного регионального игрока в этой области.
Подлинного патриотизма и лояльности прозападной ориентации Румынии, однако, будет недостаточно, чтобы выдержать трудные времена, которые грядут, пишет Romania Libera. Нужно ещё много ума, мужества и решимости в реформировании государства и экономическом росте. Как сказал глава Stratfor
Радужным мечтам не суждено сбыться, пишет Capital. Более 11 лет мы надеялись на NABUCCO - альтернативу импортируемому из России газу. Первые поставки, осуществляемые через NABUCCO должны были поступить в Румынию еще в 2007-2008 годах, позже этот срок был продлен до 2012 года, а последняя дата была назначена на конец 2018 - начало 2019 года. Все эти сроки рухнули один за другим, как домино. Всё было спланировано и настроено просто идеально - если верить заявлениям директоров этого проекта, нужно было лишь нажать спусковое устройство: выбор в пользу газотранспортного маршрута из Каспия.
Но 26 июня
Из всех четырех государств, через которые должен был пролегать трубопровод NABUCCO, Румыния меньше всех зависит от российского газа (27%), по сравнению с Болгарией (92%), Венгрией (60%) и Австрией (49%), пишет Capital. Только вот все эти страны, в отличие от Румынии, имеют иные подключения с другими европейскими странами, а цены на импортируемый российский газ у них значительно ниже тех, которые платит Румыния. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, речь идёт об объёмах и прямых контрактах. Сейчас у нас нет прямых контрактов с "Газпромом", только через посредников - WIEE и Imex Oil. Второе, и, возможно, самое главное, это уровень сотрудничества на высоком уровне между Румынией и Россией. Если немцы, французы, и даже болгары смогли сохранить московского царя в качестве союзника, связь Котрочень с Кремлем осталась сдержанной. Для Румынии "кончина" NABUCCO является более серьезной проблемой, поскольку, в соответствии с переговорами с
Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. В 1812 году пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом Бессарабия была освобождена российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией, вошла в состав Российской империи. Государство Румыния (основу которого составили объединившиеся княжества Валахия и Молдавия без Бессарабии) появилось по решению Берлинского конгресса в 1878 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к Приднестровью была образована Молдавская ССР. В то же время румыноунионисты вслед за официальным Бухарестом считают 1812 и 1940 годы соответственно первой и второй "русско-советскими оккупациями".
В 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во
Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.