С переходом интеграционных процессов из Европы в постсоветское пространство возникли сложности. Некоторые государства бывшего СССР, искавшие новый интеграционный модус, встали перед выбором - Россия или Запад. По крайней мере, подобные заявления периодически звучат из уст высокопоставленных лиц, как Евросоюза, так и стран-участниц Таможенного союза. Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые государства постсоветского пространства, участвующие в процессах евроинтеграции, в вопросе безопасности завязаны на России. В таком положении оказалась и Армения, которая с одной стороны идет на подписание Ассоциативного соглашения с ЕС, с другой - выражает готовность участвовать в работах Таможенного союза и рассчитывает на Россию в вопросе обеспечения безопасности страны.

Вопрос по принципу "или-или" перед Арменией поставил президент Польши во время недавнего визита главы армянского государства Сержа Саргсяна в Варшаву. Однако директор Армянского центра национальных и стратегических исследований Манвел Саркисян считает, что ставя "вопросы ребром" в вопросах интеграционных форматов, глобальные центры силы на самом деле преследуют иные цели. "Таким образом, решаются иные задачи - проверка стран на лояльность, решение конкретных проблем в отношениях и пр. Страну подгоняют под геополитический выбор. Это уже не вопрос интеграции, а проблема геополитического выбора, которая сильно связана с вопросами безопасности", - подчеркнул Саркисян в интервью ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Г-н Саркисян, некоторые эксперты и политики в Армении склоняются к мнению о том, что страна стоит на важнейшем историческом перепутье, делая выбор между Европейским союзом и Таможенным союзом. Есть те, которые предлагают решить вопрос путем референдума. В частности такое мнение в интервью ИА REGNUM высказал экс-руководитель Службы национальной безопасности Армении, генерал-лейтенант Карлос Петросян. Как вы относитесь к этой идее?

Я не считаю правильным в настоящее время обсуждать эту идею. Когда правительство Армении обсудило этот вопрос с гражданами страны, когда оно представило внятные и исчерпывающие объяснения по поводу того, что представляет собой интеграция с Европейским союзом или Таможенным Союзом (ТС)? Референдумы проводятся по более простым, то есть до конца ясным вопросам, когда все ясно, и остается только выбирать. В этом плане, каждый день мы слушаем различные заявления и объяснения, которые часто противоречат друг другу. Нет четкого подхода. Правительство сегодня говорит одно, а завтра делает другое. Даже у властей нет глубинного понимания этих процессов. Как должен делать выбор простой гражданин?

ИА REGNUM: В вопросах безопасности Армения сотрудничает с Россией и ОДКБ, а в плане экономического развития и проведения демократических реформ стремится в ЕС, желая подписать соглашение об Ассоциации в ходе Вильнюсского саммита в ноябре текущего года. На примере Армении, пожалуйста, объясните нынешние интеграционные процессы?

Начнем с характеристики интеграционных процессов нового времени. В них наблюдается внутреннее противоречие. Если в свое время евроинтеграция проходила в полной гармонии с вопросами безопасности, и страны фактически не видели больших противоречий в своих отношениях, с переходом евроинтеграционных процессов в зону постсоветского пространства возникла дилемма. Система безопасности многих стран бывшего СССР завязана на России и ее вооружении, а внутренние реформы и какие-то экономические пласты связаны с европейским пространством. Из действий госорганов, которые ведут переговоры вокруг интеграции, видно, что существующее противоречие создало достаточно сложные проблемы. Государствам предлагается интеграционное пространство, однако в вопросе безопасности они завязаны на другую площадку, выходящую за грани предлагаемого формата. В данном случае Армения участвует в ОДКБ, с другой стороны желает интегрироваться с ЕС и должна как-то сопоставлять эти векторы. С другой стороны на постсоветском пространстве возникают интеграционные проекты России.

На этом фоне и звучат заявления различных официальных лиц о необходимости сделать выбор по принципу "или-или". В этом плане дискуссии вокруг необходимости того, чтобы Армения сделала выбор, ведутся в рамках заранее заданных интеграционными форматами параметров. Руководство Армении эти параметры принимает, во всяком случае, не оспаривает их. Никто не задается вопросом, нужно ли вообще делать этот выбор и к чему это может привести. В конце концов, вопрос безопасности более актуален, никто не пересматривает ее, и эта тема вообще не ставится на обсуждение. На этом фоне обсуждается вопрос интеграции в то или иное пространство. До сих пор такой вопрос не стоял, и никаких особых проблем не было. В настоящее же время страну подгоняют под геополитический выбор. Это уже не вопрос интеграции, а проблема геополитического выбора, которая тесно связана с вопросами безопасности. При том предлагают решить эту проблему безапелляционно.

Европейский Союз предлагает Армении подписать все договора в рамках программы "Восточное партнерство". Такое ощущение, что здесь нет ничего плохого. На самом же деле, этот выбор очень трудно сделать, поскольку есть противодействие с другой стороны. Если смотреть на ситуацию в целом, стоит задасться вопросом: стоит ли делать этот выбор в рамках заданных параметров. Если интеграция гармонично не сочетается со всеми аспектами международной жизни Армении, более того создает новые проблемы, Ереван может просто заморозить процесс и поставить партнеров перед фактом. Пусть они (ЕС, Россия - ред.) сначала разберутся между собой, снимут все существующие проблемы, и только после Армения вернется к процессу. Такой вопрос со стороны Еревана даже не ставится, почему-то считается, что нет альтернативы.

ИА REGNUM: Я правильно понял, что вы предлагаете отложить процесс в "долгий ящик". Дело в том, что сейчас процессы развиваются быстрыми темпами, за ними нужно успевать. Как Армения может отложить этот процесс или вообще выпадать из него?

Если простая работа превращается для страны в вопрос жизненного выбора, ее надо оставить в стороне. Простая работа должна иметь свой статус, не более. Интеграция предлагает открытые границы, торговлю, однако она не должна подталкивать страну в тупик геополитического выбора. Смотрите, инициированные Россией интеграционные проекты на пространстве СНГ, по сути, очень аморфные. Никто до конца не понимает, что они представляют собой, нет расчетов, как они повлияют на жизнь страны и простых людей. Вот когда все расчеты будут четко сделаны, все станет предельно ясно, а Москва и Брюссель разберутся в своих проблемах, тогда стоит обсудить эти проекты. С другой стороны, ЕС предлагает сделать выбор в свою пользу и подписать соглашение об Ассоциации. Да, здесь есть четко прописанные правила игры и пр., однако для Армении это создает проблемы, поскольку снова ставит страну перед геополитическим выбором. Какие товары Армения может поставить в Европу, что без соглашения об Ассоциации не получается делать? Есть ли у Армении конкурентоспособные товары для европейского рынка? К примеру, если экспортный потенциал страны составляет один вагон товаров, от строительства даже 10 железнодорожных веток в Европу, этот потенциал не возрастет.

ИА REGNUM: Участие Армении в интеграционных форматах ЕС и СНГ создает для нее проблемы или открывает новые возможности?

Это делает бессмысленным проекты интеграции. На самом деле, интеграционные проекты работают тогда, когда нет существенных преград на их пути. Когда существуют такие препятствия (в данном случае речь идет о противоречии между системой безопасности и интеграционным форматом), проекты становится бессмысленными. Масштабы обсуждаемых вопросов и их значимость в виде подписанных договоров не могут стоять в одном ряду с теми пробелами, которые могут возникнуть. То есть, страна делает какие-то шаги в сторону углубления интеграции, однако взамен получает фундаментальные проблемы, которые очень сложно будет решать. Необходимо реально смотреть, что получает страна с вступлением в Таможенный союз или подписанием соглашения об Ассоциации. Определенные дивиденды, конечно, Армения может получить, однако вместе с этим возникнет дюжина неразрешимых проблем. Думаю, сами инициаторы этих проектов понимают это, однако они продолжают продвигать свои начинания, решая этим исключительно геополитические задачи. В противном случае, мы бы наблюдали реальные сдвиги, скажем, в инициированных Россией интеграционных проектах. Но мы слышим только разговоры на эти темы, в рамках которых страны ставятся перед геополитическим выбором. Я порой, склоняюсь к тому, что это и есть цель всех разговоров об интеграции. То есть решаются иные задачи - проверка стран на лояльность, решение конкретных проблем в отношениях и пр.. В этом плане интересно значение ОДКБ. Никто не знает, функционирует ли эта организация, есть ли у нее четкая позиция по какому-то вопросу, например, по карабахскому конфликту. При решении отдельных вопросов возникает ситуация, когда непонятно, в силах ли блок действовать в кризисных ситуациях или нет. Тогда в чем смысл этой организации? Опять-таки возвращаясь к прежней мысли, даже разговоры вокруг ОДКБ всего лишь темы, в рамках которых решаются иные задачи.

ИА REGNUM: Объясните, что вы подразумеваете под выражением "решаются иные вопросы".

Хорошо, затронем тему поднятого шума вокруг последних поставок Россией новейшего вооружения Азербайджану. Мы только слышим крики вокруг этой темы, нет внятного объяснения, почему осуществляются эти поставки. Понятно, что оружейная сделка является результатом политического решения, принятого в верхушке власти России. Подобные решения принимаются, исходя из каких-то важных стратегических целей, однако о них никто не говорит. То есть, на фоне разговоров вокруг тем Таможенного союза, несуществующего Евразийского союза и европейской интеграции, решаются подобные задачи. Цели совсем другие. Если задуматься, становится ясно, что в реальности существуют совершенно иные актуальные проблемы в отношениях России с Западом, о которых в нашем регионе никто толком не говорит. Россия снабжает азербайджанскую армию самым современным вооружением для того, чтобы взять ее под свой контроль. Кто вооружает, тот и контролирует ситуацию. Однако Москва одновременно принуждает Армению согласиться на предложения, не исходящие из ее национальных интересов. Вооружая армию Азербайджана, Россия, конечно, решает свои задачи, но в то же время этим шагом принуждает Армению открывать свои ворота для большего присутствия Москвы здесь. Азербайджан снабжают танками, сюда желают поставлять ОТРК "Искандер". Вот где реальные вопросы решаются, а все остальные темы создают фон в СМИ.

ИА REGNUM: Недавно состоялся визит президента Армении Сержа Саргсяна в Польшу. На совместной пресс-конференции с главой польского государства Серж Саргсян, касаясь темы интеграции и выбора страны, заявил, что Ереван работает по принципу не "или-или", а "и-и". В ответ президент Польши подчеркнул, что Армения не может быть в двух экономических пространствах одновременно, она должна сделать выбор. Как вы прокомментируете это?

Польша и ЕС, ставя вопрос таким образом, на самом деле преследуют иные цели, где мало место отводится самой интеграции. Когда мы поймем, о чем речь, тогда легче будет объяснить, почему президент Польши именно так поставил вопрос. Как вы думаете, глава Польши не знает, что ставит условие, которое на данном этапе невыполнимо для этой Армении? Есть цель, о которой не говорится. Специально задаются параметры, в рамках которых стране очень трудно ориентироваться. На самом деле, игра не стоит свеч, так как для решения очень простых интеграционных задач перед страной ставятся фундаментальные геополитические условия.

ИА REGNUM: Польша играет ведущую роль в программе ЕС "Восточное партнерство". Она является инициатором подключения закавказских государств к программе. В чем заинтересованность Польши? В том, чтобы ставить вопрос однозначного выбора Армении между Россией и ЕС?

В этом процессе у каждого своя роль. Польша, как ментально антироссийски настроенная страна, является достаточно стабильным проводником политики США в этом пространстве. У нее есть интерес, при этом она демонстрирует свою способность решать поставленные перед собой задачи в отношениях с государствами Восточного партнерства, и ей делегируется эта роль. В связи с этим в заявлениях польской стороны всегда прослеживается нечто всегда антироссийское, и нечто всегда прозападное. Это очевидно и это нормально. Какая-то другая страна берет на себя другую роль. Например, Швейцария всегда использует свой нейтральный статус и занимается ключевыми конфликтными проблемами. Она выполняет функцию, которую за ней признают.

Беседу вел Аршалуйс Мгдесян