Комитет госбезопасности Белоруссии завершил расследование резонансного уголовного дела о "плюшевом десанте". Об этом 28 июня в Минске заявил первый заместитель председателя КГБ Игорь Сергеенко.

Представитель КГБ лаконично констатировал: расследование уголовного дела "завершено". Сергеенко отказался сообщить подробности расследования.

Напомним, 4 июля 2012 года, двое подданных Швеции на легкомоторном самолёте Jodel нелегально пересекли литовско-белорусскую границу, сбросили над территорией Белоруссии плюшевые игрушки с плакатами в защиту прав человека и вернулись в Литву. Ответственность за акцию взяла на себя шведская рекламная фирма Studio Total. По словам участников, целью мероприятия было выставить Александра Лукашенко в смешном виде и тем самым приблизить конец его правления. "Плюшевый десант" существенно осложнил и без того непростые отношения официального Минска с Литвой и Швецией.

Новость о "плюшевом десанте" сначала игнорировалась госорганами Белоруссии, затем они стали дозированно давать опровержения. Минобороны Белоруссии попыталось доказать необоснованность сообщений о "плюшевой бомбардировке". В конце июля 2012 года на совещании с "силовиками" Александр Лукашенко выступил с признанием факта нарушения воздушной границы. По его поручению было проведено расследование, вскоре он освободил от должности командующего ВВС и войсками ПВО Белоруссии Дмитрия Пахмелкина и председателя Госпогранкомитета Игоря Рачковского за "ненадлежащее исполнение служебных обязанностей по обеспечению национальной безопасности Республики Беларусь". О неполном служебном соответствии были предупреждены министр обороны Юрий Жадобин и начальник Генштаба Вооруженных сил Петр Тихоновский. Был объявлен выговор госсекретарю Совбеза Леониду Мальцеву и председателю КГБ Вадиму Зайцеву. Непосредственным виновником инцидента с белорусской стороны был назван дежурный прапорщик, увлекшийся мытьём полов и не сообщивший о зафиксированном нарушении госграницы - за это 4 января он был приговорён к двум годам колонии усиленного режима.

Организаторами высадки "плюшевого десанта" стали подданные Швеции Пер Кромвелл, Томас Мазетти и Ханна Фрей. Последние двое непосредственно участвовали в акции, находясь в самолёте. Весной 2013 года они поженились, у них родился сын. КГБ Белоруссии приглашал их прибыть в Минск для объяснений, на что они ответили серией сатирических текстов и заявлений в многочисленных интервью.

КГБ Белоруссии выявил и арестовал двух "пособников" шведских подданных из числа граждан Белоруссии, поместив в августе 2012 года под стражу риэлтора Сергея Башаримова и студента-фотографа Антона Суряпина. Представители Евросоюза и ОБСЕ потребовали их освобождения. В поддержку задержанных выступили представители белорусской общественности. Так, 9 августа 2012 года Суд Советского района г.Минска приговорил к максимальным штрафам (около $360) белорусских журналисток Ирину Козлик и Юлию Дорошкевич за попытку сфотографироваться с мягкими игрушками 8 августа в центре Минска. Вечером 8 августа их задержали милиционеры возле минского Дворца искусств при фотографировании с мягкими игрушками - медвежатами. Как выяснилось, таким образом задержанные хотели проявить солидарность с задержанным в июле и находящимся за решеткой минским студентом-фотографом Антоном Суряпиным. По версии милиционеров, журналистками было совершено административное правонарушение - незаконное пикетирование (23.34 - КоАП) или, как сказано в протоколе задержания - "пикетирование путем фотографирования".

В итоге власти Белоруссии были вынуждены отпустить задержанных, по-прежнему являющихся фигурантами уголовного дела о незаконном пересечении госграницы. Их статус до настоящего времени неясен и именно этот вопрос мог бы уточнить 28 зампред КГБ.

Как сообщало ИА REGNUM, после "плюшевого десанта" Госпогранкомитет и Минобороны Белоруссии получили значительные бюджетные средства на закупку нового оборудования для мобильного мониторинга воздушной границы. Александр Лукашенко запросил военно-техническую помощь России, в ходе белорусско-российских переговоров было решено разместить российскую авиабазу в белорусском городе Лида (приграничная с Литвой Гродненская область Белоруссии).