Эксперт: Встреча президентов Казахстана и Узбекистана - новая геополитическая конструкция?
Встреча
"Сегодня этот регион, по сути, представляет собою кипящий котел противоречий, угроз и вызовов безопасности не только среднеазиатских республик, но и России. Это, как минимум, национальные конфликты, политическая нестабильность, нерешенность вопросов границ, проблемы водопользования, демографическое давление, социальные и экономические противоречия, наркотрафик", - перечисляет член Общественной палаты России.
По ее мнению, перечень проблем, готовых в любой момент вылиться в социальный конфликт можно продолжать еще долго. Но к ним добавилась еще одна, которая, подобно известной соломинке, способна разломать всю конструкцию безопасности в регионе. Речь идет, конечно, о новом этапе "Большой игры", о вмешательстве иностранных акторов в дела Центральной Азии, создание центров управляемого хаоса и нестабильности.
"Проникновение салафитской идеологии в Центральную Азию, попытка салафитов создать здесь плацдарм для распространения "управляемого хаоса" к границам России, является, пожалуй, основной внешней проблемой региона, решить которую ни одна из центральноазиатских республик в одиночку не в состоянии. Собственно, в одиночку, или даже в режиме двустороннего диалога, трудно решить и остальные проблемы, от наркотрафика до режима водопользования. Общая ответственность за будущее региона, которую подтвердили два региональных лидера Ташкент и Астана, является, безусловно, необходимым условием решения проблем" - выделила Вероника Крашенинникова.
Генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив считает, что подписанные в ходе встречи глав государств документы, в том числе "Договор о стратегическом партнерстве" еще предстоит наполнить конкретным содержанием. Сторонам предстоит большая работа по увязыванию взаимных интересов и урегулированию существующих противоречий.
"Важно сейчас другое, и именно это "другое" является главным итогом встречи: и Ташкент, и Астана признали, что все противоречия между ними не носят антагонистического характера и могут быть разрешены за столом переговоров. Вторым по значимости итогом встречи следует признать то, что на официальном уровне было заявлено об ответственности двух наиболее мощных государств региона за развитие "менее успешных", по тем или иным причинам, соседей, Киргизии и Таджикистана. И Ташкент, и Астана готовы оказать соседям содействие в реализации крупных инфраструктурных проектов, привлекая к ним не только государственные финансовые возможности, но и возможности своих частных инвесторов, более ответственных, чем инвесторы внерегиональных держав", - рассказала член Общественной палаты РФ.
Отдельно Вероника Крашенинникова выделила то, что начавшийся стратегический диалог между двумя региональными лидерами открывает новые возможности для российской дипломатии и для инициатив российского руководства в формировании безопасного и стабильного евразийского пространства, устойчивого ко внешним угрозам и вызовам.
"Диалог в формате "Ташкент-Астана" совершенно не исключает российских инициатив в формировании повестки данного диалога. Более того, с учетом тесных отношений, которые существуют у Москвы с этими двумя государствами, российские инициативы для совместного обсуждения Каримовым и Назарбаевым не просто желательно, а необходимы", - отметила генеральный директор Институт внешнеполитических исследований и инициатив.
По мнению эксперта, теперь дело за наполнением деклараций повседневной конкретикой, если хотите - создание контрольных цифр в экономическом, военном и гуманитарном сотрудничестве, к которым надо стремиться, которые должны быть обязательными к исполнению.
"Слишком много у нас общих проблем и вызовов в регионе. Слишком нахраписто и наступательно действуют иностранные акторы, цели которых прямо противоречат интересам народов наших стран. Главным внешнеполитическим принципом наших стран должно быть: региональным проблемам - региональные решения. Все государства региона заинтересованы в одном: мирном и благополучном развитии своих стран и региона в целом. Заморские же державы, поскольку им здесь не жить, проводят совершенно другие цели. А региональные решения для региональных проблем разрабатываются именно в многосторонних форматах, в том числе в рамках