Историк: В Белоруссии всё более вольготно себя чувствует описанная Достоевским сволочь
Сенат Польши 20 июня после двух месяцев обсуждений принял резолюцию, обвиняющую действующую в годы
ИА REGNUM: Насколько актуальна для Белоруссии проблематика, обсуждаемая общественностью Польши и Украины после принятия польскими парламентариями по Волынской резне?
АКовцы с бандеровцами давно приступили к дележке шкуры "неубитого медведя" - наследия белорусских партизан. Долгое время в Белоруссии широкие массы не подозревали о том, кто, где и как готовит радикальную переоценку истории - в курсе событий были только специалисты, имевшие возможность лично посещать Польшу и Украину, встречаться с экспертами, читать местную прессу и т.д. Сегодня в Белоруссии вызывает большой общественный резонанс демонизация советских партизан и героизация их противников, хотя это давно пройденный этап для, например, Украины и Литвы.
Как ни дико это может прозвучать, однако и в Белоруссии начинают героизировать полицайщину и ниспровергать партизан. Разумеется, нужны новые герои, и их готовят к появлению. Пока, правда выясняют - кто более "героичный" - АКовцы или ОУНовцы.
Еще есть "лесные братья" литовские. Литовское гестапо - саугама - активно сотрудничало с нацистскими коллегами не только против советских партизан, но и против АКовцев. Кстати, во время войны вся эта сволота, в основном использовавшаяся на подхвате ССовцами в самых грязных акциях против мирного населения, действительно геройски билась только между собой. О грызне польских формирований с бандеровцами, оставившими память и в белорусских сёлах, написано много публицистических произведений, создано множество тематических передач на радио и телевидении, хотя фундаментальных исследований на основе архивных документов и воспоминаний очевидцев по-прежнему не хватает. Поэтому можно вспомнить о действительно блестящих операциях АК против обученных нацистами литовских националистических формирований - генерала Плехавичюса и др., значительно превосходящих поляков количественно и по вооружению, весной 1944 -го на территории т.н. Ковенской Литвы. Немцы, убедившись в боеспособности литовских подопечных в схватках не с безоружными крестьянами, а вооруженной силой, после этого не скрывали презрения к тем, кого приручили: раздели их до белья и заставили провести в таком виде импровизированный "парад" в Ошмянах. Участники-литовцы несли в руках вместо сабель символичные мётлы.
ИА REGNUM: Насколько оправданы заверения чиновников Белоруссии о том, что сложившиеся подходы к оценке уроков Великой Отечественной войны не будут подвергнуты ревизии?
Ревизионизм в Белоруссии практикуется не только публицистами-маргиналами, но сотрудниками государственных учреждений. К юбилею 200-летия Отечественной войны 1812 года в Белоруссии из официальной историографии уже был изъят термин "Отечественная война". От него отказались во многих госведомствах - Академии наук, Нацбанке, министерствах культуры, юстиции, образования и т.д. За год власти Белоруссии организовали лишь одно научное мероприятие к юбилейной дате - международную конференцию 23-24 ноября в БГУ, где было вновь заявлено, что война не является Отечественной и белорусы не участвовали в партизанской борьбе, и вообще партизанской борьбы во время наполеоновского нашествия не было. Одновременно представители властей и Минобороны РБ вместе с послами стран
Отказ от отечественного характера войны 1812 года имеет далеко идущие цели и последствия. Это своего рода обкатка ревизии исторической памяти. На очереди - пересмотр отношения к Великой Отечественной войне. По аналогии с войной 1812 года, объявленной "российско-французской", ее готовятся представить "русско-немецкой". Обелить по той же схеме полицаев, представив их "белорусской" стороной конфликта, переложив ответственность за геноцид белорусов с фашистских карателей и их холуев на "кровавых сталинских партизан". Ну и, соответственно, свято место, которое пустым не бывает, должны занять новые герои - "повстанцы из польских или украинских националистов".
История Отечественных войн в современной Белоруссии переписывается с большевистской неистовостью и коллаборантской подлостью. Местная горластая постперестроечная пена порой ухитряется переплюнуть даже одиозную
ИА REGNUM: Как давно ревизионизм стал нормой в Белоруссии?
Открытая атака на историческую память белорусов, с использованием прибалтийских и западноукраинских наработок, началась не сегодня. В канун 65-летия победы были распропагандированы книги И.Копыла "Небышино. Война" и В.Хурсика "Кроў і попел Дражна". Суть: война против белорусов началась 1 сентября 1939 года с нападения СССР и Германии на Польшу. Фашисты быстро изгнали трусливую
ИА REGNUM: Кто же может озвучивать подобное в республике, потерявшей в войне каждого четвертого жителя?
Сейчас уже официально заявляется, что во время Великой Отечественной войны погиб каждый третий житель БССР. Наряду с увеличением числа погибших появляется всё больше публицистов, переворачивающих трактовку этой трагедии с ног на голову. Самыми накаленными "развеначателями" белорусских партизан с 1990-х в РБ выступает семейство Тарас - в советское время подобные литераторы делали себе "имя" на воспевании белорусских партизан, в том числе в годы Первой мировой войны, именовавшейся до 1917 года Второй Отечественной, - в книгах типа "Миколка-Паровоз", а сейчас объявили эту войну "москальско-германской". Недавно скончавшийся старший брат Валентин, в советское время выделялся особой сверхидейностью даже среди местных литераторов, заняв в юном возрасте видное место среди них благодаря строкам "Сталин жив и долгие столетья будет слушать Сталина народ - в Сталинском Центральном Комитете Мудрый Гений Сталина живет!". В начале 90-х Валентин Ефимович Тарас отправил сына Виталия работать на "Радио Свобода" и склепал крутившийся на белорусских госканалах 4-серийный документальный фильм "После победы", выступив в роли ведущего за кадром. Оказалось, что в условиях фашистской оккупации белорусы жили "обычной и нормальной" жизнью, среди оккупантов было много "хороших хлопцев", развлекавших девушек игрой на губных гармошках и кормивших детей шоколадками. Оккупанты заботились о белорусах - организовывали школы, детские дома и интернаты, где кормили два раза в день мармеладом. А вот партизаны были не такими хорошими... Что, впрочем, не помешало 13-летнему Вале Тарасу, таки отведавшему по его признанию немецкого мармелада, сбежать к этим самым партизанам и отсидеться у них до освобождения Белоруссии в отряде "За Советскую Родину". В 1950-е юный Тарас сделал стремительную карьеру в главной партийной газете БССР. Благодаря пламенным строкам о "бессмертном гении Сталина" и многолетним попрекам однокурсников по журфаку БГУ - дескать, пока вы молокососы мамок за юбки держали, мы - советские партизаны - врага громили и кровь за вас проливали.
Сегодня его младший брат, издатель соответствующей "разоблачающей" партизан литературы Анатолий Ефимович Тарас заявляет в многочисленных интервью, что партизаны "в основном занимались самообеспечением, население грабили и воевали со своими, уничтожив в 5-7 раз больше своих сограждан чем фашистов... Они грабили население и население сопротивлялось как могло. Вся политика руководства была ориентирована на то, чтобы партизаны провоцировали немцев на расправы... партизаны не воевали в поле, суть их тактики - нападение из-за угла, удар в спину. А вот немцам этого делать нельзя, это могли делать только большевики... Для тех, кто считает, что в истории партизанского движения есть нечто, достойное гордости или восхищения. Увы, ничего подобного там не было. Это всего лишь еще одна неприглядная сторона войны... Мы показали, что партизаны во многих случаях были не лучше оккупантов. Что партизаны делали меньше всего - так это воевали. Ущерб, который они причинили фашистским захватчикам, их союзникам и пособникам, просто ничтожен... иногда они боролись с врагом, но, прежде всего - со своим народом".
ИА REGNUM: Как на подобное реагируют власти?
Белорусские власти переняли далеко не лучшее из советского прошлого, не желая в упор замечать проблем и стремясь рапортовать лишь о победах и достижениях, в том числе в вопросах исторической памяти. На словах, о войне вроде бы много официозно трубят с целью придания большего веса ее "белорусскому аспекту". Дескать, именно белорусы победили Гитлера, доведя его до самоубийства и т.п. Госпропаганда пытается национализировать наследие Победы (в духе - пока вы там за юбки прятались, мы тут "в окопах гнили"), присвоив себе статус главного спасителя не только Москвы и СССР, но и Европы и всего мира.
Войне уделяется столько внимания, что девочки-подростки, приезжая на мемориальный митинг, посвященный 70-летию трагедии 628 белорусских деревень, сожженных вместе с жителями карателями из СС и полицаями, уверенно заявляют журналистам, что приехали на... "праздник Хатыни", устраивают фотосессии с кривляниями на памятниках жертвам фашизма - на свежевозложенных цветах и надписях "Слава павшим героям" и выставляют фото в соцсетях... Совсем несложно в Интернете найти подобные фотографии или записи в блогах. Всё это говорит о той работе, которую проводят республиканские и местные власти с участием ветеранов, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше.
Власти Белоруссии отказались от парада 9 мая (официально эта традиции была прервана президентом еще несколько лет назад и перенесена на день независимости в июле), в белорусских городах тихой сапой исчезают имена героев партизанского движения, как это произошло с именем Константина Заслонова в Орше или Льва Доватора на Шарковщине. Параллельно с "низложением" советских партизан, на которых возлагают основную вину за гибель людей и чье движение якобы принесли извне Сталин и НКВД, идет пока незаметная героизация "истинных внутрибелорусских" партизан - польских АКовцев и украинских ОУНовцев. Тех самых, что под командой угощавших шоколадом и игравших на гармошках "немецких хлопцев" на пару с местной сволочью, сжигали в деревнях больных тифом людей, скармливали детей овчаркам, уничтожив в общей сложности 5.482 белорусские деревни. Электронная база сожженных нацистами белорусских деревень опубликована на сайте Национального архива Белоруссии.
ИА REGNUM: Неужели молчит "партия власти" - "Белая Русь"? Молчат пенсионерско-ветеранские и прочие молодежно-бюджетные организации и многочисленные научно-исследовательские госструктуры?
Уже не молчат. В конце марта в редакции одного из правительственных изданий по инициативе Института истории Академии наук РБ прошел знаменательнейший "круглый стол" руководства этого института "БНР как национальная форма белорусской государственности". Чтобы было понятно российскому читателю: на государственном уровне на щит открыто подняты:
А) провозглашенная в условиях германской оккупации "Белорусская народная республика" (БНР), президенты которой обращались с меморандумами о поддержке к кайзеру Вильгельму (1918) и
Б) фашистские прихвостни, объявленные "зачинателями и главными особами белорусского национального движения", вроде уничтоженного в 1943 году партизанами фашистского подельника Вацлава Ивановского (брата сподвижника
Это равноценно отказу от госидеологии и курса, которого
ИА REGNUM: Как и почему подобное может происходить на белорусской земле?
Ничего принципиально нового не происходит. Объяснение мотивации застрельщиков инновационно-ревизионистских теорий можно найти в романе
Белорусское общество переживает не лучшие времена: экономические потрясения, социальные, духовный кризис и т.д. В этой ситуации, как обычно, появляется среда, в которой вольготно себя чувствуют, как отмечал в "Бесах" Достоевский, "сволочь" и их "передовые". Они видят друг друга издалека, сотни километров для них - не расстояние. Скоро необандеровцы проведут фестиваль "Бандерштат" в Луцке - приглашены их братья по разуму из Белоруссии. В это же время в Варшаве с неоАКовцами будут обсуждать планы дерусификации Белоруссии другие местные уроженцы - представители то ли "белАрусов", то ли "лицьвинов", то ли "поляки малые".
Через весьма непродолжительное время, если "белорусскому вопросу" на Западе уделят больше внимания, мы получим ситуацию, аналогичную той, которая сложилась на Западной Украине со всеми вытекающими отсюда последствиями. Совместную альтернативу такому сценарию могут предложить представители общественности и государства. Однако со стороны чиновников не наблюдается понимания происходящего.