К 95-летию создания армянской национальной разведки и контрразведки Служба национальной безопасности Армении (СНБ) распространила материал, в котором обозначены основные вехи деятельности первой национальной спецслужбы в сложный период сущестования Первой Армянской республики (1918-1920). Одновременно в музее истории органов безопасности Армении, действующем в системе СНБ, организована выставка историко-документальных материалов.

Последние свидетельствуют, что правительство Первой Республики, созданной в тяжелейшей геополитической и военной ситуации, считало основание и работу спецслужбы одной из своих приоритетных задач. В короткий исторический период, преодолевая огромные финансово-экономические, кадровые и материально-технические трудности, хорошо осознавая необходимость равноценно противостоять азербайджанским и турецко-кемалистско-большевистским провокациям, в Первой Республике были созданы специальные службы в форме разведывательного и контрразведывательного отделения Главного штаба Военного министерства Армении.

Основываясь на агентурных данных, отделение в сжатые сроки создало внушительную базу данных, которая давала возможность получать разностороннюю информацию об имеющихся в регионе силах, о политической ситуации, о разведке и другой враждебной деятельности противника военно-политического характера, которое вовремя сообщало руководству государства и армии. При этом стержнем деятельности спецслужб Первой Республики была борьба против Азербайджана и Турции. Архивные документы свидетельствуют, что в пресечении акций врага, обезвреживании многих их агентов и в обеспечении безопасности государства армянские спецслужбы проявили себя с наилучшей стороны. Невзирая на геополитическую блокаду со стороны Турции и Азербайджана, правительство имело необходимую информацию о раскладе сил в Закавказье, перемещениях войск и т.п.

Так, разведчик Тигран Девоянц в своих мемуарах отмечает, что Азербайджан имел в Ереване агентурную сеть, а дипломатический представитель этой республики, пользуясь своим положением, постоянно передавал шифрограммы с развединформацией в Баку. Однако шифр был быстро разгадан, и "посредством этих телеграмм правительство ежедневно узнавало о планах врага и сообразно этому предпринимало необходимые действия".

Например, представитель Азербайджана, перевозивший крупную сумму денег для снабжения "татарской армии в районе Нахичевани" был ограблен "неизвестными мошенниками", что не позволило азербайджанскому командованию пополнить свои войска. Имена многих сотрудников национальной спецслужбы впоследствии были забыты. Но некоторые известны, увы - лишь по материалам уголовных дел, возбужденных против них в советские годы. Так, в 1927 г. судебная коллегия Государственного политического управления при Совнаркоме Закавказской Федерации приговорила начальника разведотделения Главного штаба Ваагна Мурадяна, офицеров-разведчиков поручика Микаела Додохяна и поручика Григория Хачатряна, сотрудника контрразведки Григория Ерамова к 10 годам заключения.

СНБ подчеркивает, что офицеры-сотрудники спецслужб Первой республики проявляли себя не только умелыми профессионалами, но и истинными патриотами: зачастую при отсутствии финансовой поддержки со стороны государства, они за счет собственных средств стремились любой ценой выполнить поставленные перед ними задачи.