Спустя 23 года Молдавия обнаружила, что Приднестровье не хочет становиться ее "неотъемлемой частью"
Москва, 11 июня, 2013, 22:00 — ИА Регнум. Молдавское правительство 11 июня выступило с заявлением по поводу подписанного 10 июня президентом Приднестровья
"Утверждение структурами Приднестровья т.н. "закона о государственной границе" является крайне неблагоприятным развитием событий. Данное решение противоречит как правовой основе и логике регулирования приднестровского конфликта, так и потребностям и реальным интересам населения обоих берегов Днестра (очевидно имеются в виду логика "регулирования" и потребности и интересы официального Кишинева, поскольку, в отличие от "Республики Молдова", правовая основа существования ПМР была выработана в результате ряда всенародных референдумов, на последнем из которых - 17 сентября 2006 года - более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM). Власти Республики Молдова констатируют, что вместо того, чтобы способствовать продвижению свободы передвижения лиц и оборота товаров, а также открытости и прозрачности в регионе, подобными решениями приднестровские структуры создают новые барьеры и препятствия политического, административного и экономического характера, усугубляя, таким образом, самоизоляцию региона.
То, что представители Приднестровья пытаются прямо назвать "границей", является ничем иным, как временной административной линией, юридически закреплённой вследствие Соглашения о принципах мирного регулирования вооружённого конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова, подписанного 21 июля 1992 года между Молдавией и Россией (статьи 2 и 4 которого кишиневские власти постоянно нарушают, требуя вывода российских миротворцев и Оперативной группы российских войск, находящихся на территории ПМР - прим. ИА REGNUM). В данном контексте серьёзную тревогу вызывает то, что, невзирая на существующие документы и договорённости, в последнее время Приднестровье приняло решение пойти по пути односторонних действий и конфронтаций, открыто игнорируя принципы и механизмы Зоны безопасности (Соглашения, подписанные за годы молдавско-приднестровского урегулирования, постоянно нарушает официальный Кишинев, начиная с упомянутого Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. В частности, Молдавия нарушает право ПМР на свободу внешнеэкономической деятельности, закрепленное в Меморандуме 1997 года, совместно с Украиной с 2006 года осуществляя блокаду Приднестровья, а также постоянно отрицает юридическое равноправие ПМР в переговорном процессе, закрепленное во всех документах переговорного процесса и подтвержденное всеми участниками формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники,
Подобные действия чётко демонстрируют существование тайных интересов, отличных от тех, которые разделяет правительство Молдавии и всё международное сообщество - мирное регулирование конфликта путём разработки особого статуса приднестровского региона в качестве неотъемлемой части Республики Молдова, суверенного государства и единой территории (ПМР, созданная в 1990 году (за год до "Республики Молдова"), как было отмечено выше, категорически не разделяет интересы Молдавии и "международного сообщества", и никакой тайны из этого не делало и не делает - прим. ИА REGNUM). Категорический отказ Приднестровья обсудить в рамках переговоров в формате 5+2 любые политические, институциональные, а также касающиеся безопасности аспекты приднестровского конфликта являются очередным доказательством данного факта (согласно утвержденной в июле 2012 года в Вене повестке дня переговоров в формате "5+2", которую неоднократно призывали и пытались нарушить Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США, третья переговорная "корзина" - вопросы политики, безопасности, статуса ПМР - не наполнена содержанием и не подлежит обсуждению до тех пор, пока не будут решены вопросы из первой и второй "корзин" - "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" - прим. ИА REGNUM).
Молдавия призывает международных партнёров, участвующих в процессе переговоров в формате 5+2, воспользоваться предлагаемыми их статусом прерогативами и выразить официальную позицию по поводу решения приднестровских структур с позиции дальнейшего продвижения процесса регулирования приднестровского конфликта. Кроме этого власти Молдавии начнут консультации с посредниками и наблюдателями по вопросу разработки совместных позиций для повышенного мониторинга ситуации в административном плане, а также для предотвращения любых действий силовых структур Приднестровья, которые могли бы изменить наземную ситуацию и породить напряжения.
В то же время в целях обеспечения безопасности в регионе необходимо, чтобы приднестровские структуры прекратили односторонние действия и вернулись к практике обсуждения любых вопросов, представляющих интерес для жителей обоих берегов Днестра, исключительно за столом переговоров".
ИА REGNUM напоминает, что односторонние действия по ужесточению таможенно-миграционного контроля на границе с ПМР, начала именно Молдавия, объявив в апреле текущего года о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с ПМР. Объявлено это было после того, как в конце марта глава делегации ЕС в Молдавии