Замоскворецкий суд Москвы приостановил действие разрешения Мосгорнаследия на снос девяти секций Кругового депо Николаевской железной дороги. Напомним, о недопустимости сноса выявленного памятника архитектуры под предлогом его "приспособления к современному использованию" неоднократно говорили градозащитники.

Напомним, работы по "реставрации и приспособлению" Кругового депо, санкционированные Мосгорнаследием, начались 27 мая отбойными молотками, а продолжились 30-31 мая экскаваторами. В результате были разрушены 9 из 22 секций (паровозных стойл) здания-памятника - около 40% его объема. "Круговое депо перестало быть круговым. На месте снесенной части памятника ОАО "РЖД" планирует проложить рельсовый путь для пригородных электричек, - констатировали градозащитники. - Разрешение на работы по разрушению уникального памятника архитектуры было выдано Мосгорнаследием на основании акта государственной историко-культурной экспертизы проекта - несмотря на то, что в тексте акта было указано, что проект противоречит предмету охраны памятника и действующему законодательству".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM представители общественного движения "Архнадзор", судья Замоскворецкого районного суда Москвы Юлия Варанкина рассмотрела заявление координатора "Архнадзора" Юрия Егорова о незаконности выдачи Департаментом культурного наследия города Москвы разрешения на проведение работ по проекту "реставрации и приспособления памятника к современному использованию". Судья установила, что "демонтаж девяти паровозных стойл выявленного объекта культурного наследия "Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846-1851 гг., арх. К.А. Тон. Р.А. Желязевич, кон. 1860-х гг., 20 в."... может повлечь необратимые последствия в виде утраты одного из элементов выявленного объекта культурного наследия". Суд вынес определение: "Приостановить действие разрешения и задания Департамента культурного наследия г. Москвы от 16.04.2013 № 16-09-285/3-6 на проведение работ по реставрации и приспособлению для современного использования выявленного объекта культурного наследия "Круговое депо Николаевской железной дороги, 1846-1851 гг., арх. К.А. Тон. Р.А. Желязевич, кон. 1860-х гг., 20 в."... - в части, разрешающей демонтаж девяти паровозных стойл с северной стороны здания". Действие разрешения приостановлено до вступления в законную силу решения суда.

"К сожалению, физический снос 9 секций памятника состоялся до вынесения Замоскворецким судом данного определения, - отметили общественники. - Он стал возможен благодаря тому, что Мосгорнаследие не предоставило "Архнадзору" текст акта государственной историко-культурной экспертизы по проекту "приспособления" Кругового депо и копии разрешения на работы по проекту, хотя соответствующий запрос был сделан еще в конце апреля 2013 г. Эти важнейшие для судьбы уникального памятника документы не были опубликованы Мосгорнаследием, хотя закон требует открытости и гласности государственной историко-культурной экспертизы. Как только тексты акта экспертизы и разрешений Мосгорнаследия оказались в распоряжении "Архнадзора", они были оспорены в суде, но, увы, слишком поздно. Закрытость и секретность подготовки и принятия важнейших решений в сфере охраны наследия Москвы, как и в других случаях ("Детский мир", стадион "Динамо", дом Волконских на Воздвиженке), оказались губительны для памятника".