Рособрнадзор об итогах ЕГЭ по русскому языку: Сенсаций не произошло
Москва, 10 июня, 2013, 14:27 — ИА Регнум. Проведенный специалистами анализ результатов
Как сообщили 10 июня корреспонденту ИА REGNUM в
Такая тенденция, по мнению экспертов, может быть обусловлена многими факторами, в частности тем, что процедура ЕГЭ в сознании школьников, их родителей, учителей уже стала привычной и понятной. Кроме того, спецификация ЕГЭ по русскому языку, т.е. перечень требований и параметров структуры, содержания контрольных измерительных материалов, критериев оценивания, является достаточно сбалансированной, и с 2010 г. существенных изменений не претерпевала. Немаловажно и то, что в последнее время появились качественные пособия по подготовке к ЕГЭ.
Существованию данной тенденции также способствует объявление второй год подряд минимальных границ задолго до проведения самого экзамена по русскому языку, что позволяет выпускникам объективно оценивать свои способности. Все это дает им возможность планомерной подготовки к экзамену.
Вместе с тем важно отметить, что и в региональном аспекте изменения результатов экзамена носят ровный характер. В большинстве субъектов РФ наблюдается незначительный рост среднего балла, что подтверждает общероссийскую тенденцию.
Общее повышение результативности ЕГЭ произошло в 2013 году в основном за счет субъектов дальневосточной зоны ЕГЭ, ранее традиционно показывавших более низкие результаты (хотя и в этом году, несмотря на незначительный рост показателей, эти регионы не в "лидерах"), а также за счет отдельных потенциально "сильных" регионов Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, характеризующихся успешным развитием системы образования.
Так, доля высокобалльников в 2013 году увеличилась в среднем на 2- 4 процентных пункта по сравнению с 2012 годом в таких регионах, имеющих развитую систему образования и большое количество специализированных школ, как г. Москва, Томская, Калужская Владимирская, Тамбовская, Ростовская, Московская, Самарская области, Республики Татарстан, Марий Эл, Пермский край.
Стоит обратить внимание, что в обществе давно существует мнение о завышенных результатах в республиках Северо-Кавказского федерального округа. Однако данные по сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2013 году говорят об обратном. В Чеченской Республике, которая ежегодно принимает меры для соблюдения всех процедур ЕГЭ, самые низкие результаты среди регионов Российской Федерации. В республике лишь 1 участник набрал 100 баллов, доля высокобалльников на уровне 0,7% (при среднем общероссийской показателе 13,5%).
В Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балакрии и Карачаево-Черкесии стобалльников по русскому языку нет, а по сравнению с 2012 годом количество высокобалльников уменьшилось, и сейчас почти в 3 раза ниже общероссийского показателя. В этом году стало в 2 раза меньше, чем в прошлом, стобалльников в Ставропольском крае.
Эксперты отмечают, что улучшилась ситуация в ряде регионов, которые в предыдущие годы демонстрировали "аномально" высокие результаты ЕГЭ (т.е. кратно превышающие средние значения по России) по отдельным предметам. Прежде всего, стоит отметить Калмыкию, где доля высокобалльников по русскому языку раньше превышала общероссийские показатели в 2,2 раза, а в 2013 году оказалась ниже общероссийского.
Аналогичное выравнивание ситуации характерно и для Республики Ингушетия, в которой в 2012 году доля высокобалльников превышала общероссийское значение в 1,7 раза, а в 2013 году снизилась настолько, что стала 2 раза меньше средних показателей по стране.
Весьма характерна ситуация в Липецкой области, в отношении к которой ежегодно было много нареканий и требований по повышению объективности результатов ЕГЭ. В итоге в 2013 году, что весьма ярко характеризует изменение ситуации, количество стобалльников по русскому языку там уменьшилось в 11 раз и составило 2 человека.
Все это, по мнению специалистов, говорит о том, что в тех субъектах Российской Федерации, к которым в прошлые годы у Рособрнадзора было много вопросов по организации и проведению ЕГЭ и где в итоге были приняты разнообразные решения, в том числе кадровые, и осуществлены эффективные меры по улучшению качества процедуры экзамена, ситуация изменилась в сторону большей объективности экзамена.