Белоруссия и Россия объединят "МАЗ" и "КАМАЗ" осенью 2013 года
Москва, 7 июня, 2013, 17:08 — ИА Регнум. Рабочие группы по объединению предприятий России и Белоруссии действуют успешно, и осенью 2013 года могут быть подписаны документы по созданию автомобильного холдинга "Росбелавто", который объединит белорусское ОАО "
По словам Сурикова, на российском рынке грузовых автомобилей лишь "50% российских и белорусских изделий" - вторая половина уже контролируется конкурентами из других стран. "Что мы должны делать? Укрупниться. Поднять конкурентоспособность этих грузовиков, которые производятся в России и Белоруссии. И спокойно, без шума, без треска, сокращая издержки, повышая качество продукции и конкурентоспособность начать движение от 50% присутствия на рынке будущего Евразийского экономического союза ближе к 100%". По мнению посла, сначала автопроизводителям России и Белоруссии следует "окучить" российский рынок грузовиков, а затем "на другие рынки двигаться".
Российские и белорусские предприятия не только машиностроения, но и других отраслей могут объединиться с целью повышения своей конкурентоспособности. Среди перспективных проектов объединений, отметил Суриков - нефтехимия, газохимия, банковская сфера, ВПК. "За кадром остаётся сельское хозяйство", - констатировал посол. По его мнению, производители продуктов питания России и Белоруссии, а также легпрома должны сейчас прорабатывать вопросы объединения, "чтобы потом не столкнуться". Посол сообщил: в Белоруссии действует около 2,5 тыс предприятий с российским капиталом, а в России - предприятий с белорусским капиталом "колоссальное количество".
Отвечая на уточняющие вопросы журналистов, Суриков отметил, что условия соглашения о создании холдинга "Росбелавто" - коммерческая тайна. При этом он сказал: "речь не идет о продаже активов". Теперь же "всё идёт нормальным путём и к осени мы ожидаем подписания документов об образовании холдинга совместного "МАЗ-КАМАЗ" с паритетным участием в этом холдинге".
При создании "Росбелавто", отметил Суриков, рассматривается объединение дилерской сети двух автозаводов, а также передачи части производств комплектующих между заводами - таков первый этап объединения ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". "И обсуждается вопрос, как потом всё-таки обменяться и как войти в активы. Но это уже следующий этап", - добавил Суриков.
Также идёт работа по созданию объединений белорусского "Гродно Азот" и российского "
"Обсуждается ситуация с "Пеленгом" и "Интегралом", - продолжил Суриков. По его словам, "Интеграл" - это российская электроника", продукция данного предприятия важна для ВПК. "Пеленг" же тесно связан с "
Он сообщил также о ходе объединения с белорусским госпредприятием ОАО "Минский завод колесных тягачей" (МЗКТ). "Обсуждается объединение активов МЗКТ и КАМАЗа - там есть отдельное производство, такое же. И вышли уже на опытные образцы - даже более мощных платформ, перевозящих. Как объединить это всё, чтобы в будущем сохранилось МЗКТ, и КАМАЗ - как бы вот они вместе", - сказал российский дипломат.
Напомним, 31 мая в Минске на "Форуме деловых людей" стран
В опубликованном 21 мая Нацбанком Белоруссии аналитическом обозрении "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь" за январь - март 2013 г. сказано: экспорт в Россию в январе-феврале 2013 г. относительно января-февраля 2012 г. вырос на 3,2 %. При этом снизился экспорт таких ключевых для Белоруссии товаров, как мясные продукты (на 4,5 %), шины (на 4,1 %), сельскохозяйственные машины и механизмы (на 26,3 %), грузовые автомобили (в 2,1 раза), седельные тягачи (в 1,8 раза).
Руководство ОАО "МАЗ" не драматизирует ситуацию: в опубликованном 17 мая на сайте предприятия комментарии заместителя коммерческого директора предприятия по маркетингу Ильи Субботина сказано: "Вступление России в ВТО и переход на экологический стандарт Евро 4 негативно сказались на общей емкости рынка грузовых автомобилей, которая за первый квартал 2013 года снизилась более чем на 20% к уровню прошлого года и составила 21,6 тыс. единиц. С учетом падения емкости рынка снизилась и количественная отгрузка грузовых автомобилей "МАЗ". Тем не менее, доля ОАО "МАЗ" на российском рынке остается фактически на прежнем уровне. За первый квартал 2013 года в РФ отгрузка грузовых автомобилей "МАЗ" массой от 8 до 40 тонн составила 2,8 тыс. единиц. Таким образом, доля автотехники "МАЗ" в данном сегменте составила 12,9%. Объем грузовых автомобилей, поставленных в Россию за аналогичный период 2012 года занимал 13,0% рынка".
Отметим, проблема объединения ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ" предложена российской стороной и обсуждается с 2010 года. Она обсуждалась недавно, 21 мая в Москве на встрече председателя
Как сообщало ИА REGNUM, будущее холдинга "Росбелавто" полностью зависит от решения
Тем временем "МАЗ" теряет российский рынок, три месяца не может занять работников на полную неделю. И "МАЗ", и "КАМАЗ" более остро ощущают давление конкурентов, прежде всего - азиатских производителей, а также западноевропейцев, открывших в России сборочные производства грузовиков, автобусов и другой техники, которую производят и могут производить российские и белорусские предприятия, как отмечают эксперты, при условии создания совместных предприятий. Эксперты считают, что в условиях членства России в ВТО удержать свои позиции на внутренних и внешних рынках и белорусским, и российским производителям будет чрезвычайно сложно, достаточных собственных ресурсов для конкуренции с транснациональными корпорациями у них нет.