Александр Князев: Этап "афганизации" Киргизия уже прошла, впереди - перспективы Сомали
События на Иссык-Куле и в Джалал-Абаде - это предостережение президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву. Об этом, в интервью корреспонденту ИА REGNUM, комментируя недавние события в Иссык-Кульской области республики, заявил старший научный сотрудник, координатор региональных программ Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения
ИА REGNUM: Предпосылки и главные причины массовых протестов в Иссык-кульской области Киргизии? Кто стоит за акциями протеста?
Фундаментальная предпосылка, она же базис и первооснова всех процессов в Киргизии, включая и нынешние события: изначальная несостоятельность государства. Необузданный либерализм периода президентства
Это - если в общем виде. А конкретно по событиям на Иссык-Куле работает несколько факторов.
Один из них - попытка реванша отодвинутых от власти (а в Киргизии власть - главный способ личного обогащения) кланов, уже не только южных, но и большой части северных. Кадровая политика Атамбаева в плане регионально-клановых предпочтений еще более сужена, нежели попытки Акаева что-то как-то сбалансировать или стремление Бакиева опираться хотя бы на южан. Что говорить, если заместителем аппарата правительства назначается бывший водитель-телохранитель самого Атамбаева? Принцип один - личная преданность. Критерий, кстати, в котором так легко ошибиться... Действующий пока премьер-министр
Экспрессивная пророссийская риторика Атамбаева последних месяцев насторожила западных кураторов его окружения. События на Иссык-Куле и в Джалал-Абаде - это, как вариант, предостережение. Меня немного удивляет наивность западных проектировщиков: если бы эта риторика была искренней и влекла за собой реальные действия. Но прозвучало все довольно громко, видимо, решили перестраховаться. Совсем не случайно иссык-кульские протесты начались в те дни, когда в парламенте должно было начаться обсуждение закона о денонсации соглашения по авиабазе Пентагона в аэропорту "Манас" и проходили неформальный саммит ОДКБ в Бишкеке и затем саммит по евразийской интеграции в Астане.
Есть еще детали. На биржевых играх с акциями канадского предприятия "Центерра Голд" зарабатывается значительно больше денег, нежели стоит все золото рудника Кумтор. Любое критическое событие, связанное с предприятием, влечет понижение цен. Можно вспомнить, как цены упали после первых, немассовых пикетов по Кумтору, а через короткое время в прессе появилась информация о, якобы, новых вероятных запасах месторождения, и цена акций тут же поползла вверх. За исключением государственного пакета акций и их небольшого количества у миноритарных акционеров, основные владельцы - это серьезные фигуры, масштабы которых выходят далеко за пределы Киргизии. Например, бывший директор ЦРУ генерал Дэвид Петреус, сын экс-президента
ИА REGNUM: Насколько легитимны заявления и требования митингующих?
В той социально-экономической ситуации, которая существует в Киргизии, очень легко играть на популизме. Вот, де, эти канадские инвесторы выкачивают киргизское золото, обворовывают киргизский народ и т.д. Я не исключаю, что какие-то детали соглашения с "Центерра Голд" подлежат пересмотру. Но если бы проблемы были только с Кумтором. В ноябре прошлого года в Ляйлякском районе было совершено нападение на геолого-разведочный лагерь "Апрельский", расположенный на одноименном золоторудном месторождении. Исследованием месторождения занималась российская компания "A.Z.International", буровые работы на руднике вел киргизский подрядчик - ОАО "Ала-Урум". Уничтожено оборудование, сожжен поселок геологов, жертв, слава богу, не было, работы приостановлены, к ответственности за разгром никто до сих пор не привлечен. За экспроприацию своей доли на золоторудном месторождении Джеруй казахстанская компания Visor требует компенсацию в размере более 400 миллионов долларов. На запросы казахстанского инвестора правительство Киргизии просто не отвечает, казахстанцы были вынуждены обратиться Международный центр по разрешению инвестиционных споров
Выступления носят организованный характер, это несомненно, местное население просто используется. Когда правящая элита неспособна обеспечить своему населению хотя бы минимально приемлемые условия жизни, срабатывает популизм: иностранцы виноваты. Популизм - оружие обеих сторон, оппозиции, власти... Я думаю, в случае с Кумтором, если говорить о выдвинутых требованиях, это главное. Доля местного населения работников предприятия, кстати, 95 процентов, в мировой практике не такой уж плохой показатель. Правительство взамен или хотя бы в дополнение что-то предложило? Правительство создало рабочие места? Вопросы риторические. Не предлагало, не сделало, не предлагает и не сделает. Претензии митингующих к предприятию вторичны, это не социально-экономический, это исключительно политический конфликт.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете реакцию киргизских властей на массовые беспорядки?
Как бездарную. Собственно, по-иному быть и не могло. По большому счету, властей в полном понимании этого слова, в Киргизии нет. Я еще в 2005 году употребил образ: "афганизация Киргизии", речь шла о перераспределении властных функций в регионы и их неподчиненности столице. Думаю, на данный момент этап "афганизации" Киргизия уже прошла, Ош живет сам по себе, Баткенский регион, иронизируя, называют "Ичкерией", имея ввиду его автономность от центра, теперь, вот, настала очередь Иссык-Куля, а значит, и Нарынской области... Теперь есть выбор: пойти по пути Югославии и начать делиться на регионы и региончики. Или идти по пути Сомали, превращаться окончательно в большую криминальную зону с криминальными же порядками. Как еще можно расценивать шараханья в реакции этих властей: сначала бросаем в толпу несчастных милиционеров и пытаемся применить силу, десятки пострадавших, потом приезжает вице-премьер Атаханов и слезно просит прощения, затем ему вторит стремительно назначенный губернатором области Мамытов, который, ничтоже сумняшеся, начинает заигрывать с митингующими... А закулисно идут разборки, иначе не назовешь, там все по понятиям, как и положено в криминальной сфере.
Силовые структуры Киргизии дискредитированы, деморализованы и коррумпированы, начиная со времен Акаева. И эта деградация с каждым новым режимом только усугубляется. Еще не закончилось позорное судилище над офицерами спецподразделения "Альфа", защищавшими в апреле 2010 года не режим, не Бакиева, а вполне конкретный объект, дом правительства, просто остававшимися верными присяге. Будет ли кто-то из военнослужащих любой силовой структуры всерьез служить хоть какой-то власти? Какие-то приказы могут быть исполнены - если не во вред себе и есть понимание, что за их исполнение тебя же потом и накажут. В целом власть импотентна.
ИА REGNUM: Как это отразится на имидже власти? Какие последствия такие акции принесут, как для властей, так и для самой страны?
Про имидж говорить поздно, это уже не для Киргизии, Швейцарии, о которой мечтал Акаев, не получилось и уже не получится. Про инвестиционный климат я сказал выше. Сегодня только ненормальный будет работать с этой властью и в этих условиях. Любопытны в этом контексте дальнейшее поведение руководства России в отношении Киргизии, а заодно судьба российских проектов в сфере гидроэнергетики и развитие событий в плане интеграции Киргизии в евразийские проекты России, Казахстана, Белоруссии. Понимают ли в Москве, а также в Астане и Минске, что в Киргизии нет адекватных партнеров, способных хотя бы с натяжкой более-менее честно и ответственно выполнять свои обязательства?
По части имиджа есть один момент - власть и политическая элита делают все возможное, чтобы имидж был - имидж криминальной зоны с стремительно растущим агрессивным националистическим уклоном. В настоящее время это больше относится не к оппозиции, она умереннее (пока), это про действующую власть. Советник Атамбаева по межнациональным отношениям
ИА REGNUM: Де-юре республика является парламентской, однако адекватной реакции от народных избранников не было, как можно охарактеризовать киргизскую государственность?
Реакции будут, их будет много, они обязательно будут разнообразно эмоционально окрашены, но будут ли они адекватными, вот в чем вопрос. Парламентская система в Киргизии себя полностью дискредитировала, парламент выполняет две основные функции. Во-первых, депутатство - это инструмент лоббирования своих корыстных интересов "народными избранниками". Во-вторых - дискуссионная площадка, где, вовремя и правильно пропиарившись, можно расширить возможности лоббирования (см. первую функцию).
О несоответствии парламентской системы реальностям Киргизии в 2010-м году не писали только глупые и ленивые. Но тогдашней "революционной" команде Отунбаевой, Атамбаева, Текебаева и иже с ними эффективная система управления, судя по трехгодичным результатам, нужна и не была. Нужна была просто власть, нужны были условия для передела собственности, нужно было выполнение заказа внешних спонсоров. За три года в уничтожении республики эта команда преуспела больше, чем Акаев с Бакиевым вместе взятые. Если парламент - ведущая из ветвей власти, а в теории предполагается именно это, возникает вопрос - где, спустя несколько суток после начала конфликта на Иссык-Куле и затем в Джалал-Абаде, находятся депутаты, где спикер? Утверждение в Киргизии парламентской системы было очередным этапом по уничтожению тех элементов государственности, которые еще сохранялись по инерции с советского времени. Спустя три года никто не наказан за резню в Оше, все главные герои тогдашнего Временного правительства и сегодня во главе политического процесса. Парламент в Киргизии - фикция, как говорил известный литературный герой, "дырка от бублика"...
ИА REGNUM: Ваши прогнозы, как будет развиваться ситуация дальше?
Иссык-Куль, как мне кажется, это или репетиция, или/и катализатор. Главное будет происходить с юга. Если Атамбаев не хочет через пару недель заняться проверкой своего бизнеса в Турции, а заодно и отдохнуть (кстати, в Турции сейчас отдыхать проблематично), он должен как минимум отправить в отставку правительство, объявив его виноватым в конкретной ситуации с Кумтором. И переформатировать весь госаппарат с учетом претензий всех региональных кланов. Создать то, что в приличных кругах именуется консенсусом элит. Вероятность такового я оцениваю невысоко. Но и этого мало.
Ситуация на Иссык-Куле - это предупреждение, от Атамбаева требуются гарантии отказа от тех отношений с Россией, которые им декларируются. Атамбаев в самое кратчайшее время должен продемонстрировать некий апгрейдинг своих внешнеполитических предпочтений: будет ли это отказ от вывода американской базы или от вступления в Таможенный союз. Сейчас его задача с точки зрения самосохранения - ввести в действие этап серьезного охлаждения в отношениях с Россией. Иначе - чемодан, аэропорт "Манас", авиакомпания
В какой форме это будет происходить - дело десятое. Очередной антироссийский выкрутас (а у него их за короткое время было уже немало) спасает на какое-то время. В целом речь идет о полной и окончательной переориентации Киргизии в сторону, противоположную от России, Казахстана и формирования евразийского геополитического и геоэкономического пространства. Спасение от очередного "цветного сценария" - следование советам Отунбаевой и, что немаловажно, лояльность к экс-премьеру Омурбеку Бабанову. Бабанов на ближайшую перспективу - главная креатура американцев, в принципе, я думаю, они готовы вывести его из тени и раньше. Зная Атамбаева лично, не думаю, что он способен найти путь, который устроил бы всех внешних акторов.
Нужно ли помогать Атамбаеву? В соцсетях в последние дни активно обсуждаются сценарии внешнего управления вплоть до ввода в Киргизию КСОР ОДКБ для стабилизации и недопущения силовых вариантов развития событий. Не думаю, что ОДКБ на это способна, это, и я уже писал и говорил не раз, институционально неэффективная организация. Единственное, что она плодотворно осуществляет, так это функцию канала военно-технической помощи таким как сегодняшняя Киргизия псевдосоюзникам за счет российских налогоплательщиков. Случись ввод КСОР в Киргизию, на второй день эти войска будут объявлены оккупантами, а там и до басмаческого движения недалеко, США и НАТО подсобят. ОДКБ не готова противодействовать этому даже в информационном пространстве, но главное даже не это. Руководство ОДКБ не имеет полномочий на самостоятельные оперативные действия, это один из главных изъянов организации. А как отнесется к подобному действию Казахстан? Не говоря уже об Армении или Таджикистане... Можно, с учетом нахождения в Минске экс-президента Бакиева, предположить, сколько иронии прозвучит из уст президента Белоруссии... Одна Россия этот вопрос уже не решает. Да и нужно ли защищать персоналии? А в самой Киргизии у Атамбаева из реальных возможностей поддержки - в случае попыток силового разрешения нынешнего конфликта - только попытка объединить какую-то часть северно-киргизского криминалитета. Перспектива и сомнительная, и невеселая. Что делать России? России и другим партнерам Киргизии по ОДКБ,