Вечером 3 июня 2013 года в Екатеринбурге в Российской Федерации стартовал двухдневный саммит Россия-ЕС. Показательно проведение российскими властями мероприятия именно в Екатеринбурге. Город на Урале, с формальной географической точки зрения находящийся на территории Азии, все чаще становится визитной карточкой российских регионов перед лицом зарубежных гостей не только из ШОС и БРИК, но теперь и из Европы. За несколько дней до саммита Россия-Европа Екатеринбург посетил премьер-министр Чехии Петр Нечас. Вот и теперь символичный смысл места проведения саммита был правильно понят лидерами ЕС. Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей назвал Екатеринбург "символом Евразийского сотрудничества". В свою очередь, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу не преминул заметить, что Уральские горы всегда считались границей между Европой и Азией, а Екатеринбург "многие называли "окном" в Азию"...

Евросоюз на саммите в Екатеринбурге представляли: председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Российскую сторону представляли: президент Владимир Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр юстиции Александр Коновалов, министр энергетики Александр Новак и министр экономического развития Андрей Белоусов.

Программа саммита включала в себя переговоры в неформальной обстановке и ужин вечером 3 июня. С утра 4 июня было проведено пленарное заседание, после которого состоялся рабочий обед, после чего - пресс-конференция.

Участники саммита обсудили актуальные вопросы взаимодействия в торгово-экономической и гуманитарной сферах, перспективы совершенствования договорно-правовой базы отношений России и ЕС. В частности, продолжилось давнее обсуждение подготовки нового базового соглашения между Россией и ЕС. Отдельно на саммите говорили об экономической ситуации в России и ЕС, предстоящем саммите "двадцатки" под председательством России, ситуации в Сирии, об отношении к Ирану в свете предстоящих там в июле президентских выборов. Обсуждались вопросы безопасности, энергетики и торговли, а также, разумеется, права человека.

Саммит прошел на фоне серьезных сомнений европейцев по поводу внутренней политики нового президентского срока Владимира Путина. И это наложило свой отпечаток на мероприятие. Проблемой здесь является то, что в Брюсселе, Берлине, Париже и Лондоне никак не могут решить, является ли новый политический курс Путина признаком ослабления или, наоборот, усиления его власти. Подобными рефлексиями и отмечены европейские СМИ, рассуждавшие о саммите в Екатеринбурге перед его открытием.

Общее мнение до и после: нынешний саммит Россия-ЕС - это рутинное мероприятие, которое вряд ли сможет изменить ситуацию взаимного удаления Москвы и Брюсселя. К саммиту окончательно прояснилось, что самое желанное для Москвы - запрос российского руководства к Брюсселю об отмене визового режима при краткосрочных взаимных поездках граждан в ближайшей перспективе не случится. И на пути этого стоят не какие-либо конкретные требования европейцев, а общее отношение к России, как к иному в цивилизационном смысле партнеру Европы. Отсутствуют и признаки частного успеха в вопросе о малом - облегчении визового режима. Так и не договорились об отмене виз для обладателей служебных паспортов, чего так желала чиновная Россия. Прогресс в переговорах на этом направлении застопорился после того, как ЕС потребовал ограничить количество российских биометрических служебных паспортов количеством 15 тысяч экземпляров. Поэтому планировавшееся конкретно подписание соглашения об облегчении визового режима на саммите Россия-ЕС в Екатеринбурге не состоялось. Брюссель, в свою очередь, выразил на саммите свою обеспокоенность вводимыми в России с 1 июля 2013 года правилами о передаче данных о пассажирах, которые совершают полет в воздушном пространстве Российской Федерации. Новые правила российского Минтранса действительны, в том числе, и для европейских авиаперевозчиков, которые совершают транзитные перелеты через российское воздушное пространство. Европейцы заявили, что не хотят передавать российской стороне персональные данные о своих пассажирах, среди которых, по большей части, представлены граждане стран-членов ЕС. Означенное обстоятельство в дальнейшем будет использовано Брюсселем в качестве предлога для отказа от облегчения визового режима во взаимных отношениях.

Итак, в Екатеринбурге сбылось то, о чем в апреле 2013 года предупреждала канцлер Германии Ангела Меркель на встрече с российским президентом Владимиром Путиным в Ганновере. Она тогда пообещала, что отмена виз будет "не такой быстрой, как хотелось бы России". Здесь европейцам не нужен даже барыш в виде многих десятков миллиардов евро, которые граждане России готовы оставить в странах ЕС после снятия визовых ограничений.

Россия пыталась решить вопрос по визовому режиму с европейцами под предлогом проведения у себя зимней Олимпиады Сочи-2014. Однако те остались непреклонны, и европейским туристам предстоит посещение Олимпиады в Сочи на основании визового режима, если только Москва не отменит его в одностороннем порядке на время проведения Олимпиады.

Сейчас "оптимисты" в Москве из Российского совета по международным делам полагают, что визовый режим между Россией и ЕС будет отменен к 2020 году. Пессимисты же ожидают, "что в ближайшие пять лет такое соглашение не будет заключено" или же даже, "что Россия и ЕС не отменят визовый режим и через 10 лет".

Визовый вопрос лишь часть более широкой проблемы подготовки нового базового соглашения, которое должно заменить договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и ЕС, которому в 2014 году исполнится 20 лет. Срок прежнего соглашения истек 1 декабря 2007 года. Работы по новому соглашению теперь придется корректировать в связи с процессом евразийской интеграции. На екатерингбургском саммите Москва порекомендовала Брюсселю "установить прямые связи с межгосударственной структурой Таможенного союза и Единого экономического пространства - с Евразийской экономической комиссией". Переговоры о новом соглашении между Россией и ЕС ведутся с 2008 года с перерывом на период вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление России в ВТО не уменьшило, а добавило тем для переговоров по новому базовому соглашению. Европейцы выражают претензии по поводу утилизационных сборов, придирок посредством санитарных, фитосанитарных норм и т. д. Снятия всех торговых барьеров на пути европейских товаров в Россию не последовало. Подобная ситуация не устраивает Брюссель. Российская сторона выдвигает встречные претензии об ограничении доступа на рынок европейских стран российских удобрений.

Саммит в Екатеринбурге прошел на фоне подготовки мирной конференции по Сирии и острой конфронтации вокруг конфликта с обменом плохо прикрытых угроз. США и Россия намереваются усадить за стол переговоров, как представителей правительства Асада, так и представителей сражающихся с ним мятежников, поэтому главной внешнеполитической темой на саммите в Екатеринбурге стал именно сирийский вопрос. Россия и ЕС кардинально по-разному оценивают ситуацию в Сирии. Какое-либо сближение позиций стало невозможным после того, как ЕС 28 мая на своем совете министров иностранных дел стран-членов отменил эмбарго на поставку оружия в Сирию. На пресс-конференции по окончании саммита российский президент Владимир Путин выразил надежду, что внесенный Великобританией в ООН проект международного документа по непоставкам вооружений неправительственным формированиям будет принят всеми членами Организации Объединенных Наций. Это могло бы стать основой для международного запрета поставок оружия сирийским мятежникам.

Отдельно на саммите Россия-ЕС еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и министр энергетики РФ Александр Новак обсуждали проблемы в самой актуальной области экономических отношений России-ЕС. Подписанная в марте дорожная карта определила основы сотрудничества между Россией и ЕС в энергетическом секторе до 2050 года. Тем не менее, проблемы в этой сфере взаимных отношений только нарастают. Перед саммитом представитель Еврокомиссии Филипп Лоу в очередной раз подтвердил, что "Газпрому" не будет разрешено контролировать как производство, так и поставки газа в Европу. Т. е. российский государственный концерн гарантированно не будет допущен до конечного потребителя в Евросоюзе. Европейские страны образуют самый большой рынок "Газпрома" и обеспечивают 40% годового дохода этой государственной российской компании. Против "Газпрома" продолжается процедура инициированного Еврокомиссией в сентябре 2012 года расследования монопольной деятельности. Сейчас стало известно, что ведущая германская энергетическая компания E.On ведет переговоры с "Газпромом" о пересмотре контрактов. Российскую компанию пытаются принудить снизить цены путем развития спотового рынка продаж газа в Европе. Одновременно E.On практикует реверсные поставки газа, полученного от "Газпрома", на Украину.

По-видимому, из-за существующего конфликтного потенциала участники саммита предпочли на пресс-конференции обойти молчанием проблемы в отношениях в области энергетики. Председатель Еврокомиссии Баррозу только заметил: "По традиции, важное место на переговорах заняла энергетика. В марте подписана "дорожная карта" сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года. Этот документ закрепил стратегическую цель - создание единого европейского энергетического комплекса. Есть, конечно, и здесь не решенные пока вопросы, не буду сейчас об этом говорить, они тоже хорошо известны, но мы в контакте и будем дальше искать приемлемые развязки".

Вслед за этим Херман ван Ромпей заявил на пресс конференции: "Мы обсуждали также сегодня гражданское общество". Традиционной темой на последних саммитах Россия-ЕС стал вопрос о ценностях и правах человека. Однако постоянно звучавшее в последние годы дело Магнитского было снято самими европейцами с повестки дня накануне саммита. В теме прав человека на передний план теперь вышел закон о регистрации иностранного финансирования НКО. Сейчас европейских партнеров России волнует проблема прав гомосексуалистов в свете последнего российского законодательства о запрете пропаганды гомосексуализма. Европейцы говорят о необходимости развития в России "сильного гражданского общества", под которым подразумевается "критически настроенный партнер" властей. Но при том состоянии нынешнего российского общества, когда его индивиды не видят в политических партиях инструмент продвижения и отстаивания своих интересов, неясно как достичь вообще этого столь желанного для европейцев состояния "гражданского общества". Отдельные сообщества столичной интеллигенции в России и группки в провинции трудно назвать таковым.

***

Итак, отношения Россия-ЕС пребывают в состоянии стагнации. Россия пробует заниматься проектом консолидации постсоветского пространства, Евросоюз - борьбой с кризисом задолженности и спасением европейской валюты. Рутинный саммит на фоне подобного рода разнонаправленных интересов России и Европы. Единственным документом, который подписали стороны по итогам саммита, стало соглашение о борьбе с распространением прекурсоров - составляющих для производства синтетических наркотиков.

Тем не менее, несмотря на подобное состояние дел, стороны по-прежнему говорят о провозглашенном ранее стратегическом партнерстве между Россией и ЕС, каковое на поверку является нонсенсом в той ситуации, когда ЕС находится в стратегических союзнических отношениях с США, а штаб-квартира НАТО располагается там же, где и центральные органы ЕС - в Брюсселе. Об отсутствии "стратегического партнерства" между Россией и Европой на практике свидетельствует и то, что между Евросоюзом и Россией нет четкой и стабильной границы, а существующий между ними буфер является зоной яростного геополитического соперничества. Может ли стратегическое партнерство между Россией и ЕС быть паритетным при существующей ярко выраженной асимметрии, когда доля Евросоюза в мировой экономике составляет 20,8%, а России всего лишь - 2,9% (данные на 2007 год)? Но при этом торговый дисбаланс, оказывается, смещен в пользу России (€213 млрд. против €123 млрд. в минувшем году). И это при том условии, что во взаимной торговле Россия представлена в узком энергетическом сегменте товаров, а Европа в самом широком диапазоне. 85% европейского экспорта в Россию - это товары народного потребления. Существует и очевидный дисбаланс во взаимных инвестициях: $105 млрд. прямых инвестиций европейцев против $52 млрд. прямых инвестиций россиян в Европе.

В Москве оптимисты "стратегического партнерства" с ЕС полагают, что техническое перевооружение российской экономики, создание на территории России современных конкурентоспособных производств невозможно в обозримом будущем без привлечения к выполнению этих задач западноевропейского бизнеса. Однако последний не идет дальше строительства предприятий, ориентированных на импортзамещение, а не на экспорт. Европейские правящие круги в политике и экономике, памятуя опыт исторического прошлого, когда Россия применяла стратегию использования ресурсов Европы для своей собственной модернизации, вовсе не заинтересованы в повторении прежних прецедентов. Разумеется, Европа являются ключевым каналом доступа России к мировому рынку заемных средств, но это при том условии, что собственные средства, полученные за экспорт энергоносителей, государство российское омертвляет в стабилизационном фонде. Определенная асимметрия в отношениях наблюдается и в ментальной сфере. При цивилизационной и культурной чуждости России Европе, у существенной части российского населения наблюдается комплекс, когда пространство стран Евросоюза является для него внешне наиболее близким и привлекательным.

Перечисленные асимметрии в отношениях России и ЕС побуждают европейцев стремиться отнюдь не к провозглашаемому "стратегическому партнерству" с Россией, а к закреплению за последней статуса периферии Евросоюза с гарантированным перераспределением ее ресурсов в свою пользу. Конфликтный потенциал между Европой и Россией будет нарастать в том случае, если процесс евразийской интеграции станет реальностью. Современной Европе не нужен центр силы на своих восточных рубежах.

Европейская редакция ИА REGNUM