Саммит Россия-ЕС в Екатеринбурге: асимметричное "стратегическое партнерство"
Москва, 5 июня, 2013, 11:09 — ИА Регнум. Вечером 3 июня 2013 года в Екатеринбурге в Российской Федерации стартовал двухдневный саммит
Программа саммита включала в себя переговоры в неформальной обстановке и ужин вечером 3 июня. С утра 4 июня было проведено пленарное заседание, после которого состоялся рабочий обед, после чего - пресс-конференция.
Участники саммита обсудили актуальные вопросы взаимодействия в торгово-экономической и гуманитарной сферах, перспективы совершенствования договорно-правовой базы отношений России и ЕС. В частности, продолжилось давнее обсуждение подготовки нового базового соглашения между Россией и ЕС. Отдельно на саммите говорили об экономической ситуации в России и ЕС, предстоящем саммите "двадцатки" под председательством России, ситуации в Сирии, об отношении к Ирану в свете предстоящих там в июле президентских выборов. Обсуждались вопросы безопасности, энергетики и торговли, а также, разумеется, права человека.
Саммит прошел на фоне серьезных сомнений европейцев по поводу внутренней политики нового президентского срока Владимира Путина. И это наложило свой отпечаток на мероприятие. Проблемой здесь является то, что в Брюсселе, Берлине, Париже и Лондоне никак не могут решить, является ли новый политический курс Путина признаком ослабления или, наоборот, усиления его власти. Подобными рефлексиями и отмечены европейские СМИ, рассуждавшие о саммите в Екатеринбурге перед его открытием.
Общее мнение до и после: нынешний саммит Россия-ЕС - это рутинное мероприятие, которое вряд ли сможет изменить ситуацию взаимного удаления Москвы и Брюсселя. К саммиту окончательно прояснилось, что самое желанное для Москвы - запрос российского руководства к Брюсселю об отмене визового режима при краткосрочных взаимных поездках граждан в ближайшей перспективе не случится. И на пути этого стоят не какие-либо конкретные требования европейцев, а общее отношение к России, как к иному в цивилизационном смысле партнеру Европы. Отсутствуют и признаки частного успеха в вопросе о малом - облегчении визового режима. Так и не договорились об отмене виз для обладателей служебных паспортов, чего так желала чиновная Россия. Прогресс в переговорах на этом направлении застопорился после того, как ЕС потребовал ограничить количество российских биометрических служебных паспортов количеством 15 тысяч экземпляров. Поэтому планировавшееся конкретно подписание соглашения об облегчении визового режима на саммите Россия-ЕС в Екатеринбурге не состоялось. Брюссель, в свою очередь, выразил на саммите свою обеспокоенность вводимыми в России с 1 июля 2013 года правилами о передаче данных о пассажирах, которые совершают полет в воздушном пространстве Российской Федерации. Новые правила российского
Итак, в Екатеринбурге сбылось то, о чем в апреле 2013 года предупреждала канцлер Германии
Россия пыталась решить вопрос по визовому режиму с европейцами под предлогом проведения у себя зимней Олимпиады
Сейчас "оптимисты" в Москве из Российского совета по международным делам полагают, что визовый режим между Россией и ЕС будет отменен к 2020 году. Пессимисты же ожидают, "что в ближайшие пять лет такое соглашение не будет заключено" или же даже, "что Россия и ЕС не отменят визовый режим и через 10 лет".
Визовый вопрос лишь часть более широкой проблемы подготовки нового базового соглашения, которое должно заменить договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и ЕС, которому в 2014 году исполнится 20 лет. Срок прежнего соглашения истек 1 декабря 2007 года. Работы по новому соглашению теперь придется корректировать в связи с процессом евразийской интеграции. На екатерингбургском саммите Москва порекомендовала Брюсселю "установить прямые связи с межгосударственной структурой
Саммит в Екатеринбурге прошел на фоне подготовки мирной конференции по Сирии и острой конфронтации вокруг конфликта с обменом плохо прикрытых угроз. США и Россия намереваются усадить за стол переговоров, как представителей правительства Асада, так и представителей сражающихся с ним мятежников, поэтому главной внешнеполитической темой на саммите в Екатеринбурге стал именно сирийский вопрос. Россия и ЕС кардинально по-разному оценивают ситуацию в Сирии. Какое-либо сближение позиций стало невозможным после того, как ЕС 28 мая на своем совете министров иностранных дел стран-членов отменил эмбарго на поставку оружия в Сирию. На пресс-конференции по окончании саммита российский президент Владимир Путин выразил надежду, что внесенный Великобританией в ООН проект международного документа по непоставкам вооружений неправительственным формированиям будет принят всеми членами Организации Объединенных Наций. Это могло бы стать основой для международного запрета поставок оружия сирийским мятежникам.
Отдельно на саммите Россия-ЕС еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и министр энергетики РФ Александр Новак обсуждали проблемы в самой актуальной области экономических отношений России-ЕС. Подписанная в марте дорожная карта определила основы сотрудничества между Россией и ЕС в энергетическом секторе до 2050 года. Тем не менее, проблемы в этой сфере взаимных отношений только нарастают. Перед саммитом представитель Еврокомиссии Филипп Лоу в очередной раз подтвердил, что "Газпрому" не будет разрешено контролировать как производство, так и поставки газа в Европу. Т. е. российский государственный концерн гарантированно не будет допущен до конечного потребителя в Евросоюзе. Европейские страны образуют самый большой рынок "
По-видимому, из-за существующего конфликтного потенциала участники саммита предпочли на пресс-конференции обойти молчанием проблемы в отношениях в области энергетики. Председатель Еврокомиссии Баррозу только заметил: "По традиции, важное место на переговорах заняла энергетика. В марте подписана "дорожная карта" сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года. Этот документ закрепил стратегическую цель - создание единого европейского энергетического комплекса. Есть, конечно, и здесь не решенные пока вопросы, не буду сейчас об этом говорить, они тоже хорошо известны, но мы в контакте и будем дальше искать приемлемые развязки".
Вслед за этим Херман ван Ромпей заявил на пресс конференции: "Мы обсуждали также сегодня гражданское общество". Традиционной темой на последних саммитах Россия-ЕС стал вопрос о ценностях и правах человека. Однако постоянно звучавшее в последние годы дело Магнитского было снято самими европейцами с повестки дня накануне саммита. В теме прав человека на передний план теперь вышел закон о регистрации иностранного финансирования НКО. Сейчас европейских партнеров России волнует проблема прав гомосексуалистов в свете последнего российского законодательства о запрете пропаганды гомосексуализма. Европейцы говорят о необходимости развития в России "сильного гражданского общества", под которым подразумевается "критически настроенный партнер" властей. Но при том состоянии нынешнего российского общества, когда его индивиды не видят в политических партиях инструмент продвижения и отстаивания своих интересов, неясно как достичь вообще этого столь желанного для европейцев состояния "гражданского общества". Отдельные сообщества столичной интеллигенции в России и группки в провинции трудно назвать таковым.
***
Итак, отношения Россия-ЕС пребывают в состоянии стагнации. Россия пробует заниматься проектом консолидации постсоветского пространства, Евросоюз - борьбой с кризисом задолженности и спасением европейской валюты. Рутинный саммит на фоне подобного рода разнонаправленных интересов России и Европы. Единственным документом, который подписали стороны по итогам саммита, стало соглашение о борьбе с распространением прекурсоров - составляющих для производства синтетических наркотиков.
Тем не менее, несмотря на подобное состояние дел, стороны по-прежнему говорят о провозглашенном ранее стратегическом партнерстве между Россией и ЕС, каковое на поверку является нонсенсом в той ситуации, когда ЕС находится в стратегических союзнических отношениях с США, а штаб-квартира
В Москве оптимисты "стратегического партнерства" с ЕС полагают, что техническое перевооружение российской экономики, создание на территории России современных конкурентоспособных производств невозможно в обозримом будущем без привлечения к выполнению этих задач западноевропейского бизнеса. Однако последний не идет дальше строительства предприятий, ориентированных на импортзамещение, а не на экспорт. Европейские правящие круги в политике и экономике, памятуя опыт исторического прошлого, когда Россия применяла стратегию использования ресурсов Европы для своей собственной модернизации, вовсе не заинтересованы в повторении прежних прецедентов. Разумеется, Европа являются ключевым каналом доступа России к мировому рынку заемных средств, но это при том условии, что собственные средства, полученные за экспорт энергоносителей, государство российское омертвляет в стабилизационном фонде. Определенная асимметрия в отношениях наблюдается и в ментальной сфере. При цивилизационной и культурной чуждости России Европе, у существенной части российского населения наблюдается комплекс, когда пространство стран Евросоюза является для него внешне наиболее близким и привлекательным.
Перечисленные асимметрии в отношениях России и ЕС побуждают европейцев стремиться отнюдь не к провозглашаемому "стратегическому партнерству" с Россией, а к закреплению за последней статуса периферии Евросоюза с гарантированным перераспределением ее ресурсов в свою пользу. Конфликтный потенциал между Европой и Россией будет нарастать в том случае, если процесс евразийской интеграции станет реальностью. Современной Европе не нужен центр силы на своих восточных рубежах.
Европейская редакция ИА REGNUM