Арташес Гегамян: Трудная дорога в Стамбул
С 29 июня по 3 июля 2013 года в Стамбуле состоится Двадцать вторая ежегодная сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Делегация Национального Собрания Армении в ПА ОБСЕ оказалась перед непростым выбором.
С одной стороны, мы не вправе бойкотировать приглашение столь уважаемой организации, какой является ПА ОБСЕ, тем более в условиях, когда в немалой степени благодаря усилиям Минской группы ОБСЕ Азербайджан вот уже двадцать лет воздерживается от начала широких военных действий против независимой Нагорно-Карабахской Республики (НКР). И это при том, что за последние 4-5 лет Азербайджан закупил военной техники, причем наступательного характера, более чем на $12 млрд. Справедливости ради отметим, что на апшеронских политиков отрезвляющим образом действует членство Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и отличная боевая выучка воинов Армии самообороны Нагорного Карабаха и ВС Армении. Здесь нелишне будет напомнить, что Верховным Главнокомандующим наших вооруженных сил является президент Армении
С другой стороны, мы должны определиться, насколько морально ехать в Турцию - страну, власти которой вот уже 98 лет не признают Геноцид армян в Османской империи 1915-1923 гг.. Морально ли ехать в страну, власти которой в начале XX века подвергли трагической участи армянский народ. Об этом президент РА Серж Саргсян 24 апреля т.г. в связи с днем памяти жертв Геноцида армян заявит в своем послании: "Один из коренных и древнейших народов региона был истреблен в своем доме и на дорогах депортации. Один из коренных и древнейших народов региона вследствие первого геноцида 20-го века лишился накопленных тысячелетиями духовно-культурных ценностей, которые, будучи национальными армянскими, как произведения искусства и цивилизационные достижения, имели и мировое значение. Один из коренных и древнейших народов региона вследствие геноцида лишился накопленных тысячелетиями материальных ценностей, которые были присвоены турецким государством и его населением. Один из коренных и древнейших народов региона вследствие геноцида лишился возможности и права жить на своей родине..."
Прежде чем принять решение об участии в Стамбульской сессии мы должны для себя выяснить: благословят ли поездку делегации парламентариев Армении в Стамбул Верховный патриарх и Католикос всех армян Гарегин Второй и Католикос Великого Дома Киликийского Арам Первый, которые 24 апреля 2013 г. выступили с совместным заявлением, в котором говорится: "Вместе с собственностью в находящихся под властью Османской империи Западной Армении и Киликии, в других районах Турции, армяне потеряли и то, что принадлежало церкви - храмы, святыни, религиозные, образовательные и благотворительные центры, имеющие огромную культурную и религиозную ценность хачкары, рукописи, иконы и многое другое. Все, что принадлежало подвергнувшемуся геноциду и насилию депортированному армянскому народу, было присвоено турецким государством, под названием "покинутых имений"...
Вместе с этими полными боли и осуждения оценками на память приходят и другие события. Так, 24 апреля т.г. в центре Стамбула, на площади Таксим, несколько сот человек собрались, чтобы почтить память армян-жертв Геноцида 1915-1923 годов. Организовали траурное мероприятие представители турецкой инициативы "Скажи стоп расизму и нацизму" (DurDe). Ораторы в открытую говорили слова "геноцид армян". Участниками акции, главным образом, были турки, в том числе и верующие мусульмане. Пришло на память также и заявление премьер-министра Турции
Невольно вспомнил и выдержки из интервью посла Польши в Армении
Это неосторожное высказывание посла Польши вызвало во мне особое сожаление, так как благородные армянский и польский народы связывают многовековые узы дружбы.
В этой связи хотелось бы привести выдержки из почетного польского журнала "Echo Polskie", редакция которого посвятила особый выпуск Армении и армянскому народу. Приведем некоторые выдержки из этой публикации: "Нельзя не высказать сочувствия народу, который пытались истребить поголовно, который перенес за короткое время муки, незнакомые ни одному из девяти кругов дантова ада, который тем не менее не пал духом и бодро грядет навстречу загадочному будущему. Нельзя не приветствовать народ, которому русские войска освободили от турецкой неволи лучшие части его родной земли: Ван, Муш, Битлис, Эрзерум... Поляки видят в армянах братский народ. Армяне стали селиться в польской земле вскоре после падения Киликийского царства (1377 г), и армянские рыцари уже при дворе Ягелло (или Владислав Ягайло - великий князь литовский, основатель династии Ягеллонов в Польше, король польский с 1386 г) пользовались большим весом. Они привезли с собою крупные богатства, европейскую культуру, перенятую у многих поколений крестоносцев и огромный боевой опыт. Этот опыт пригодился Польше очень скоро. Под Грюнвальдом в 1410 г., на глазах у Ягелло и Витовта (или Витаутас - великий князь Литвы с 1392 г) - под хоругвями Зиндорма из Машковиц, плечом к плечу с Завишей Черным, Повалой из Тачева, Лисом из Тарговиска и прочими прославленными польскими рыцарями, бились с немцами предки нынешних польско-армянских деятелей: Абрагамовичей, Теодоровичей, Криштафовичей и не посрамили они старой армянской боевой славы. С тех пор и до нашего времени армяне входят заметным элементом в польскую национальную стихию, не сливаясь с нею окончательно, но составляя ее нераздельную органическую часть. Польша и Армения подверглись опустошениям и избиениям, одинаково бесчеловечным. Оттого поляк и армянин так хорошо понимают друг друга. Теми же ранами кровоточит грудь, те же слезы льются из глаз. Армянина с поляком сблизило общее горе... Оттого "Польское эхо" отводит Армении особый выпуск" (Поляки и армяне. - Армянский вестник, 1916 г., 6 марта, N 6, с. 1-2).
Совершенно непонятен и подтекст слов посла относительно ответственных государств за безопасность Армении в 1920 году. Так, Здислав Рачиньски вопрошает: "В 1920 году, кто был гарантом безопасности Армении и чем это кончилось?". Вынужден вновь обратиться к историческим фактам почти вековой давности. Итак, 10 августа 1920 года в городе Севр (Франция) странами Антанты и присоединившимися к ним государствами (Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевствами сербов, хорватов и словенцев, Хиджасом, Чехословакией и Арменией), с одной стороны, и правительством Османской империи - с другой, был подписан Севрский мирный договор. По Севрскому мирному договору Турция утрачивала контроль над Сирией, Междуречьем, Палестиной, Хиджасом (ныне Саудовская Аравия), Египтом, Кипром, Марокко, Туннисом и Ливией. Турецкие континентальные владения в Европе (Восточная Фракия и Эдрине (Адрианаполь), Галлипольский полуостров и острова Эгейского моря (за исключением архипелага Додеканес) передавались Греции. Греция получила ряд территорий в Малой Азии (Смирна - ныне Измир) и окрестности. Отметим также, что Константинополь и зона черноморских проливов объявлялись демилитаризованной зоной и передавались под международное управление. Согласно Севрскому мирному договору Турция признавала Армению как "Свободное и независимое государство". Турция и Армения соглашались подчиняться президенту США
Справедливости ради отметим, что 29 ноября 1920 года была образована Армянская Советская Социалистическая Республика, но сам факт ее образования не отменял ни решение Севрского мирного договора, ни Арбитражное решение президента США Вудро Вильсона, которые, увы, не реализованы и по сей день.
От исторических событий начала 20 века перейдем к сегодняшним реалиям. Итак, 23 ноября 2011 года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган от имени турецкого государства принес извинения за массовые убийства, совершенные в преимущественно курдско-алавитской области Дерсим во второй половине 1930-х годов. Фактическим виновником бойни была, по его словам, Народно-Республиканская партия (НРП), которая в те годы являлась вообще единственной политической партией в стране. Премьер Турции призвал ее нынешнего лидера извиниться от имени НРП за трагедию тех лет. "Я ли должен извиняться, или вы (имеет в виду лидера НРП
Отметим, что те из наших соотечественников, которым в 1915 году удалось чудом уцелеть, нашли в горах Дерсима пристанище и покровительство вождей местных алевитских кланов. Дабы спастись от преследований в отношении христиан, армяне предпочитали принимать алевизм, последователи которого подвергались гонениям не только со стороны турок, но и курдов-суннитов. Такой странный на первый взгляд выбор позволял армянам вести обособленную жизнь и надеяться на то, что при определенных обстоятельствах удастся вернуться к своим армянским корням. Отметим также, что на одной из аналитических передач Эркама Туфана, турецкий писатель Джафар Солгун выступил с примечательным заявлением. Он, в частности отметил, что после 1915 года армяне Дерсима (ныне Тунджели) ассимилировались с местными алевитами и курдами, передает информационный сайт "Ermenihaber.am". По его словам, в 1900 году историк по имени Андраник обошел Дерсим и свои наблюдения представил в книге под названием "Дерсим". В книге отмечается, что около 20% местного населения Дерсима являются армянами. Джафар Солгун напомнил также слова депутата партии Националистического движения Турции Юсуфа Халачоглу о том, что все, кто в Дерсиме представляется курдом или алевитом, являются армянами. Солгун выразил сожаление по поводу того, что историк Халачоглу мог озвучить такую нелепость. "Сегодня многие курды уверены в истинности своей национальной идентичности, однако, во многих случаях вызывает обеспокоенность то, что не все осведомлены о своей истинной идентичности. Всегда живущие среди нас армяне скрывали от государства то, что являются армянами. Армянское происхождение вызывало множество проблем", - отметил Солгун.
Заявления Эрдогана о резне в Дерсиме воскресили в памяти слова известного турецкого историка
Через год, в 2008 году Хасан Джемаль посетил мемориальный комплекс памяти жертв Геноцида армян Цицернакаберд в Ереване, где сформулировал свою позицию, сказав: "Отрицать Геноцид армян значит быть соучастником этого преступления против человечества". В 2012 году им была написана книга "1915: Геноцид армян", в которой он описал эволюцию своей позиции, которая начиналась с отрицания геноцида, но закончилась его публичным признанием. И тот факт, что после выхода в свет книга вызвала небывалый ажиотаж в турецкой прессе и стала исключительно популярной среди тюркоязычного читателя, вселяет надежду, что граждане Турции хотят знать правду о своей истории, о событиях конца XIX и начала XX века. При этом нам стоит внимательно отнестись к сообщению турецкого журналиста Явуза Байдара, который также в своем Twitterе сообщил о выходе в свет книги Хасана Джемаля, приводя выдержку из книги: "Армяне Турции были заражены русофильством и турки должны были их убить, чтобы оставшиеся в живых армяне отказались от России. Именно поэтому и произошел геноцид армян", - приводит Хасан Джемаль слова своего деда, сказанные им в 1919 году в Мюнхене.
Следует отметить, что за последние десятилетия, несомненно, произошли изменения в турецком обществе в отношении оценки своего исторического прошлого, в отношении Геноцида армян 1915-1923 гг. в Османской Империи. Есть немало интересных суждений на эту тему. Так, известный турецкий журналист, публицист колумнист Today's Zaman, аналитик газеты Radikal, Орхан Кемаль Дженгиз в своих публикациях не раз задавался вопросами: "Так что же препятствует Турции в вопросе признания прошлого? Почему туркам так трудно говорить о том, что случилось в их стране почти век назад? Почему американцам сравнительно легко говорить о рабстве и массовых убийствах индейцев? Почему другим нациям легко говорить о том, что они сделали в других странах, которые они колонизировали, в то время как турки наложили огромное табу на вопросы своего прошлого с армянами? Какова причина, по которой турецкий случай отличается от всех других?" (analitika.at.ua>news/orkar_Kemal_dzengir_chto...). Отвечая на им же самим поставленные вопросы, Орхан Кемаль Дженгиз пишет: "То, что случилось в Турции в 1915 году, является не просто злодеянием прошлого, как в случае американцев и европейцев. Случившееся хранится в центре турецкой национальной идентичности - это знание, которое должно жить в темных углах национального подсознания для того, чтобы сохранить статус-кво. Борьба с прошлым означает не только страх столкнуться лицом к лицу с постыдными действиями прошлого, неготовность стать свидетелем краха множества национальных мифов и табу. Это означает поставить под вопрос национальную идентичность основателей турецкой республики, турецкую войну за независимость, модернизацию, прошлое Османской империи и многие другие вопросы... Потребует много времени, пока мы придем к полному осознанию значения массовых убийств и изгнанию немусульман из Анатолии в 1915 году. Однако, до тех пор, пока процесс демократизации Турции продолжается, я надеюсь, что мы будем чаще сталкиваться с нашим прошлым и реальностью. Турция и турки должны будут рассматривать каждый компонент своей идентичности, чтобы избавиться от ее нездоровых элементов. Противостояние Турции своему прошлому необходимо не только для установления справедливости для жертв, которые пережили эти злодеяния, но и для того, чтобы турки смогли установить свою истинную личность и избавить ее от иллюзий и оков, которая может развиваться и стать более близка к реальности. Именно тогда мы будем свободны". Мнение турецкого публициста трудно оспорить.
Возвращаясь к вопросу о целесообразности участия делегации Национального Собрания Армении на предстоящей Парламентской Ассамблее ОБСЕ, мне пришла на память беседа со специальным представителем ПА ОБСЕ по Южному Кавказу Жоао Соарешем. Убежденный приверженец безальтернативности дальнейшего углубления интеграции государств Южного Кавказа с Евросоюзом, бывший председатель ПА ОБСЕ г-н Соареш, тем не менее, с пониманием и тревогой отнесся к нашей озабоченности относительно открытого игнорирования. Турцией и Азербайджаном неоднократных призывов руководителей Европейского Союза о разблокировании этими странами границы с Арменией и это в условиях, когда руководство этих стран заявляет о своей решимости вхождения в Европейский Союз. Жоао Соареш высоко оценил государственный подход президента Армении Сержа Саргсяна в вопросе парафирования армяно-турецких протоколов ("Протокол об установлении между двумя странами дипломатических отношений" и "Протокол о развитии двусторонних отношений"), что во истину стало проявлением ответственного и мужественного отношения руководителя армянского государства, государственного деятеля, который интересы установления прочного мира не только в регионе Южного Кавказа, но и далеко за его пределами, поставил выше личных политических интересов. Более того, Серж Азатович не побоялся быть непонятым со стороны сотен тысяч зарубежных армян, оказавшихся вне своей исторической родины (как Восточной, так и Западной Армении). Эти наши соотечественники являются потомками чудом уцелевших от Геноцида армян, которые передавали из поколения в поколение полные трагизма страницы истории своего народа, события начала XX века, очевидцами которых они являлись. Хочу надеяться, что Жоао Соареш продолжит традиции своего отца, великого европейца, самоотверженно боровшегося против диктаторского режима Антониу ди Оливейра Салазара, дважды избиравшегося президентом и премьер-министром Португалии Мариу Соареша и на предстоящей Стамбульской сессии ПА ОБСЕ с особой остротой поднимет вопрос о недопустимости блокады Армении со стороны Турции и Азербайджана.
А что касается геополитического выбора Армении - заключить соглашение об Ассоциации с Евросоюзом или войти в формируемое Россией, Беларусией и Казахстаном Единое экономическое пространство, а в дальнейшем в Евразийский Союз - это судьбоносный вопрос, который армянский народ должен решить сам, не под давлением или по подсказкам извне. Увы, мировой финансовый и экономический кризис показал серьезную уязвимость многих стран Евросоюза. В интервью Euronews 22 апреля 2011 года, отвечая на вопрос корреспондента "Что это за чудовища, которые угрожают ЕС, и в том числе и Португалии?", тот же самый Мариу Соареш заявил: "Прежде всего - это доминирование экономики и бизнеса над политикой. Это трагедия для любой страны в этой группе государств. Я думаю, что ЕС сейчас переживает свой тяжелейший кризис. Рынки, которые оказались совершенно сбиты с толку и тех, кто руководит рынками, я называю "чудовищами", и это, действительно, так. Это настоящие чудовища. Никто не знает, откуда они взялись и чего добиваются. Известно, что они хотят денег, хотят ослабить евро и подавить экономику некоторых стран: как Греция, Ирландия, Португалия и другие. И это крайне опасно, особенно когда Европе не хватает сплоченности. Если страны, у которых есть деньги, как в случае с Германией и госпожой Меркель, считают, что могут приказывать остальной Европе и перестраивать ее на немецкий лад, они жестоко ошибаются". Согласитесь, что слова этого мудрого патриарха европейской политики дорогого стоят. Тем более, что кризисные явления в Европе продолжаются. Так, недавно еврокомиссар по экономической политике
Возвращаясь к повестке дня предстоящей Стамбульской ежегодной сессии ПА ОБСЕ "Хельсинки плюс 40", невольно приходят на память события 1 августа 1975 года, когда главами 35 государств в столице Финляндии Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. История рассказывает нам об острых дебатах вокруг принципов "первой корзины" Заключительного акта - "Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях" (далее Декларация). Давно утвердилось мнение, что Декларация представляла собой комментированный перечень следующих 10-ти принципов: суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела друг друга; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Этот перечень принципов уникален тем, что в нем объединены прямо противоречащие друг другу позиции СССР и Западных стран. Наиболее важными группами противоречий были две. Первая определялась смысловыми различиями между принципом нерушимости границ и правом народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Примечательно, что на первом (нерушимости границ) настаивал Советский Союз, имея в виду закрепление существовавших в Европе послевоенных границ. На втором - страны Запада, желавшие закрепить принципиальную возможность объединения Германии в будущем на основе свободного волеизъявления немцев ГДР и ФРГ. По мнению западных политиков, такая постановка вопроса не противоречила принципу нерушимости границ, так как нерушимость понималась как неприемлемость их изменения посредством силы. Нерушимость не означала неизменности и в 1990 г., когда Германия объединилась, политико-правовая сторона процесса объединения была признана полностью соответствующей букве и духу Хельсинкского соглашения. С этой точки зрения надо иметь большое воображение, чтобы не узреть незыблемость политико-правового решения, которое было принято 20 февраля 1988 года на внеочередной сессии Совета Народных депутатов Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО). Еще и еще раз напомним, что, в полном соответствии с действующей Конституцией СССР, сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение, которое содержало просьбу к Верховным Советам Азербайджана - о выходе из его состава, Армении - о принятии в свой состав, СССР - об удовлетворении этой просьбы.
Вторая группа смысловых разногласий Декларации касалась соотношения принципа территориальной целостности государств с правом народов распоряжаться своей судьбой. Первый - закреплял территориальное единство каждого из подписавших акт государств, включая те, в которых имелись сепаратистские тенденции (Великобритания, Югославия, СССР, Испания, Италия, Франция, Канада). Принцип права народов распоряжаться своей судьбой полностью соответствовал пониманию Вудро Вильсона, который еще в начале XX века выступал за создание независимых национальных государств, то есть за реализацию права народов на самоопределение. Поэтому в начале 90-х годов, в период резкого усиления сепаратизма в Югославии, страны Европы не чувствовали себя связанными обязательством противостоять ему, а Югославия не могла апеллировать к Хельсинскому Заключительному акту в оправдание своей жесткой политики, направленной на непринятие права народов на самоопределение. Почему-то такой толерантный подход со стороны европейских стран, который имел место в случае с образованием независимых государств на Балканах, почему-то не был замечен в случае с Нагорным Карабахом. Для полной ясности отметим, что после вышеупомянутого решения Областного Совета народных депутатов НКАО, последовала эскалация насилия со стороны Азербайджана. Начались погромы и массовые убийства армян в удаленных на сотни километров от НКАО городах Азербайджана - Сумгаите, Баку, Кировобаде, Шамхоре, затем по всему Азербайджану, в результате которых сотни людей погибли, а тысячи и тысячи были ранены. В результате этих кровавых злодеяний около 450 тысяч армян из городов и сел Азербайджана и Нагорного Карабаха стали беженцами. Есть сотни свидетельств очевидцев тех трагических событий. Из памяти не выходят воспоминания Заслуженного пилота СССР, в те годы Начальника Главного управления Гражданской Авиации Армении, единственного из действующих пилотов СССР, который был доктором психологических наук Оганеса Павловича Ерицяна. Когда 13-20 января 1990 года были армянские погромы в Баку, руководители Азербайджана установили запрет на полеты в Баку армянских летчиков. И лишь по прямому указанию министра Гражданской авиации СССР Панюкова Бориса Егоровича азербайджанская сторона была вынуждена принимать самолет из Еревана с условием, чтобы за штурвалом авиалайнера был сам Начальник управления Гражданской Авиации Армении Оганес Ерицян. И вот Заслуженный пилот СССР в день по нескольку раз вылетал в Баку, вывозя оттуда детей, женщин, стариков. Будучи кроме пилота и ученым-психологом Оганес Павлович во время первого полета вышел к беженцам с намерением как-то их успокоить, взбодрить. Но, всматриваясь в полные ужаса запуганные глаза сидящих и стоящих армянских женщин, стариков и детей, он не смог и слова выговорить. Потом, как вспоминал второй пилот его экипажа, вернувшись в кабину, командир корабля вцепился за штурвал и не выпускал его в течение всего полета, весь полет он промолчал и лишь стекающие из глаз слезы этого бесстрашного человека выдавали его душевное состояние. И сейчас Оганес Павлович не может без сильного волнения вспоминать те тревожные дни. Справедливости ради отметим, что все авиарейсы в Бакинском аэропорту встречал и провожал начальник Азербайджанского управления Гражданской Авиации В.Г. Садыхлы. Я как никто другой прекрасно понимал душевное состояние наших славных летчиков. Ведь ваш покорный слуга, автор этих строк, будучи в то время мэром города Еревана, сам не мог без содрогания встречать в Ереванском аэропорту беженцев из Баку. После трагических событий 1988-1990 гг. 2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского Областного Совета и Совета народных депутатов Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумянского района. Таким образом было осуществлено право, отраженное в действующем законодательстве СССР, в частности, в Законе СССР от 3 апреля 1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", которое предусматривает право национальных автономий самостоятельно решать вопрос о своем государственно-правовом статусе в случае выхода союзной республики из состава СССР. Отметим, что 30 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял декларацию "О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики".
Таким образом, и в этом случае решение конституционно избранных властей Нагорно-Карабахской Автономной Области о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики опять-таки в полном соответствии с принципом территориальной целостности государств (в данном случае СССР), так как 2 сентября 1991 года, провозглашая Нагорно-Карабахскую Республику, власти Нагорного Карабаха не заявляли о выходе из СССР. Уж тем более это решение властей Нагорного Карабаха принято в полном соответствии с принципом Хельсинского Заключительного акта о праве народов распоряжается своей судьбой.
Хочется надеяться, что предстоящая Стамбульская сессия ПА ОБСЕ не явится форумом, на котором будут озвучены одни лишь политические здравицы Хельсинскому соглашению, а станет авторитетной площадкой, где будет критическое осмысление причин применения двойных стандартов при реализации положений Хельсинского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. И только в этом случае мы будем вправе ожидать, что наши коллеги из европейских государств самокритично отнесутся к тому факту, что до сих пор их страны не признали независимость Нагорно-Карабахской Республики.
Что же касается окончательной нормализации отношений Армении и Азербайджана, то она возможна лишь при условии вхождения наших стран в Евразийский Союз. Причем такое политическое решение первой должна принять Армения, так как нет на планете другого народа, духовно более близкого нам, армянам, чем русский народ.
Ожидаемое Соглашение об Ассоциации Армении с ЕС, увы, не решит ни одной из сложных проблем, которые создает азербайджанская сторона и на которые никак не реагирует ЕС. Не реагирует и ПА ОБСЕ. Ведь не иначе как вызовом этой международной авторитетной организации является выступление президента Азербайджана Ильхама Алиева на официальном приеме по случаю национального праздника Азербайджана - Дня Республики 28 мая 2013 года. Он тогда заявил, что Азербайджан и впредь должен держать Армению в изоляции от всех международных проектов. "Эта тактика и эта политика приносят свои плоды.... Ежегодно эту страну покидают 80-100 тысяч человек. Покидают навсегда. В этой стране усиливаются тенденции депопуляции, наблюдается демографический кризис. Что же касается возрождения экономики, то таких перспектив вообще нет. Там наблюдается период полной стагнации", - злорадствовал азербайджанский лидер. Здесь вопрос не в том, что, говоря об Армении, Ильхам Алиев выдает свое сокровенно желаемое за действительность, а в том, что президент Азербайджана накануне Стамбульской сессии ПА ОБСЕ с повесткой дня " Хельсинки плюс 40" фактически заявляет, что он плевать хотел на "Декларацию принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях", что является одной из основ Хельсинского Заключительного акта. То есть мы наблюдаем неприкрытую профанацию самой идеи, сути предстоящей Стамбульской сессии со стороны руководства Азербайджана. Но почему апшеронские политики ставят в столь нелепое положение своих турецких покровителей-коллег, это - тема отдельной статьи.
Свои размышления хотелось бы завершить цитированием раздумий все того же турецкого журналиста, историка и публициста Орхана Кемаля Дженгиза, которые он опубликовал в издании Today's Zaman. Вот что он написал: "Если бы мы действительно были уверены в себе, то ничего бы не опровергли из своего прошлого и с гордостью бы приняли христианскую и мусульманскую сущность нашей страны. Мы бы не пытались любить Стамбул, отвергая его прошлое. Наша любовь не была бы похожа на жестокую любовь, когда мужчина чисто физически любит женщину. Если бы мы были честны, у нас было бы больше знаний о нашем происхождении и прошлом, и все бы встало на свои места. Мы бы не принимали убийц за героев, а героев - за предателей"... Увы, всего этого, к сожалению, все еще нет в современном турецком обществе и поэтому впереди делегацию парламентариев Армении ожидает трудная дорога в Стамбул.
Арташес Гегамян - депутат Национального собрания от Республиканской партии Армении, руководитель постоянной делегации Национального собрания Армении в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, председатель партии "Национальное Единение" и общественной организации "Северная перспектива" (www.amiab.am)