Министр экономики Литвы Бируте Весайте в мае с двумя советниками летала на деловой форум в столицу Казахстана Астану на заказанном компанией Arvi восьмиместном самолете бизнес-класса. После этого она лишилась своей должности.

29 мая, после представления премьера Альгирдаса Буткявичюса президент Литвы Даля Грибаускайте подписала декрет об отставке Весайте, пишет Kauno diena. "Было принято решение, что министр экономики допустила ошибку. Никак нельзя говорить об определенных прозвучавших в обществе категорических обвинениях в ее адрес, просто она ошиблась, не подумав о полете на частном самолете. Было принято окончательное решение, что она работает до понедельника будущей недели", - сказал премьер в интервью Литовскому радио.

Как отмечается, цена полета самолета в обе стороны составила 8100 литов, 2700 литов за одного человека. Тогда как по данным специалистов гражданской авиации, чартерный полет самолетом бизнес-класса в Астану и обратно может стоить около 100 тысяч литов, а полет одного человека может стоить около 13 тысяч литов. Как отмечают литовские эксперты, для увольнения министра оказалось достаточно того, что она своим поведением вызвала определенные сомнения: компания Arvi ведет переговоры с Минэкономики относительно договора об управлении Мариямпольской свободной экономической зоной (Marijampole, СЭЗ).

Этот случай заставил российские СМИ обратить внимание на ситуацию с частными полетами чиновников в России. Личный самолёт сегодня перестал быть роскошью для элиты, это неотъемлемый признак принадлежности к касте привилегированных. Негласные правила не позволят ни одному бизнесмену с состоянием хотя бы в 1 млрд. долларов летать рейсовым самолётом, уверяет публицист Станислав Белковский.

Частные самолеты не редкость и для представителей российского политического бомонда. Например, член Комитета Госдумы по труду и социальной политике Григорий Аникеев указал в декларации, что владеет самолётом Falcon 2000 EX Easy. Экс-глава Калининградской области Георгий Боос также не скрывал, что владеет небольшим реактивным джетом на 9 мест. Всего по оценкам специалистов, в России зарегистрировано 300 бизнес-самолетов среднего и большого класса. Содержание каждого борта обходится хозяину в $2-3,5 млн в год.

Однако в России из госчиновников высшего уровня имеют право летать рейсами спецотряда "Россия" только президент, премьер, спикеры палат парламента, глава администрации президента, министр иностранных дел и генпрокурор. Первые лица в основном летают из спецаэропорта "Внуково-2" на Ил-96, Ту-214. Парк авиаотряда "Россия" недавно был обновлён, и теперь для поездок на короткие расстояния президент также использует новый Falcon: летать на нём из Москвы в Санкт-Петербург и быстрее, и экономичнее.

Исключения все же бывают, так недавно в Китай на самолете спецотряда летал Патриарх Кирилл. В пресс-службе патриарха объяснили, что главе РПЦ выделили самолёт спецотряда в качестве исключения и связано это с дальностью перелёта: "Регулярно патриарх никогда не пользуется самолетами государства. И мы всегда находим какие-то возможности, средства для того, чтобы визиты патриарха обеспечивались какими-то частными авиакомпаниями", - разъяснил руководитель пресс-службы патриарха.

Остальные чиновники должны летать по служебным делам регулярными рейсами. Губернаторы выходят из положения, предпочитая для внутренних рейсов самолеты коммерческих структур, прикрепленных к их территориям.

Не исключено, что вскоре свои самолеты появятся и у министров. По крайней мере, такие намерения есть. Выбор персональных авиалайнеров весьма широкий: от ближнемагистральных Ан-148 и Суперджета до ВИП-версии широкофюзеляжного Ил-96. Соответственно, оплачивать их придется налогоплательщикам. Добавим, что случай с отставкой чиновника из-за полетов на частном самолете в Литве не единичный. Во Франции недавно разгорелся скандал: сразу два министра вынуждены были уйти в отставку из-за того, что за госсчёт фрахтовали частные самолёты и закупали дорогие кубинские сигары.