"Постепенно ты становишься помором": как "мягкая сила" Норвегии ломает этническое самосознание русских на Русском севере
Мы продолжаем серию публикаций о политике "мягкой силы" норвежского Баренц-региона в Архангельске. На днях в местных архангельских СМИ появилось сообщение о том, что депутаты городской думы выбрали нового почетного жителя города Архангельска. Им стала профессор Северного Арктического Федерального университета (САФУ)
Помимо Ломоносова, проф. Буторина уже два десятилетия занимается фундаментальной фальсификацией региональной истории и культуры. На этом поприще одно время она даже попыталась безуспешно для себя конкурировать с главным идеологическим "поморизатором" Архангельска - проф.
А начиналось все так. В период подготовки создания норвежского Баренц-региона осенью 1991 году по инициативе историка Татьяны Буториной в преобразованном из Архангельского педагогического института Поморском университете ректором Владимиром Булатовым была создана т. н. "Поморская лаборатория". Мероприятие было осуществлено Булатовым в рамках норвежской программы создания Баренцева региона. В 1992-1993 годах в Поморской лаборатории "исследовались" проблемы "Поморский этнос: историко-педагогический и образовательный аспекты" (доцент Рудольф Ханталин), "Поморская этнопедагогика" (доцент Татьяна Буторина), "Воспитание культуры речи учащихся в условиях поморских говоров" (доцент Татьяна Плешакова), "Социально-этнические особенности молодежи поморского Севера" (доцент Анатолий Семин), "Этнопсихологические особенности поморов" (Татьяна Соловьева). Как видим, работа Поморской лаборатории была изначально заточена на этничность и исходила из установки Баренцева региона, что русское население Архангельской области - это "этнические поморы". Тем самым, по-существу, в Поморской лаборатории под руководством Буториной велись работы по подготовке подрыва в регионе национальной идентичности. В 1992 году сотрудники Поморской лаборатории были приняты в штат Института национальных проблем образования Минобразования РФ. По заказу областного отдела образования Поморская лаборатория занялась разработкой национально-регионального образовательного компонента под проект формирования новой поморской этничности. Областная администрация, благодаря старым обкомовским связям Булатова, Ханталина и Буториной, поддержала начинания "поморских возрожденцев" и обеспечила частичное финансирование этого проекта. Наработки по "поморской этнической педагогике" нашли отражение в докторской диссертации Ирины Сковородкиной (сейчас директор Института педагогики и психологии САФУ) и в кандидатских диссертациях Светланы Щекиной и Татьяны Соловьевой. В 1995 году финансирование Поморской лаборатории было прекращено, но процесс создания национально-регионального образовательного комплекса был поставлен Буториной к тому времени на практическую основу.
В настоящее время проф. Буторина в Северном Арктическом Федеральном университете направляет два педагогических центра, занятых разработкой и апробацией программ по изменению русской этнической идентичности на поморскую этническую идентичность у детей школьного возраста: один находится в Северодвинске - руководитель доц.
Доц. Полякова руководит разработкой, доведением и внедрением в школы области комплекса "Морянка", в котором детям младшего школьного возраста исподволь внушается, что они этнические поморы.(5) Программу регионального компонента "Морянка" в 1998 году начинала уроженец Узбекистана проф. Эльвира Николаева. В 1994 году она переехала из Узбекистана в Северодвинск. Что могла знать она в местной региональной истории и культуре? Николаева, однако, взялась за краеведение, используя фальсифицированную основу, поданную ей Буториной. В последние годы комплекс Поляковой "Морянка" в качестве регионального компонента внедряется в школах Архангельска (школы № 3, 22, 30, 45), Северодвинска (школы № 2, 8, 16, 24, 28, 30) и области. В предисловии "Морянки" мы читаем следующий адресованный младшему школьнику текст: "Постепенно ты становишься северянином - помором. А знаешь ли ты, какие они, поморы? Почему их так называют? Какими главными промыслами они занимаются и продолжают заниматься в сегодняшней жизни? Каким должен вырасти ты, чтобы и тебя называли гордым именем "помор"? Почему люди говорят о своих земляках "настоящий помор" или "настоящая поморка"?" (6) В школе № 45 Архангельска под влиянием "Морянки" учителя стали организовывать в начальных классах празднование псевдоэтнического праздника "Поморский новый год", а в школьном музее оформили стенд "Великие поморы".
В альтернативном центре в Архангельске в результате работы Щекиной для начальной школы был разработан учебно-методический комплект курса краеведения "Мы - поморы". Он включает в себя три образовательно-воспитательные программы: "Поморская душа", "Поморская семья", "Поморское братство", книгу для чтения "Поморские бывальщины" и "Поморскую азбуку". По заявлению доц. Светланы Щекиной, данные программы составлены с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников и обеспечивают постепенное расширение смыслового пространства "от погружения через приобщение к присвоению" ценности "Поморского наследия". "Авторы рассматривают свою работу как вариант культурологического воспитания учащихся области на основе "погружения" в культурно-историческое наследие Поморья". "Проект "Поморская душа" рассчитан на учащихся 2-х классов и направлен на пробуждение у ребенка этнического самосознания через постижение особенностей поморского характера". Департамент образования и науки администрации Архангельской области выпускает подобного рода методички доц. Щекиной для учителей начальной школы для работы с детьми по переформатированию у них этнического сознания! (7) Занимающаяся этим "поморским пробуждением" у младших Светлана Щекина по образованию учитель математики, закончила Архангельский пединститут. Что делает она с благословения Буториной в местном краеведении своими "погружениями через приобщение к присвоению"? Глава программы "Морянка" доцент Ирина Полякова сейчас указывает на проф. Буторину, как главную заводчицу всем "поморским" экспериментам в начальной школе Архангельской области. Именно Буторина побудила Щекину и Полякову заняться практическими проектами по трансформации русского этнического сознания у детей школьного возраста.
Трудно представить более подлое дело на ниве педагогики, чем то, что делает в Архангельске с младшими школьниками Буторина. Создателя "научной" школы "Педагогическая регионология" Буторину надо не в почетные жители города сейчас выбирать, и, тем более, не держать в местной общественной палате и в советниках при губернаторе Орлове, а за все содеянное гнать с позором отовсюду и из федерального университета, в том числе. Она наносит прямой политический ущерб Российской Федерации. Ведь сотни учительниц начальной школы, направленных Буториной, сделают дело в Архангельской области лучше любого Мосеева.
А тем временем 27-29 ноября 2012 года в архангельской детской школе народных ремесел состоялся всероссийский семинар-практикум детских педагогов. С темой "Поморская семья: традиции и современность" выступила Татьяна Буторина. С темой "Образовательно-воспитательная программа "Мы - поморы" как способ формирования этнического самосознания младших школьников" выступила Светлана Щекина. (8) 28 февраля 2013 года на базе гуманитарного института филиала САФУ состоялись Юбилейные научно-методические чтения, посвященные 15-летию создания регионального учебно-методического комплекта "Морянка" для начальной школы.(9) Почетным гостем юбилейных научно-методических чтений стала губернаторша
Отметим, что регионализация образовательной системы Архангельской области под программы Баренцева региона является плодом политики "мягкой силы", проецируемой норвежским Баренцевым секретариатом. "Региональная этнопедагогика" Буториной прошла "научную" апробацию и получила полное одобрение на Женском форуме арктических стран (Тромсе, Норвегия, 1997), международных конференциях стран Баренц-региона (Финляндия, 1995, Норвегия, 1991, 1995, 1997, Швеция, 2002 и др.). Итогом деятельности Буториной на ниве педагогики и науки стало покушение на единство этнического самосознания русского народа на Русском севере и ослабление территориальной целостности Российской Федерации, совпадающее с норвежскими усилиями по созданию Баренцева региона.
Сейчас в Северном Арктическом Федеральном университете под управлением ректора Елены Кудряшовой и при ее полном одобрении Буторина продолжает педагогические эксперименты по "поморизации" населения Архангельской области. Более того, деятельность Буториной поощряется ректором. Сама Кудряшова публично объявила, что она - поморка и считает себя "ученицей Владимира Николаевича Булатова".10) Под влиянием личного общения с экс-министром иностранных дел Норвегии
Источники: 1. Дмитрий Семушин: "Поморство" Ломоносова - миф //http://regnum.ru/news/1521011.html
2. Здесь отметим, что "игры" с новой поморской этнической идентичностью в Архангельске в 1990-е годы позволяли себе деятели образования, тесно связанные своей карьерой с местным обкомом
3. http://www.cultnord.ru/Kulturno-istoricheskoe_nasledie_Arhangelskogo_kraja.html
4. Об интеллектуальном уровне учеников Буториной, защитивших под ее руководством кандидатскую диссертацию, можно судить по "поморизатору" доценту Валерию Васильевичу Лисниченко (САФУ, Северодвинск), который в своем "труде", в частности, утверждает, что "поморы", т. е. жители Архангельской области, умнее русских потому, что привыкли есть клюкву и, что у поморов желудочно-кишечный тракт длиннее, чем у русских. См. Лисниченко В. В. Поморская мозаика. Архангельск, 2009. С. 241, 244.
5. Николаева Э.И., Полякова И.Ф. и др. Национально-региональный компонент содержания образования в начальной школе. Программа "Морянка". Часть 1.: Учебно-методические рекомендации - Архангельск: АОИППК РО, 1998 и мн. др. изд. Программа по краеведению "Морянка" для учащихся 2-4 классов. Отв. ред. И. Ф. Полякова. Архангельск, АО ИППК РО, 2010. Николаева Э. И., Полякова И. Ф., Раменский О. Е. Детская литература Баренц - региона. Хрестоматия. Учебное пособие. Архангельск, 2006.
6. Морянка. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах. Архангельск, 2010. С. 3.
7. См. анонс: Мы - Поморы: курс краеведения. Цикл 1: Поморская душа: образовательно-воспитательная программа, метод. рекомендации. 2 класс. С. С. Щекина и др. Архангельск, Департ. образов. и науки адм. Арх. обл. 2007 // http://library.narfu.ru/rus/TRResources/VirtualExhibitions/Pages/zhivye_istoki_Pomoriya.aspx
8. http://www.pomorfil.ru/narodnoe-iskusstvo-i-deti
9. http://www.narfu.ru/sf/sevgi/news/index.php?ID=52134
10. Собственно Елена Кудряшова является "ученицей" не Булатова, как она недавно утверждала в одном интервью, а доцента АГПИ Валентины Селивановой. См. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8F%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0. Вспоминать это обстоятельство Кудряшова крайне не любит.
Дмитрий Семушин