ВС Грузии - самые слабые в регионе, несмотря на активное стремление к стандартам НАТО: военный аналитик
26 мая 2013 года в Грузии прошло празднование дня независимости. Изначально планировалось проведение военного парада, однако позже было принято решение заменить его выставкой вооружений, а также небольшой демонстрацией боевой авиации. Были представлены бронемашины "Дидгори" и "Шамкори", боевые машины пехоты (БМП) "Лазика" собственного производства, танки Т-72 израильской модификации, БМП-2, чешские самоходные артиллерийские установки "Дана", американские военные джипы "Хаммер", БТР-80, современные американские бронемашины MRAP, реактивные системы залпового огня (РСЗО) БМ-21 "Град" и их грузинские копии. В конце, в небе появились штурмовики Су-25 и вертолёты Ми-24 и
Прошедшее мероприятие является отличным поводом, чтобы обратить взор на то, каким образом Грузия подошла к проблеме перевооружения и восстановления своих вооружённых сил после поражения в войне, развязанной президентом Саакашвили против Южной Осетии в августе 2008 года. Вследствие военной операции вооружённых сил РФ по принуждению Грузии к миру, заметная часть грузинской боевой техники оказалась уничтожена или брошена.
Практически сразу после прекращения боевых действий последовали заявления США и других союзников Грузии о продолжении оказания военной помощи. США заявили о готовности предоставить до $1 млрд. на восстановление боеспособности грузинской армии. О продолжении сотрудничества заявила и Украина, передача которой зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) Бук-М1 силам противовоздушной обороны Грузии обернулась для России наибольшими проблемами во время боевых действий 2008 года (РФ потеряла, по разным оценкам, от 4 до 7 боевых самолётов). Действительно, уже в октябре 2008 года Грузия получила крупную партию боевой техники из Украины - до 35 танков Т-72. Позже были переданы РСЗО БМ-21 "Град", а также боеприпасы и запчасти. За всё это Грузия заплатила всего $5,6 млн, что в несколько раз меньше реальной цены перечисленных выше вооружений. По сути, эти поставки компенсировали потери грузинской бронетехники.
Что касается военного сотрудничества с США, то, несмотря на сделанные американцами заявления, военная помощь Грузии в послевоенном периоде составляла в среднем около $20 млн в год. В основном, на эти деньги Грузии предоставлялись бронемашины "Хаммер" и стрелковое вооружение. Стоит также отметить передачу 28 современных американских бронемашин MRAP. В 2012 году Грузии были переданы 2 патрульных катера, однако эта поставка практически не восстанавливает чуть ли не полностью уничтоженный в 2008 году грузинский флот. Кроме того, значительная часть из вышеперечисленных денежных средств идёт на обучение грузинских офицеров и солдат американскими инструкторами.
Небольшие поставки военного снаряжения были и из других стран
Ещё одним глобальным направлением развития вооружённых сил Грузии является развитие собственного ВПК. Грузия уже начала выпуск бронемашин "Дидгори" - они собраны на основе американских пикапов
В целом, перечисленные закупки очень мало усиливают реальную боеспособность грузинской армии, так как имеется очень большой крен в сторону лёгких вооружений. В итоге, получается, что у Грузии в распоряжении очень малое, по сравнению с соседними странами, количество тяжёлого вооружения. Многих видов оружия, таких как оперативно-тактические ракетные комплексы, или тяжёлых РСЗО у Грузии нет вообще, в отличие от соседей по Закавказью - Армении и Азербайджана. У последних имеется также большой перевес по количеству тех же танков - в 2-3 раза. В итоге, возникают очень большие сомнения, сможет ли Грузия вести против этих стран даже оборонительную войну в случае гипотетического конфликта. А об эффективном противостоянии с РФ, Турцией или Ираном даже не может быть и речи.
В современной войне, как известно, одним из ключевых факторов является превосходство в воздухе. Тут кроется наибольшая слабость ВС Грузии. Боевая авиация имеется у Грузии в очень ограниченном количестве, и представлена только штурмовиками Су-25 и вертолётами Ми-24. В такой ситуации целесообразным кажется акцентирование своих сил на усиление ПВО. Однако этого практически не происходит. ПВО Грузии крайне слаба, и до сих пор не восполнила потерь после 2008 года. Представлена она израильским ЗРК малой дальности "Спайдер", ЗРК малой дальности Оса и устаревшими ЗРК С-125. Также, возможно, после войны 2008 года уцелела часть ЗРК Бук-М1. Всего этого абсолютно недостаточно чтобы хоть как-то прикрыть территорию страны. В итоге, в сочетании с отсутствием серьёзных ВВС, это приведёт к очень быстрой потере контроля над воздушным пространством и очень быстрому поражению, как уже случилось в августе 2008 года.
Сочетание всего вышеперечисленного должно вызывать очень серьёзное беспокойство у руководства Грузии, так как страна, по сути, обладает самыми слабыми вооружёнными силами в регионе, несмотря на самое активное стремление к стандартам НАТО. Практически полностью отсутствует дееспособный флот. Как в количественном, так и в качественном плане все соседние страны превосходят грузинские войска и, если вектор перевооружения ВС Грузии не будет смещён в сторону закупки серьёзных тяжёлых вооружений и средств ПВО, то ситуация в будущем будет только ухудшаться.
Военный аналитик центра HAYASA Леонид Нерсисян