В Одессе 24 мая завершился очередной раунд переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели). Как сообщили в пресс-службе ОБСЕ, встреча завершилась подписанием решения о демонтаже аварийной канатной дороги через Днестр между городами Рыбница и Резина, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Мы охватили широкий спектр вопросов, актуальных для обеих сторон, включая свободу передвижения и вывоз радиоактивных отходов", - заявил по итогам встречи председательствовавший на переговорах спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по конфликтам Андрей Дещица. - Я рад, что сегодня было подписано протокольное решение по демонтажу промышленной канатной дороги через Днестр между городами Рыбница и Резина, которая не использовалась более десяти лет и представляет угрозу для людей, живущих под ней".

Назвав прошедшие переговоры "откровенными, но конструктивными", Дещица призвал обе стороны продолжать регулярные двусторонние встречи на всех уровнях в период до следующего раунда переговоров в формате "5+2", который назначен на 16 и 17 июля в Вене. "Очень важно, чтобы обе стороны оставались сосредоточенными на достижении реального прогресса в этих переговорах и продолжали работать в этом направлении между раундами официальных переговоров", - отметил Дещица.

Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Украины Леонид Кожара в свою очередь направил участникам встречи послание, в котором сообщил, что "конструктивный диалог и консенсус являются ключевыми факторами успеха переговоров, что отвечает интересам людей на обоих берегах Днестра".

Кожара приветствовал решение о демонтаже канатной дороги. "Это решение непосредственно влияет на безопасность и базовые нужды людей; это также важный шаг в направлении сближения позиций сторон переговоров. Это еще одно подтверждение того, что стороны способны приходить к решениям через переговоры. Украинское председательство в ОБСЕ предоставит полную поддержку в реализации достигнутого соглашения, а также будет активно содействовать сторонам в дальнейшем диалоге и нахождении компромиссных решений", - заявил Кожара.

В свою очередь в молдавском Бюро по "реинтеграции" заявили, что дискуссии на встрече в Одессе прошли "в соответствии с обширной повесткой дня, включившей в себя предложенные украинским председательством вопросы, относящиеся ко всем трём "корзинам", на основе предложений, представленных политическими представителями Молдавии и Приднестровья (Речь идет о несогласованной со сторонами предварительной повестке дня, составленной украинским председательством ОБСЕ и нарушающей официальную повестку переговорного процесса, согласно которой политические вопросы из "третьей корзины" подлежат обсуждению только после решения всех практических вопросов социально-экономического и гуманитарного характера между Молдавией и Приднестровьем - первой и второй "корзин". В предварительной повестке дня одесского раунда, также вопреки официальной повестке переговоров, оказались и вопросы, связанные с миротворческой операцией и ситуацией в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта. Приднестровская сторона подчеркнула, что эти вопросы не могут обсуждаться в данном формате и пригрозила покинуть переговоры в случае открытия дискуссии по этим несогласованным вопросам - прим. ИА REGNUM)".

Со своей стороны пресс-служба МИД Приднестровья сообщила по итогам встречи, что во второй день переговоров "стороны сосредоточились на обсуждении вопросов повестки, составляющих переговорное пространство на текущий момент и относительно обсуждений которых было достигнуто обоюдное согласие".

Одним из итогов стало подписание протокольного решения по демонтажу подвесной воздушно-канатной дороги (фуникулера) через реку Днестр в городах Рыбница и Резина. Документ был подписан политическими представителями сторон Ниной Штански и Евгением Карповым в присутствии представителей Российской Федерации, ОБСЕ и Украины. В целях поиска соответствующих ресурсов, необходимых для реализации достигнутого соглашения, стороны договорились обратиться к действующему председательству ОБСЕ для оказания содействия в этом вопросе. Участники заседания согласились с тем, что демонтаж объекта будет осуществляться за счет средств международных доноров, прежде всего, найденных среди участников "Постоянного совещания", а также определили, что к работам по демонтажу будет привлечен зарубежный подрядчик. Еще одним элементом решения стало положение о согласовании с Объединенной контрольной комиссией мероприятий, планируемых в рамках демонтажа канатной дороги. Обе стороны сошлись на том, что вопрос демонтажа фуникулера является сугубо техническим, и согласились отказаться от попыток его политизации на любом из этапов работ.

Посол по особым поручениям МИД РФ Сергей Губарев сообщил о том, что в Министерстве чрезвычайных ситуаций РФ уже ведется подготовительная работа, связанная с изучением возможности направления в Рыбницу специалистов для разработки проектно-сметной документации.

В ходе заседания молдавским представителем по политическим вопросам Евгением Карповым также была озвучена информация по ситуации с введением Кишиневом новых миграционных правил. Карпов заявил, что до конца мая новых миграционных правил Молдавией вводиться не будет. Он заверил участников заседания в том, что перед введением новых правил будет проведена заблаговременная информационная кампания, которая разъяснит заинтересованным сторонам в доступной форме их смысл и содержание. По словам политического представителя Молдавии, указанные правила ни в коей мере не затронут свободу передвижения граждан России, Украины, иных иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Приднестровья, а также тех приднестровцев, которые не имеют заграничного паспорта и сегодня свободно передвигаются между Приднестровьем и Молдавией (имеются в виду граждане Приднестровской Молдавской Республики, обладающие приднестровскими паспортами, не признаваемыми Молдавией - прим. ИА REGNUM).

Между тем, ряд вопросов приднестровской стороны и других участников встречи остался непроясненным. Евгений Карпов заверил, что приднестровская сторона будет дополнительно официально проинформирована относительно ряда конкретных деталей вводимых миграционных правил после того, как механизм будет окончателен доработан.

Справка ИА REGNUM: С 2009 года таможенные органы Молдавии требуют от граждан ПМР, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. В ответ на обращение приднестровской стороны в МИД России по данному поводу заявили, что располагают информацией о подобных случаях, и пообещали тщательно разбираться со всеми случаями жалоб граждан РФ на ущемление их прав. Однако преследование российских и украинских граждан молдавскими властями продолжается до сих пор. Отметим, что в Приднестровье проживают около 180 тыс. граждан России и около 100 тыс. граждан Украины. После того как Молдавия объявила о намерении в одностороннем и не согласованном с партнерами по переговорам порядке выставить погранично-миграционные посты в Зоне безопасности вдоль границы с Приднестровьем, КГБ и МИД ПМР заявили, что они могут быть использованы именно против проживающих в ПМР граждан Украины и РФ. При этом Молдавия заверяет, что вводимый контроль не будет распространяться на жителей Приднестровья "вне зависимости от паспорта, которым они обладают", однако не сообщает, как именно она будет отличать приднестровцев с паспортами Украины и России от иностранцев.