МВФ: Странам Кавказа и Центральной Азии следует использовать пока благоприятные экономические перспективы
Армения, 23 мая, 2013, 16:12 — ИА Регнум. После хороших показателей роста в 2012 году ближайшие перспективы во всем регионе Кавказа и Центральной Азии остаются в целом благоприятными, отражая высокие цены на нефть в случае экспортеров нефти и газа и повышенные цены на ненефтяные биржевые товары и активный приток денежных переводов мигрантов в случае стран-импортеров нефти и газа. Об этом говорится в бюллетене "Перспективы развития региональной экономики" Международного валютного фонда.
Риски для этих благоприятных перспектив могут быть связаны с по-прежнему вялым мировым спросом, внутренней политической неопределенностью и геополитическими рисками в регионе. Директивным органам, особенно в странах-импортерах нефти, следует воспользоваться благоприятными экономическими перспективами для восстановления резервов налогово-бюджетной политики, уменьшившихся вследствие мирового кризиса. Во всем регионе странам следует активно возобновить проведение реформ, чтобы устранить старые структурные недостатки с целью повышения качества управления, пользуясь благоприятными для инвесторов условиями, добиться развития опирающейся на более широкую базу финансовой системы и способствовать региональной торговой и финансовой интеграции.
Динамичный, но замедляющийся рост региона Кавказа и Центральной Азии (КЦА) продолжал показывать динамичный экономический рост, однако в 2012 году он составил 5,7 процента, что несколько ниже показателей предыдущих лет. Это замедление роста было следствием подавленности внешнего спроса, резкого падения сельскохозяйственного производства в Казахстане и нарушений в сфере производства золота в Киргизии.
Для экспортеров нефти и газа в КЦА (Азербайджана, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана) ближайшие перспективы остаются в целом благоприятными, что отражает ограниченные прямые связи pегиона с Европой и сохраняющиеся высокие цены на нефть. Здесь прогнозируется стойкий рост на уровне в среднем 5,8 процента в 2013 году и 6,1 процента в 2014 году. В большинстве стран-экспортеров нефти и газа рост в 2013-2014 годах прогнозируется на уровне 5-8 процентов, чему будет способствовать активный рост в ненефтяных отраслях, а в Казахстане - увеличение производства нефти. Ожидается, что экономический рост в Азербайджане (который в значительной мере поддерживается активным ростом в ненефтяных отраслях) восстановится в 2013-2014 годах с началом стабилизации производства нефти.
Как ожидается, рост в странах-импортерах нефти и газа КЦА (Армении, Грузии, Киргизии, Таджикистане) также будет оставаться на достаточно высоком уровне: в среднем 6 процентов и 5,8 процента в 2013 году и в 2014 году, соответственно. Прогнозируется, что рост замедлится в Армении, Таджикистане и Грузии, но существенно повысится в Киргизии благодаря восстановлению производства золота.
По сравнению с повышенным уровнем 2011 года инфляция во всем регионе КЦА снизилась благодаря более низким мировым ценам на продовольствие и ужесточению денежно-кредитной политики в некоторых странах. Однако в Узбекистане инфляция оставалась на уровне двузначных цифр, что объяснялось повышением регулируемых государством цен, ускорением темпов обесценения национальной валюты и давлением на стороне спроса вследствие повышений заработной платы. Ожидается, что в среднем инфляция умеренно повысится в 2013 и 2014 годах, учитывая высокую экономическую активность и более либеральную направленность налогово- бюджетной политики, особенно в странах-импортерах нефти и газа.
Динамика счетов текущих операций различается между экспортерами нефти и газа и их импортерами. Сальдо счета текущих операций в странах-экспортерах нефти и газа КЦА в 2012 году уменьшились до 7,1 процента ВВП по сравнению с 10,6 процента в 2011 году, главным образом вследствие стагнации производства нефти и газа при активном увеличении импорта в условиях динамичного экономического роста в ненефтяных отраслях. При этом дефициты счетов текущих операций в странах- импортерах нефти и газа оставались в 2012 году на высоком уровне, составлявшем 9,9 процента, хотя в Таджикистане отмечался значительно меньший и сокращающийся дефицит, чему способствовали благоприятные условия в мире в области цен на импорт и увеличение переводов работников-мигрантов вследствие продолжающегося подъема в экономике России.
В 2013 и 2014 годах прогнозируется дальнейшее уменьшение сальдо счетов текущих операций в странах-экспортерах нефти и газа КЦА, отражая расширительную налогово-бюджетную политику в Азербайджане и умеренное снижение прогнозируемых мировых цен на энергоресурсы. При этом в странах КЦА, являющихся импортерами нефти и газа, в 2013 и 2014 годах ожидается уменьшение дефицитов, чему будет способствовать снижение темпов роста импорта и активный приток денежных переводов мигрантов в Киргизию и Таджикистан.
Экономические перспективы стран КЦА по-прежнему омрачаются рисками снижения показателей роста, связанными с возможным замедлением роста в мире, политической неопределенностью внутри стран и геополитическими рисками в регионе. В случае материализации этих рисков произойдет резкое падение темпов роста в связи с уменьшением экспорта, денежных переводов мигрантов и иностранных инвестиций.
Директивным органам во всех странах КЦА следует воспользоваться пока еще благоприятными перспективами, чтобы восстановить резервы налогово-бюджетной политики. Это должно делаться за счет повышения качества и эффективности государственных расходов, недопущения дальнейшего увеличения статей, которые впоследствии будет трудно сократить, пересмотра многочисленных существующих освобождений от налогов, улучшения сбора налогов и сдерживания общих субсидий.
Продолжающийся динамичный рост и недавние повышения мировых цен на продовольствие могут вновь подтолкнуть вверх инфляцию в регионе, поскольку на продовольствие приходится значительная доля в потребительских корзинах стран КЦА. Следует быть готовыми к тому, чтобы вывести денежно-кредитную политику из ее текущей либеральной направленности. Кроме того, для повышения действенности денежно-кредитной политики следует провести дальнейшее укрепление ее основ за счет изъятия избыточной ликвидности, уменьшения целевого кредитования и улучшения распространения информации.
Допущение большей гибкости обменных курсов способствовало бы преодолению внешних потрясений и сдерживанию издержек, связанных со стерилизацией. Развитие внутренних финансовых рынков также может помочь уменьшить долларизацию и повысить действенность денежно-кредитной политики.
Основными задачами региона на среднесрочную перспективу являются создание рабочих мест и содействие высокому и устойчивому росту с широкой базой. Хотя некоторые страны КЦА добились успехов в создании благоприятных условий для коммерческой деятельности, во всех этих странах требуется дальнейшая работа в этом направлении. Странам также необходимо прилагать более активные усилия по диверсификации своей экономики с отходом от ориентации на природные ресурсы, далее совершенствовать свою инфраструктуру, уменьшать роль государства в экономике и содействовать прозрачности и повышению качества управления. Снижение барьеров для региональной торговли будет также способствовать повышению экономической диверсификации и роста.
Реформа финансового сектора должна быть направлена на повышение конкуренции и улучшение доступа к финансированию. Эта реформа должна включать совершенствование основ регулирования и надзора, решение проблем целевого или связанного кредитования, повышение емкости внутренних рынков капитала, улучшение кредитной информации и укрепление прав кредиторов.