Власти Молдавии собираются в одностороннем порядке пересмотреть закон 1994 года "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", ликвидировав особые права и полномочия Гагаузской автономии, в частности, лишив Гагаузию права на внешнее самоопределение. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Народного собрания (парламента) Гагаузии, на состоявшемся 20 мая экстренном заседании президиум НСГ принял на этот счет специальное постановление, в котором осуждает планы молдавских властей.

В представленных Минюстом Молдавии материалах, которые были подготовлены без участия гагаузской стороны в рамках созданной в Кишиневе рабочей группы по внесению изменений в законодательство, регулирующее правовой статус АТО Гагаузия, в частности, предлагается отменить право Гагаузской автономии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией суверенитета. Выдвинувшая данную инициативу Служба информации и безопасности Молдавии аргументирует ее тем, что данное положение закона "создает определенные риски государственной безопасности".

Молдавская спецслужба также настаивает на пересмотре в пользу прямого назначения процедуры утверждения глав территориальных управлений СИБ и УВД в Гагаузии, а также прокурора и начальника управления юстиции автономии. При этом в СИБ Молдавии прямо и заранее признают, что данные инициативы "вызовут недопонимание со стороны главы Гагаузии и Народного собрания, которые воспримут выработанные рабочей группой инициативы, как вмешательство в дела автономии и ограничение прав АТО Гагаузия". В связи с этим спецслужба предлагает внимательно проанализировать данные рекомендации, оценив все имеющиеся риски.

Проанализировав представленный Минюстом Молдавии документ президиум Народного собрания заявил, что считает недопустимым внесение каких-либо изменений или дополнений в молдавский закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" без согласия и одобрения высшего представительного органа Гагаузии - Народного собрания. Руководство гагаузского парламента также постановило созвать чрезвычайное заседание НСГ в связи с "попыткой ликвидации прав и полномочий АТО Гагаузия, что может привести к осложнению общественно-политической ситуации не только в Гагаузии, но и в целом в республике".

Президиум НСГ также принял решение направить материалы рабочей группы, представленные министерством юстиции, в адрес Народного собрания Гагаузии и Исполкома Гагаузии для обсуждения и выражения к ним своего отношения. Документы также будут направлены органам местной публичной власти населенных пунктов АТО Гагаузия для их рассмотрения на экстренных заседаниях местных советов с привлечением общественности и принятия соответствующих решений.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.