Постоянная комиссия Законодательного собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и собственности, рекомендовала беспартийному депутату Ирине Комоловой доработать представленный ею проект федеральной инициативы, направленной на отмену налоговых льгот для религиозных организаций, о применении контрольно-кассовой техники при наличии расчетов с использованием платежных карт. Об этом сегодня, 20 мая, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В проекте федеральной инициативы Ирина Комолова предложила внести изменения в три статьи Налогового кодекса РФ, благодаря которым средства, заработанные на продаже церковных свечей или религиозной литературы не облагаются налогами.

"В статье 49, пункт 3, подпункт 1 Налогового кодекса РФ речь идет об освобождении религиозных организаций от налогов на продажу объектов их деятельности, - сказала Ирина Комолова. - Например, религиозной литературы, в то время как учебная литература такими льготами не обладает - подобные льготы есть только у организаций инвалидов. В статье 251, пункт 1, подпункт 25 Налогового кодекса не учитывается в налоговой базе доход, полученный в связи с обрядами и церемониями, и от реализации религиозных товаров. Таких льгот нет ни у каких общественных орг. Статья 346 Налогового кодекса РФ не относит к розничной торговле товары собственного производства, и религиозные организации пользуются этим, утверждая, что реализуют товары собственного производства. Хотя понятно, что под товарами собственного производства имеется в виду кустарное производство, а не результат работы крупных промышленных предприятий, таких как "Софрино". Реализация предметов религиозного культа может производиться без применения кассовой техники. Фактически создан огромный сегмент общественных объединений, вовлеченных в рыночный оборот и осуществляющих деятельность на льготных условиях".

Ирина Комолова отметила, что о масштабах потерь для бюджета можно говорить на примере церковных свечей. "Себестоимость одной свечи - около 1 рубля, а в продаже в храмах цена такой свечки может доходить до 15 рублей, прибыль достигает 1,5 тысяч процентов, - говорит депутат. - Чтобы оценить, куда могут пойти такие большие деньги, можно привести в пример Акционерный коммерческий банк "Пересвет". Все ведущие религии мира довольно кисло относятся к работе таких организаций, дающих деньги под процент".

Депутат подчеркнула, что АКБ "Пересвет", наиболее активными акционерами которого являются две епархии и отдел внешних церковных связей Московского патриархата Русской православной церкви, - это "нормальная бизнес-структура".

"Многие из нас, к сожалению, сталкиваются во время похорон с тем, что церковные служители, не дав гроб положить в землю, бегают и собирают с родственников деньги при всех, - сказала Ирина Комолова. - Церковные структуры пользуются налоговыми преференциями, имеют преимущество, в частности, перед малым бизнесом, который государство почему-то удушает. При этом государство провозглашает равноудаленность себя от бизнеса, но по факту поддерживает церковных коммерсантов в ключевом вопросе налогообложения". Депутат своей федеральной инициативой предложила отменить пункт 3, подпункт 1 статьи 49 Налогового кодекса РФ, пункт 1, подпункт 27 статьи 251, а также дополнить в статье 346 абзац 13 словами "реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы не относятся к реализации в том случае, когда в культурном сооружении и иных местах их продажей занимаются непосредственно физические лица-изготовители данных предметов и авторы этой литературы".

Инициатива Ирины Комоловой, очевидно, вызвала возмущение членов постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности.

"Единоросс" Сергей Шатуновский поинтересовался, изучала ли Ирина Комолова опыт зарубежных стран.

"Католическая церковь собирает пожертвования, - ответила депутат. - А мы видим откровенные ценники. Кассовые аппараты - это вопрос учета налогооблагаемой базы. А мы видим, что налогооблагаемая база церковного бизнеса государству не нужна".

Депутат фракции КПРФ Ирина Иванова указала на целый ряд фактических неточностей в тексте документа. "Реализация - что такое? Продажа? Нет! Это не розничная торговля. Когда вы дарите что-то - это и есть реализация, - заявила Ирина Иванова. Пишите нормально. Если это касается торговли розничной в храмах, то это предприятия, которые стоят на учете в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход. Но в противовес вы ставите весь малый бизнес. Давайте вводить тогда всему малому бизнесу те же ограничения".

"Тема имеет основания, потому что деньги крутятся большие, - казал вице-спикер петербургского парламента Сергей Анденко. - Я не задавался таким вопросом, я не отношу себя к тем, кто ходит в церковь регулярно. Недавно видел передачу "Пусть говорят", там была бабушка, которая собирает более 1,5 млн рублей и отдает батюшке, который говорит спасибо ей большое. Если дело поставить на широкую ногу, то пожертвования могут превратиться в бизнес".

Депутат фракции "Единая Россия" Светлана Нестерова выразила сомнение в том, что церковная свечка может обойтись при производстве всего в 1 рубль. "Не при наших тарифах, - сказала депутат. - Разве что они при этих свечках их и производят".

"А вы знаете, где свечки производят? - поинтересовался Сергей Анденко. - На маленьком свечном заводике?" Все посмеялись, но вразумительного ответа никто не дал.

"Фискальная налоговая система - это не кара, а почетная обязанность любой организации, любого гражданина внести свой вклад в социальную защиту людей и в здравоохранение, - заметил "эсер" Сергей Трохманенко. - Здесь мы даем это почетное право церкви".

Напомним, что, согласно Налоговому кодексу РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы, полученные религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, не учитываются. Реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению обрядов и церемоний в культовых зданиях и т. п. могут производиться без применения контрольно-кассовой техники.

Также освобождаются от налогообложения "операции по реализации (передаче для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья".