Шантаж Запада и подарок Путина: чего добивались от Москвы Джон Керри и Дэвид Кэмерон
"История Сирии пишется кровью ее народа" - этот афоризм британского премьер-министра
На совместной пресс конференции после переговоров в Сочи британский премьер говорил "об ужасной и ухудшающейся" ситуации в Сирии. В западных СМИ в комментариях к визиту Кэмерона в Сочи называли разные цифры жертв конфликта. Сам Кэмерон утверждал в Сочи, что в ходе него погибли 80 тыс. человек. Представители ООН говорят о 120 тыс. убитых и 1 млн. 200 тыс. беженцев. В публикации британского Telegraph, посвященной визиту Кэмерона в Россию, названы три фактора, которые требуют "энергичных усилий" по прекращению конфликта в Сирии:
- очевидное использование химического оружия в минувшие недели;
- ракетный удар Израиля по военным складам в Сирии;
- растущее влияние Аль-Каиды среди фракций повстанцев.
Даунинг-стрит накануне визита повторил мнение британского правительства о том, что правящий режим в Дамаске использовал химическое оружие против повстанческих сил, игнорировав утверждение представителя ООН по расследованию военных преступлений
В британской прессе утверждается, что визит премьер-министра Великобритании в Россию последовал за намеками Кремля о готовности пожертвовать своей давней поддержкой президента
Telegraph предположил, что переговоры в Сочи могли быть использованы Кэмероном для давления на Путина с целью, чтобы Россия отказалась от военной поддержки Дамаску. Объявленные планы о поставках в Сирию противовоздушного ракетного комплекса С-300 могли бы затруднить планы Запада о создании закрытой для полетов зоны над Сирией. Guardian отметил: "Система С-300 является одним из самых востребованных вооружений России. Она может быть использована против любых попыток вмешательства международного сообщества". По предположению британского издания Telegraph, Кремль в ответ мог бы потребовать от Запада прекращения военных поставок сирийским повстанцам. Британия и Франция добиваются отмены эмбарго ЕС на поставку оружия сирийским повстанцам. В марте 2013 года на саммите в Брюсселе премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон и президент Франции
Тем временем Турция "исследует" факты использования химического оружия, о чем сообщил министр иностранных дел Турции
Дамаск, свою очередь, заявляет в этот день о готовности допустить на свою территорию группу экспертов ООН для изучения проблемы использования кем-либо в конфликте химического оружия.
Британская Еxpress по итогам переговоров констатировала: Дэвид Кэмерон и Владимир Путин имели "откровенные" дискуссии по проблеме Сирии. Собственно сам премьер-министр Великобритании на пресс конференции дипломатично заметил, что его переговоры с президентом Путиным были "весьма содержательными, очень целеустремленными, очень полезными". Однако тут же он признал: "Конечно, это не секрет, что есть вопросы, по которым мы расходимся. Мы не скрываем это. Сегодня мы имели очень откровенные дискуссии". Кэмерон признал различие во взглядах между ним и российском президентом о том, как остановить войну в Сирии. Было заранее известно, что подходы Великобритании и России к решению сирийского кризиса разнятся. Лондон полагает, что президенту Сирии Башару Асаду следует уйти в отставку, в то время как Москва выступает против любого иностранного вмешательства в пользу какой-либо из сторон конфликта.
Визит Кэмерона стал развитием дипломатической инициативы Вашингтона о решении созвать к концу мая международную конференцию по Сирии, чтобы инициировать переговоры между сирийским правительством и повстанцами о прекращении вооруженного конфликта. Накануне визита Кэмерона в Россию госсекретарь США Джон Керри в четверг 9 мая вновь озвучил условие мирного урегулирования в Сирии - уход в отставку президента Сирии Башара Асада. Подобное заявление прояснило позицию США. Ранее госсекретарь Керри говорил, что он не может в будущем представить Асада во главе Сирии, добавляя, что не ему решать судьбу сирийского президента.
После переговоров в Сочи с Владимиром Путиным Кэмерон приветствовал американо-российское предложение о проведении специальной конференции, имеющей целью, по его словам, создание "переходного правительства, основанного на согласии сирийского народа в целом". Кэмерон добавил: "Президент и я достигли согласия, что, как постоянные члены ООН, мы должны сдвинуть процесс, работая с партнерами в регионе и за его пределами, в результате чего не только существующий режим и оппозиция окажутся за столом переговоров, но и Великобритания, Россия, Америка и другие страны помогут сформировать переходное правительство, которое получит доверие всех сирийцев". Дэвид Кэмерон сообщил Владимиру Путину, что Великобритания готова стать местом означенной мирной конференции. Впрочем, не успел Кэмерон покинуть Россию, как российский источник, по сообщению агентств, участвовавший в переговорах в Сочи, несколько остудил страсти, а заодно и рвение Вашингтона и Лондона поскорее добиться легитимизации разношерстной сирийской оппозиции, усадив ее представителей за стол переговоров на высоком международном уровне. В частности, источник заявил, что организовать международную встречу с участием сторон конфликта в Сирии до конца мая вряд ли удастся, так как по ее формату пока слишком много расхождений.
Что касается российского президента, то он на пресс конференции, по мнению Guardian, использовал, говоря о Сирии, ключевую фразу - "территориально целостное и суверенное государство", которая демонстрирует несогласие России с планами внешней интервенции. "У нас есть общая заинтересованность в скорейшем прекращении насилия и запуске процесса мирного урегулирования, сохранении Сирии как территориально целостного, суверенного государства", - сказал на пресс конференции Владимир Путин.
Guardian аккуратно отметил в своей публикации, что Путин вместо встречи в запланированное время заставил чуть менее получаса ждать Кэмерона. "Является ли это личным недостатком или преднамеренной тактикой, принятой бывшим агентом КГБ, чтобы показать, кто в доме хозяин?... Пунктуальность никогда не была присуща Путину". За несколько дней до этого, отметил Guardian, Путин заставил ждать около трех часов встречи госсекретаря Джона Керри.
Госсекретарь США выразил надежду на формирование по итогам этой встречи переходного правительства Сирии. Британская Independent полагает, что проблемой является то, что повстанцы в Сирии пока не смогли добиться заметного военного успеха или объединиться. Однако у них нет выбора, поскольку "единственной альтернативой эскалации военного конфликта в Сирии остается создание переходного правительства с международными гарантиями". В июне прошлого года в Женеве уже была достигнута договоренность о создании подобного правительства в Сирии. Но дело застопорилось, поскольку Россия настаивала на включении в такое правительство Башара Асада, а США были категорически против его участия. Заметим, что в условиях весны 2013 года новая перспектива формирования подобного правительства, с одной стороны, должна сплотить для участия в нем лидеров оппозиции, а требуемая Западом отставка Асада в случае ее практического осуществления должна дестабилизировать проправительственный лагерь в Сирии. Новое правительство в Сирии без Асада и станет достижением целей оппозиции и Запада без необходимости проведения дорогостоящей военной интервенции. Для осуществления этого своего плана США и Великобритания прибегли к неприкрытому шантажу, когда обвинили правящий Дамаск в использовании химического оружия. Это обвинение и миссии Керри в Москву, а Кэмерона в Сочи являются звеньями в одной цепи политических событий "урегулирования", а, на самом деле, дальнейшей дестабилизации на Ближнем Востоке. "Ситуация вокруг конфликта в Сирии на фоне постоянного обмена заявлениями по этому поводу представителей международного сообщества становится потенциально опасной для всего региона", - подтвердил по итогам переговоров в Сочи возможность скатывания ситуации по пессимистичному сценарию источник в Кремле. Готова ли Россия к длительной и масштабной дестабилизации стратегического региона? Подарок, который преподнес Владимир Путин британскому премьер-министру в Сочи - армянский коньяк многолетней выдержки, какой в 1945 году дарил Сталин Уинстону Черчиллю, может символизировать стремление Москвы к миру, но одновременно и готовность отвечать на угрозы и давление в духе, присущем России исторически, когда речь заходит о масштабной войне против ее стратегических интересов.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM