Андрей Сафонов: Власти Приднестровья готовят репрессии против инакомыслящих
8 мая 2013 года в ПМР был заблокирован доступ к четырём сайтам. Ранее - ещё к нескольким. Всего в Приднестровье минимум 7 сайтов свободно читаются во всём мире, кроме самой Приднестровской Молдавской Республики.
"Блокадников" объединяет одно: все они критически освещают деятельность нынешнего руководства ПМР во главе с президентом республики
7-8 января была попытка, пользуясь
Итак, всё это говорит о том, что исполнительная власть ПМР прибегла к наступлению на независимые информационные ресурсы, на свободу слова, на право получать и распространять неподконтрольную правящим кругам республики информацию. Но для чего понадобилось применять столь топорные и бессмысленные для нашего времени методы? Ведь они больше подошли бы для закрытой во всех отношениях страны времён "холодной войны". Между тем, ПМР - продуваемая всеми ветрами, проезжаемая со всех сторон, просматриваемая и прослушиваемая всеми республика с экспортно-ориентированной экономикой. К тому же возьми флэшку какого-нибудь неприднестровского (молдавского или украинского) Интернет-провайдера, и читай себе любой запрещённый командой Евгения Шевчука сайт.
Рождается вывод: акции с демонстративным запретом сайтов предназначены для внутреннего, приднестровского пользования. И тогда многое становится куда понятнее. Граждан ПМР, избирателей республики стараются оградить от информации, которая может привести к смене власти в государстве.
Этому допуску тоже есть своё объяснение. За полтора года (2012-2013) президентства Евгения Шевчука ПМР оказалась в тяжелейшем кризисе во всех областях. Экономика стоит перед катастрофой: не работают такие бюджетообразующие предприятия, как Молдавский металлургический завод и Рыбницкий цементный комбинат. На грани остановки всегда поставлявшая электроэнергию в Европу Молдавская ГРЭС. Причина проста: полностью подконтрольное Е.Шевчуку правительство в конце 2012 года повысило цену на газ для предприятий на 68%, хотя серьёзные экономисты окрестили это решение как подрывающее весь производственный сектор. Налогами и проверками удушается малый и средний бизнес, с начала 2012 года коммунальные тарифы выросли на 45-50%. По сути дела, с приходом Е.Шевчука в ПМР начала внедряться политика шоковой терапии, которая до того применялась прозападными властями Кишинёва.
Во внешней политике ПМР тоже произошли перемены. Молдове были сданы важнейшие позиции, о чём много пишут в СМИ. Это подорвало доверие к администрации Е.Шевчука многих избирателей, и рейтинг президента стал быстро падать. Новых лидеров начали обвинять в стремлении сдать республику Молдове и в тесных контактах с Западом, который очень благожелательно воспринял приход Е.Шевчука к власти.
В этих условиях начала набирать вес оппозиция всевозможных направлений, единая в главном - приверженности идее самостоятельности Приднестровья. Её усиление выражалось в появлении целого ряда сайтов. Более того, сайты, созданные властями, превращались в свою противоположность из-за массового наплыва на них противников политики Е.Шевчука. Складывалось устойчивое впечатление, что большинство населения республики год с небольшим спустя после президентских выборов отвергают курс нового главы государства.
Интернет-репрессии были, возможно, ускорены апрельскими событиями в Бендерах, о которых также немало сообщалось совсем недавно. Речь идёт о противостоянии силовиков ПМР и РМ. Наряду с лидерами Кишинёва свой вклад в нагнетание страстей внесла и правящая в ПМР группировка. Так, распоряжение главы государственной администрации Бендер о запрете молдавским полицейским передвигаться по городу в форме и неожиданное установление "вагончиков для отдыха таможенников" Приднестровья в самом "горячем" месте пересечения интересов сторон конфликта поставили Бендеры на грань столкновения и кровопролития.
Это окончательно сформировало у многих приднестровцев мнение: нынешние власти Молдовы и Приднестровья взаимно поддерживают друг друга, играя "в четыре руки" и синхронно раздувая конфронтацию. Чем выше градус противостояния, тем легче отвлечь внимание сограждан от сокрушительных провалов в социально-экономической сфере, а самим предстать в образе защитников нации от внешнего врага.
Сама же конфронтация в Бендерах, по мнению некоторых аналитиков, преследует цель ударить по нынешнему миротворческому формату на Днестре, добиться вывода российских миротворцев и украинских военных наблюдателей, после чего ввести в зону конфликта некие международные полицейские силы, которые в нужный час помогут Кишинёву ликвидировать приднестровскую государственность. В этой схеме, рассуждают далее эксперты, задействованы проводники влияния Запада, проникшие в политическую элиту Тирасполя. Под маской пророссийской риторики они участвуют в вытеснении России с берегов Днестра. На опальных форумах об этом писали много и подробно.
Казалось бы, если эта схема притянута за уши, то команде Е.Шевчука и беспокоиться не о чем. Посмеяться и пройти мимо - вот и весь сказ. Но мы наблюдаем совершенно иную реакцию - словно в эпоху реактивной авиации пытаются внедрить воздушные шары. А именно так и выглядит блокада неугодных сайтов. И если власти, делающие это, не боятся выглядеть смешными и не опасаются падения авторитета возглавляемого ими государства, значит, на это есть серьёзные основания. Значит, они напуганы. Значит, неподконтрольные Интернет-ресурсы здорово ломают какие-то планы.
Какие - мы не знаем, а гадать не будем. Однако, как гласит мировой опыт, независимые источники информации нередко пытаются уничтожить перед какими-то предстоящими событиями. В условиях ПМР, если проанализировать обстановку, нельзя исключать полностью такие версии.
Первая. Кто-то готовит новые провокации в зоне безопасности. Возможно, с кровью.
Вторая. Готовятся акции (возможно, репрессивные) против инакомыслящих и ужесточение внутриполитических порядков в ПМР. Напомним: наблюдается падение рейтинга властей, что создаёт для них не очень хорошую политическую и предвыборную перспективу.
И первый и второй вариант плохи для ПМР, России и Украины, но хороши для Молдовы, Запада и Румынии. Почему? Потому что правые силы Кишинёва, Бухареста, Брюсселя и Вашингтона заинтересованы в подавлении патриотических сил Приднестровья, установлении в республике прозападной диктатуры и последующей сдаче ПМР Молдове. Подавление независимых источников информации в ПМР объективно работает на реализацию такой схемы. Во-первых, если всё информационное поле будет взято под контроль, некому будет предупреждать народ об опасности для республики. Во-вторых, Тирасполь подставится под обвинения в "антидемократичности сепаратистского режима", что и требуется Кишинёву и его союзникам.
Вот почему Интернет-сайты должны быть разблокированы, а ПМР должна остаться демократической страной. Иного пути нет. А властям Приднестровья следует задуматься: насколько их декларации о гражданских правах и свободах соответствуют методам из арсенала тоталитарных диктатур, применённых в эти дни против инакомыслия во всемирной паутине?