Павел Черноморский: Кто виноват? Интеллектуалы Америки спорят о братьях Царнаевых
Теракты в Бостоне застали американских экспертов врасплох. Похоже, самая мощная из демократий была готова к чему угодно, но не к такому повороту событий. Ситуация осложняется тем, что с Царнаевыми много неясностей. Кем были братья. Чеченцами? Американцами? Россиянами? Кто вдохновлял их? Почему выходцы из республики, никогда не выступавшей против Америки непосредственно, вдруг пошли на подобное? В оценках, как обычно, нет ни тени единства.
В Чечне, очевидно, нет золотой середины. С одной стороны кавказский наместник Кадыров вместе со своими нукерами, с другой - лесные братья, вдохновлявшие бостонских братьев. С Россией необходимо максимально сотрудничать, - говорит Стивен Коэн. Увы, этого не понимают в окружении
Мнение обратное - колонка обозревателя
Когда-то у власти в Чечне были
Особняком стоят военные. Например, мнение
В New Yorker большая статья Дэвида Рэмника "Обвиняемые". Сегодня Рэмник - звезда, один из самых высокооплачиваемых журналистов Америки. Он специалист. В свое время работал корреспондентом Washington Post в Москве и прогремел книгой о крушении советской империи. Рэмник не делает ни геополитических обобщений, ни выводов. Его жанр - очерк, жанровый набросок. И из его штрихов картина получается весьма четкая. "Вряд ли братья действительно работали под крылом Аль-Каеды, скорее всего, у них в Бостоне просто была странная ячейка по интересам".
Из чего состояла жизнь обоих чеченцев? Дурацкие посты в Твиттере. Спорт. Просмотр выступлений имамов и эмиров на You Tube. Мифы о гордой чеченской родине. Сложности личной жизни. Увы, все это смешалось в одну кашу и привело к теракту. Занятная краска, - один из героев эссе Рэмника пожилой математик из Москвы Давид Бернштейн, уехавший в США на ПМЖ более тридцати лет назад. В Бостоне эмигрант Бернштейн несколько раз пересекался со старшим Царнаевым и вел с ним беседы "о всяких глупостях". В частности рассказывал чеченцу, кем был его тезка, исторический
Похожий тезис формулирует в своей статье и обозревательница Энна Эпплбаум (на русском доступна ее книга "Гулаг: паутина большого террора"). Она пишет: "Наверное, это выглядит странным для многих американцев. Чеченская семья долго мыкается по бывшим республикам СССР. Наконец счастливо устраивается в США. Живет тут целое десятилетие. Оба брата ходили в Бостоне в школу. Тамерлан стал успешным боксером. Джохар поступил Университет в Дартмуте. Но что-то пошло не так, и причины нужно искать в Чечне. Там две кровавых войны вдохновили терроризм, ни чуть не менее кровавый... Беслан и
Оба Царнаева стали джихадистами "нового поколения". Их нельзя сравнивать с теми, кто действовал 11 сентября, и позже - на острове Бали и в Африке. Сегодня мы сталкиваемся с исламистами нового поколения, и это Интернационал, выросший в западных мегаполисах и воспитанный в социальных сетях. Эмигранты во втором поколении, они не могут или не хотят найти себя в безбожной западной цивилизации. Что с ними делать? С белыми сверстниками им почти всегда скучно. Смешанные браки - либо редкость, либо неудача. "У меня нет ни одного американского друга", - говорил о себе старший Царнаев. Нечто подобное можно услышать и от молодых пакистанцев, выросших в Ковентри.
Важная статья появилась 2 мая на сайте Atlantic Monthly. Текст замечательный. Людям интересующимся ее стоит прочесть в оригинале и полностью (http://www.theatlantic.com/national/archive/2013/05/the-boston-bombing-made-in-the-usa/275510/ ). Два журналиста, Уилсон Бриссет и Пэттон Додд, оценили Царнаевых с культурологической точки зрения. Авторы пришли к парадоксальному выводу. Вся история больше американская, чем международно-исламская.
Бриссет и Додд пишут: "Может быть, Тамерлан и Джохар Царнаевы и были связаны с исламскими активистами. Но их действия вряд ли спланированы некой мощной организацией. Их ислам был взращен в метаниях по поисковой системе Google. Он вырван из контекста реальности. По настоящему их вдохновляли акты насилия, совершенные одиночками в качестве самовыражения. Кто они? Не чеченцы, не американцы. Их фанатизм это тоска по родовому строю, в обществе, где род умер. Их террор - попытка найти себя, вырваться из полосы отчуждения".
Когда-то, давным-давно, спустя пару десятилетий после войны за независимость США отец американской литературы Чарльз Брокден Браун написал роман под названием "Виланд, или Превращение". Ее главный герой, сын выходцев из Саксонии, тоже действовал под воздействием высокого религиозного чувства. Виланду казалось, что бог требует от него высшей жертвы, - и он отправил на тот свет собственную жену и четверых малых детей. Весь рассказ имел основой реальность. Спрашивается, куда может завести религия нездоровую психику чужака-одиночки?
Есть какая-то высшая ирония в том, что вывод двух либеральных журналистов, пишущих для ведущего журнала Америки, будто повторяют слова
Да, this is America. Теодор Виланд был только первым в череде такого рода "одиноких ковбоев". В реале - Тимоти Маквей и десятки стрелков - кто против неправедных судей, кто за независимость родного штата. В виртуале, галерея не меньшая.
Ведь, в конце концов, Америка это не только Alice Island и вечные ценности.