Братьев Царнаевых рекрутировали американские и саудовские спецслужбы: интервью болгарского арабиста Владимира Чукова
Москва, 28 апреля, 2013, 15:54 — ИА Регнум. Известный болгарский политолог - арабист, профессор, доктор экономических наук Владимир Чуков, преподаватель Варненского Свободного Университета "Черноризец Храбър", Русенского Университета "Ангел Кънчев", Софийского Университета "Святой Климент Охридский", получивший среднее образование в Тунисе и высшее в Дамаске, специально для ИА REGNUM анализирует процессы на Ближнем и Среднем Востоке, конкретно в Сирии, а также предвыборную ситуацию в Республике Болгарии. Беседу ведет Георгий Коларов.
Как, по вашему мнению, будет развиваться так называемая "Арабская весна"? Какова ее социально-экономическая подоплека?
Два с половиной года назад средний класс в Арабском мире достиг кульминации своего политического развития. Это случилось, прежде всего, в тех арабских странах, чьи экономики были больше всего связаны с Европой, которая сегодня болеет и распространила свою болезнь на два арабских государства с самыми развитыми по региональным меркам демократическими традициями. Это Тунис, экономика которой на 75% связана с европейской, и Египет - на 65%. В этих двух странах взрывная сила была самой мощной. В Тунисе в 1890 году была принята первая Конституция в Арабском мире. Именно там существовала либеральная демократия и многопартийность, а также самое сильное правозащитное движение в период многолетнего президентства Бен Али. Там была принята французская модель. А самая старая многопартийная система существовала именно в Египте. Поэтому там была упразднена авторитарная модель. В этой стране, благодаря уровню информационного развития общества, стало возможным внедрение высоких технологий в области информации. В течении 15 дней Уаил Бунеим - формальный лидер египетского фейсбук-недовольства собрал на своей странице 100 000 голосов.
Почему же в один момент именно на Ближнем и Среднем Востоке "запахло" демократией?
Там во многих странах очень долго диктаторы правили единолично. Бен Али был у власти 23 года, Каддафи - 40 лет, Мубарак и Салех - по 30 лет, оба Асада - 40 лет. Авторитарная формула исчерпала себя. Иссякла и поддержка со стороны США, после того как там к власти пришли демократы. Именно
И что же в Египте будет дальше?
Американцы будут править регионом напрямую: у нового президента Египта
Какие у вас прогнозы относительно развития сирийского конфликта?
Ни один серьезный аналитик не смог бы сделать сейчас долгосрочный прогноз. Сирийская "Арабская весна" развивается не так, как в соседних странах. Здесь существуют ярко выраженные межэтнические и межконфессиональные противоречия, которые приводят к кровавому противопоставлению. Меньшинства - алавиты и христиане в течении десятилетий правят большинством, которое составляет 75% населения. Потом, именно в Сирии пересекаются шиитская и суннитская полосы нестабильности. В суннитскую входят Турция, Сирия, Иордания, Северная Африка. Это и есть полоса "Мусульманских братьев". В шиитскую попадают, кроме Сирии, Иран, Ирак, движения "
Кроме того, именно в Сирии концентрируются противоречия, оставшиеся со времени "холодной войны" - там Россия и Китай противопоставляются США и ЕС. Перспектива развития конфликта, конечно, на стороне оппозиции, потому что у режима баасистов уже не хватает экономического и внешнеполитического потенциала удержать власть. Хотя, с чисто военной точки зрения, у него превосходящие позиции. Однако Сирия - это не Иран и не Ирак, чтобы продержаться столько времени в условиях такой изоляции. Это бедная страна, экономика которой очень связана со многими странами ЕС. Россия и Иран не смогут так долго помогать Асаду. Если он до сих пор удерживает власть в Дамаске - это происходит только из-за нехватки взаимопонимания и координации в средах внутренней и внешней оппозиции. Во внутренней главную роль играют исламисты, которые уже дали клятву верности лидерам "
Внешние противоречия, имеющие отношение к будущему Сирии, важнее внутренних и привели к созданию двух треугольников. Первый состоит из Египта, Катара и Турции и поддерживает "Братьев мусульман". Второй, в который входят Саудовская Аравия, ОАЕ и Иордания, пытается распространять двоякую и очень опасную для Запада и России идеологию салафизма. Он плюралистический и имеет много лиц. Есть салафито-джихадизм, или "алькайдизм". Это откровенный терроризм, устремленный к установлению ислама революционными средствами. Его исповедует Саудовская Аравия, которая является объектом и субъектом салафизма. Есть и другой салафизм, который предполагается расширять мирными средствами.
Кто, по-вашему, были братья Царнаевы?
Братьев Царнаевых рекрутировали американские и саудовские спецслужбы. Они получали стипендию из Кембридж колледжа. Москва запрашивала у Вашингтона информацию насчет связей Тамерлана Царнаева с джихадистами и ответ был отрицательным. (Газета The New York Times публикует аналогичные сведения - ИА REGNUM). Они оказались двойными агентами США и Саудовской Аравии. От саудитского джихадизма (насильственного) до саудитского ваххабизма (пацифистского) - один маленький шаг. Поэтому зачастую случаются смены ориентаций, например Мохаммед Мера, или переводчик Аймана Аль Завахири, который предлагал свои услуги американской и египетской разведкам, а потом организовал теракты в Кении и Танзании. Есть еще примеры.
В Республике Болгария 14 мая должны состояться парламентские выборы. Зачем вы впервые решили в них участвовать?
Я кандидат в депутаты болгарского парламента в Софии и в Варне. В этом своем качестве стараюсь предложить болгарам определенные идеи, которые считаю полезными для общества и государства. Выступаю за смену системы путем более широкого участия людей во власти. Кроме партий старого типа, должна быть и гражданская опция, такая, какая наличествует в Европе. Мы хотим предложить референдум об отзыве депутатов в некоторых случаях: конфликт интересов, доказанная коррупционная практика, политическое "номадство", пренебрежение трудовыми обязательствами на протяжении более шести месяцев и прочее. Мы отказываемся от государственных субсидий для партий - это несправедливо, когда болгарские партии берут в 10 раз больше немецких. Хотим также, чтобы 70-80% налогов оставались в областях. Наша цель - переформулировать содержание республиканского бюджета, который до сих пор является фундаментально централизованным. Хотим превратить Болгарию из унитарно-централизованного государства в унитарно-децентрализованное. Такие государства имеют более высокий жизненный стандарт и дают шанс регионам. Они расширяют полномочия местной власти, за счет центральной. Хотим остановить концентрацию населения в Софии, которая обезлюживает Болгарию.