Немецкий политолог: Гражданская авиация в перекрестном огне азербайджанских желаний и фрустрации
Армения, 27 апреля, 2013, 20:20 — ИА Регнум. Немецкий политолог, научный сотрудник Государственного университета Лейпцига Кристиан Кольтер опубликовал в газете "Голос Армении" статью о возможности возобновления работы аэропорта в Нагорном Карабахе и реакции Азербайджана на такую перспективу. ИА REGNUM приводит полный текст статьи Кольтера.
Запланированный ввод в эксплуатацию Степанакертского аэропорта уже больше года сильным эхом отзывается в средствах массовой информации, в том числе и за пределами конфликтного региона. Азербайджан выступает категорически против открытия воздушного сообщения между Нагорным Карабахом и внешним миром, не гнушаясь при этом угрожать уничтожением каждого самолета, который прилетит или покинет аэропорт. И хотя благодаря более или менее профессиональному лоббированию в мировой прессе доминирует сублимированная позиция Баку в этом вопросе, аргументы азербайджанской стороны нуждаются в разъяснении: как и почему Азербайджан стремится препятствовать развитию инфраструктуры НКР? Для этого необходим экскурс в историю и политическую географию аэропорта.
Степанакертский аэропорт, расположенный в 10 км к северо-востоку от столицы НКР, был построен в 1974 году и сдан в эксплуатацию именно под таким названием. До 1990 года здесь работали преимущественно армяне и русские. Аэропорт обслуживал регулярные рейсы по трем направлениям: Ереван, Баку, Минеральные воды.
Уместно вспомнить, что в июле 2002 г.
В конце 80-х годов Баку решает превратить Ходжалу в свой демографический и военный форпост. С этой целью на развитие поселка была направлена значительная часть средств знаменитого горбачевского хозяйственного плана для Карабаха. Выделенные всей области суммы использовались исключительно для развития азербайджанонаселенных пунктов. В апреле 1990 года Ходжалу получил статус города и насчитывал 6000 жителей, в то время как в 1987 здесь жило меньше 2000 человек. Тогда же решением Верховного Совета Азербайджанской ССР Степанакертский аэропорт был переименован в Ходжалинский, а его территория присоединялась к Ходжалу. Уже с января 1990 азербайджанский OMOН взял аэропорт под жесткий контроль, и с этого времени начались мучения пассажиров-армян. Добавим, что для полноты блокады НКАО в конце 1990 Азербайджан закрыл Степанакертский аэропорт для гражданской авиации. При этом Муталибов (
Гражданское воздушное сообщение в Карабахе стало, таким образом, "жертвой" Карабахской войны (1991-1994). Уже в послевоенные годы было множество более актуальных проблем и до восстановления аэропорта дело не доходило. И лишь после прихода в 2008 году к власти
Между тем на планируемое открытие Степанакертского аэропорта наблюдается агрессивная протестная реакция со стороны Азербайджана, использующего для этого единственный аргумент радикальной стратегии "легальности". Более детальное рассмотрение официозной риторики Баку, в частности на данную тему, позволяет сделать вывод о том, что ее структура является не чем иным, как комбинацией из:
a) эгоцентрической истерии (неспособности и неготовности к дистанцированию от собственных желаний и страхов и, как следствие этого, к самоосознанию и эмпатии и т. д.);
б) правового нигилизма (сознательная и непоколебимая стратегия шантажа, которая не боится "в соответствии с законом" озвучивать террористическую риторику уничтожения гражданского населения);
в) дипломатично-реалистической продуманности (в обоснованном ожидании в худшем случае встретить утешение, игнорирование или мягкое порицание со стороны международного сообщества).
Напрашивается вопрос: каким образом можно надеяться на понимание, выступая с агрессивными мессиджами и угрозами сбивать гражданские самолеты? Ответ прост: необходимо создать профессиональную коммуникативную стратегию и обеспечить ее соответствующими финансовыми и организационными средствами, дозировать эти послания в пространстве и времени и направлять их людям и организациям, принимающим (якобы) решения. В результате если в 2011 году международные СМИ в ответ на угрозы Азербайджана сбивать самолеты реагировали преимущественно дистанцированием и критикой, то теперь раздаются голоса, которые "понимают" попытки шантажа или "призывы о помощи" Азербайджана.
В заявлениях Минской группы (апрель 2011-го и июль 2012-го) говорится о заверениях сторон в том, что они будут воздерживаться от использования силы или ее угрозы против гражданских самолетов. Тем не менее сопредседатели настаивают на том, что эксплуатация аэропорта не приведет к повышению статуса Нагорного Карабаха, и призывают к соблюдению международного законодательства в области гражданской авиации. Если открытием Степанакертского аэропорта НКР не требует изменения своего статуса, то второй призыв Минской группы тяжеловат, так как здесь мы имеем дело с дипломатическим подтверждением более чем сомнительной территориальной целостности Азербайджана. Получая такие мессиджи и исходя из Чикагской конвенции, Баку аргументирует незаконность функционирования гражданской авиации Арцаха (Нагорный Карабах - арм,), даже если из нее не вытекает право на применение силы против пассажирских самолетов.
О потенциально негативном воздействии эксплуатации Степанакертского аэропорта на переговорный процесс заявляли также председатель
Удобный и вполне приемлемый для Баку ответ немецкого госминистра является комбинацией Ping Pong между оппортунистским невежеством МИД Германии и калькулированным запросом оппозиционной левой партии, которая в последние годы подкармливается азербайджанской "икорной дипломатией". Госминистр предпочла просто процитировать последнее заявление Минской группы, обогатив его личным предупреждением о противоречии ввода в эксплуатацию аэропорта "духу договоренности о перемирии", что в полной мере соответствует позиции Азербайджана, не считающего нужным договориться о конкретном режиме перемирия, не говоря уже о его соблюдении.
Депутат Бундестага Катрин Вернер, еще в 2010 году направившая запрос об открытии Степанакертского аэропорта, обратилась к федеральному правительству и с запросом относительно признания Геноцида армян и осталась очень недовольна малодушной политикой правительства. Тем не менее с тех пор она призывает к последовательному осуждению "резни в Ходжалу" и задает в парламенте "критические" вопросы типа: "Почему президента "сепаратистского режима" из Нагорного Карабаха принимают в бундестаге? Почему показ азербайджанских фильмов в Армении доводит до потасовок? Почему федеральное правительство не посредничает в "деле Сафарова" (
Однако госминистр Германии еще не говорит о "ходжалинском аэропорте" - об этом пекутся пока что азербайджанские средства массовой информации, "корректирующие" окончательную редакцию ее заявления. Между тем очевидно, что, настаивая на выражении "ходжалинский аэропорт", азербайджанская пропаганда преследует три цели: a) связывать вопрос аэропорта с названием Ходжалу, дабы вдолбить клише о "геноциде азербайджанцев в Ходжалу" в сознание международной общественности; б) представить аэропорт в рамках азербайджанской инфраструктуры под девизом "Если его восстановление приемлемо и возможно, то только под азербайджанской эгидой, ведь Ходжалу - азербайджанский город". Тем самым топонимика служит основой для повторных (после 1990 года) претензий Азербайджана на присвоение аэропорта; в) показать, что Азербайджан не готов принимать даже советские отношения и правила (выгодные для азербайджанской стороны) в качестве основы для будущих компромиссов. Ведь с 1974 по 1990 гг. аэропорт не носил названия "ходжалинский" и не управлялся азербайджанской стороной. Соответствует этой перспективе также то обстоятельство, что в азербайджанской Конституции до сих пор отсутствуют какие-либо определения политической автономии.
Формальную модель, в которой азербайджанская политика угроз и шантажа паразитически развивается и распространяется, в случае с аэропортом можно описать как триполярную конфликтную коммуникацию без узнаваемого эволюционного вектора нетривиальных критериев взаимопонимания. Две конфликтующие стороны, которые говорят в рамках разных систем координат - и более или менее скоординированный, координирующий и координируемый гул голосов международных медиаторов, инвесторов и комментаторов. В то время как армянская сторона фактически потеряла интерес к конфликту, считая его решенным и имея коренной интерес к саморазвитию (что касается также аэропорта), азербайджанская сторона заинтересована в продолжении конфликта с минимальной целью: полное восстановление субординации Нагорного Карабаха. Таким образом, Азербайджан удерживает армянскую сторону в конфликте. Это значит, что единственное приемлемое для Баку решение состоит в возврате в лучшем случае к ситуации, которая уже вызвала войну, в то время как армянская сторона предлагает как минимум одно решение, которое не должно привести к новому кровопролитию.
Третий полюс в конфликтной коммуникации - международное сообщество - ведет себя в отношении этого политического дисбаланса в карабахском конфликте скорее малодушно, двусмысленно, неконкретно, используя стороны и само будучи используемым. Это создает для Баку определенные возможности манипулировать логикой событий и "азербайджанизировать" рамку конфликтной коммуникации. В то время как армянская сторона открытием гражданского аэропорта, ничего не меняющего в военных и статус-политических балансах, выставляется как провокатор, азербайджанская сторона, не понимая и не признавая собственную роль и поражение в последней войне, позиционирует себя жертвой, которая имеет право требовать полного "возмещения". Одновременно текут нефтедоллары и озвучиваются обещания и угрозы с тем, чтобы международные медиаторы, инвесторы и комментаторы тоже участвовали в процессе смещения реальности.
Это означает, что мы имеем дело со стремлением азербайджанской стороны трансформировать формально открытую для результата триполярную систему конфликта в треугольник несовместимых отношений между не склонным к конфликту "провокатором и агрессором" (НКР/Армения), страдающей нарциссизмом, обиженной и нуждающейся в компенсации "жертвой" (Азербайджан) и международным сообществом как используемым медиатором ("благотворительным" и деловитым). Не вдаваясь в науку, можно констатировать в социально-психологической плоскости, что политическая элита Азербайджана и контролируемая ею часть населения прибегают к коммуникативному стилю нарциссизма, который комбинирует самовиктимизацию с геополитическими фантазиями власти. Если, согласно классическому диагнозу нарциссизма, приспособление собственных желаний и разочарований к окружающей реальности затруднительно для страдающего завышенной самооценкой азербайджанского руководства в силу систематического отказа осознать реалии карабахского конфликта, то оно может влиять на международную общественность, используя 3 ресурса: a) деньги (коррупция и работа лобби вне Азербайджана), б) нефть (деловые интересы и зависимость внешних государств) и в) кровь (угрозы и шантаж плюс наличие азербайджанского комплекса жертвы).
Показательно и неутешительно выглядят и муссирующиеся спекуляции о том, какие именно державы стоят за вводом в эксплуатацию Степанакертского аэропорта. Словно речь вновь идет о том, чтобы собрать достаточное количество признаков и распределить ярлык провокации таким образом, чтобы достигнуть следующей ступени эскалации напряжения. И как будто бы загодя разбираются в степени виновности, за которую нужно будет отвечать после эскалации, чтобы обосновать или узаконить перераспределение власти.
Но по ту сторону идеологий, групповой принадлежности и других навыков восприятия и мышления имеются минимальные этические критерии, без которых цивилизации и цивилизованности не существует. В соответствии с этими критериями нужно понять, что аэропорт не мешает и без того вяло текущему мирному процессу, а несоразмерность восприятия и трактовки темы обусловлена исключительно азербайджанской пропагандой. Эта несоразмерность скандализирует и политизирует любое инфраструктурное и экономическое достижение, не зависящее от произвола азербайджанских представлений об автономии Нагорного Карабаха.
Баку полагает, что сможет предотвратить открытие Степанакертского аэропорта принципиальной стратегией шантажа и конкретными угрозами обстрела гражданского борта. Подобный подход предполагает ту же основу, которая с целью антиармянской мобилизации превратила убийцу с топором без эмпатии (Сафарова) в национального героя, а способного к эмпатии писателя (