Владимир Ястребчак: Молдавия как страна перманентной революции. Заметки заинтересованного наблюдателя
На протяжении многих лет в дипломатической среде ходит шутка, в которой от шутки на самом деле осталась лишь "доля": самым надежным партнером в переговорах для Приднестровья была и остается Республика Молдова, которая или сама что-нибудь устроит, или в которой опять что-нибудь произойдет. И это в очередной раз позволит приднестровской стороне справиться с любой ситуацией, которая могла бы стать действительно затруднительной, если бы не помощь коллег из Кишинева, которые, в свою очередь, вновь и вновь не жалеют "спасательных кругов" для Тирасполя.
Надо ли далеко ходить за примерами? Вряд ли. Достаточно вспомнить ситуацию с "
2009 год был годом принципиальных решений для Республики Молдовы. Автор этих строк имел честь слышать слова тогдашнего президента России, обращенные к тогдашнему президенту Республики Молдова. Москва поверила обещаниям Кишинева удержать ситуацию под контролем и, как следствие, пыталась "привить" эту убежденность Тирасполю, иммунитет которого не позволял принять на веру заверения молдавских властей. История рассудила тех, кто в той ситуации спорил, - и во многом благодаря очередной "непредсказуемости" Кишинева.
Приднестровью пришлось выстраивать новый этап отношений с молдавским руководством. Как и всегда, этот этап не был простым, но с сентября 2009 года в молдавской политической элите появилась фигура, сопоставимая с г-ном
Правительство Филата создало самую страшную иллюзию - иллюзию уверенности и стабильности (для тех, кто помнит киноклассику: "Вы жестокий человек, Шиндлер, вы даете надежду"). Ну как же, если "премьер рулит", то есть все основания быть уверенными в стабильности и предсказуемости. Тем более что премьер-министр Республики Молдова вступает в прямой диалог с зарубежными партнерами (а на фоне слабого или не всегда адекватного президента это особенно выигрышно); непосредственно отвечает за "европейскую интеграцию", тем более что именно это направление становится одним из главных "брендов" премьерства; руководит исполнительной властью (а что еще нужно в парламентской республике) и благодаря этому выступает равным переговорным партнером для Приднестровья (особо следует оговорить: до 1 января 2012 года президент Приднестровья одновременно являлся и руководителем кабинета министров, т.е. главой исполнительной власти, что позволяло ему на паритетном уровне решать вопросы взаимодействия с молдавским коллегой. Поэтому все договоренности, достигнутые между главами исполнительной власти Республики Молдова и Приднестровья до 1 января 2012 года, носили равноправный характер. С 1 января 2012 года, т.е. после вступления в силу соответствующих норм Конституции Приднестровской Молдавской Республики, ситуация существенно изменилась (президент ПМР перестал быть главой исполнительной власти), однако это не было принято во внимание - прим. авт.)
Итак, Владимир Филат в представлении приднестровского руководства стал человеком, который "решает". Для постсоветского пространства такой статус является весьма существенным, поскольку не требует дополнительного подтверждения тех или иных полномочий. Более того, это дает основания для доверительных отношений, основой которых могут выступать уже и устные договоренности. Скорее всего, это длилось вплоть до декабря 2012 года, до той самой охоты, которая стала далеко не "царской" для молдавского руководства (23 декабря 2012 года на охоте в заповеднике "Пэдуря Домняскэ", в которой принимали участие высокопоставленные молдавские чиновники, судьи и прокуроры, был убит 34-летний предприниматель из Кишинева
Не стоит скрывать, тогда, в декабре 2012 года, казалось, что г-н Филат перешел в решительное (sic!) и успешное (alas...) наступление. С решительностью было всё в порядке, а вот реальные ресурсы подвели... И тогда в бой вступила "тяжелая артиллерия", которая за время безмятежного спокойствия успела и "пристреляться" (именно в кавычках), и подготовиться к более серьезным боям.
Ну а дальше ситуация начала развиваться по настолько непредсказуемому сценарию, что даже традиционным сценаристам пришлось довольствоваться лишь ролью созерцателей трюков.
Во-первых, оказалось, что в Республике Молдова "рулить" недостаточно. Вернее, надо знать, кто реально "рулит". Нашелся кто-то, кто руководит данным процессом, получает оперативную информацию и, что самое важное, в случае необходимости может использовать эту информацию. Более того, у этого "кого-то" в запасе есть необходимые "тепловые ракеты", которые могут сыграть роль громоотвода в кризисных ситуациях.
Во-вторых, молдавское общество оказалось не столь восприимчивым к персоналиям "Альянса № 2". Премьер, конечно, стал узнаваемой фигурой, но не настолько, чтобы из-за него "стулья ломать". В итоге Альянс получил "эффект бумеранга": его члены стали восприниматься как единое целое. С одной стороны, к этому шли; с другой стороны, именно этого и боялись. Как следствие, уходит один - не проблема, остальные такие же, и они остаются.
В-третьих, европейские коллеги оказались тоже не настолько восприимчивы к "магии персоналий", как бы того хотели некоторые лидеры из АЕИ-2.
Но Кишинев не был бы самим собой, если бы не решил добить отдельных остававшихся оптимистов, полагавших, что они понимают особенности и перспективы развития политики в Республике Молдова.
Для начала Конституционный суд РМ утвердил свое собственное видение презумпции невиновности, которое закрыло Владимиру Филату возможность возвращения на пост премьер-министра - что стало особенным издевательством накануне визита специального представителя действующего председателя
Затем и парламент Республики Молдова преподнес очередную сенсацию, сместив с должности председателя
Какие выводы из этого могла бы сделать приднестровская сторона? Представляется, что таких выводов может быть несколько.
Очевидно, что ни одна из ветвей власти Республики Молдова не способна к нормальному диалогу с Приднестровьем. Если ранее парламент РМ оставался неким "островком стабильности", хотя бы декларировавшим намерения к межпарламентскому диалогу, то теперь высший законодательный орган РМ, оставшийся без спикера, вряд ли обретет переговорную правосубъектность.
Кроме того, назначение
Кем бы ни был будущий премьер, приходится отметить, что он будет гораздо менее свободен в своих действиях, чем Владимир Филат, и куда более зависим от внешних решений, включая те межпартийные компромиссы, благодаря которым он займет свою должность. Кроме того, существенно повысится степень зависимости премьер-министра от главного "переговорщика" с молдавской стороны - вряд ли оба рискнут выходить за пределы полномочий, четко очерченных законодательством Республики Молдова. В итоге, и премьер, и "переговорщик", скорее всего, не будут повторять опыт игры в "доброго и злого следователя" - теперь оба "следователя" будут "злыми".
В итоге, пока любые контакты высокого уровня с Республикой Молдова практически теряют какую-либо актуальность. В Кишиневе сейчас некому принимать решения по интересующим Тирасполь проблемам - и это объективная реальность. Но, как это ни парадоксально, от диалога отказываться нельзя - хотя бы для того, чтобы оперировать данной ситуацией в многосторонних переговорах. Тирасполь должен "обратить" сложившийся вызов в свою пользу - чтобы устами гг.
В такой ситуации особую важность приобретает институт президентства - и в Республике Молдова, и в Приднестровье эти должности вынесены "за скобки" исполнительной и законодательной власти. Приднестровская сторона могла бы активнее развивать тематику диалога не просто на высоком, а на высшем уровне.
Тирасполь также должен решить для себя вопрос относительно уместности вмешательства во внутренние дела Республики Молдова. Евразийский тренд будет становиться всё более привлекательным для различных политических сил в Республике Молдова, особенно на фоне дискредитации идеи "европейской интеграции", выступавшей краеугольным камнем для АЕИ-2.
С одной стороны, вероятно, будет соблазн воспользоваться данной ситуацией для попытки найти общий вектор развития (т.н. концепция Приднестровья как российского геополитического "якоря" для Республики Молдова). С другой стороны, очень важно адекватно оценивать свои реальные возможности и потенциальные последствия от таких шагов. Представляется, что какие-либо ответственные шаги на данном направлении могут предприниматься только по согласованию с нашими стратегическими партнерами и только так, чтобы не причинить ущерба государственным интересам Приднестровья.
Наконец, нынешняя ситуация дает оптимальные возможности для пересмотра повестки переговоров, утвержденной в июле 2012 года в Вене. Кишинев демонстрирует неспособность говорить по всем "корзинам" в комплексе; возможно, именно в этом есть шанс для того, чтобы окончательно исключить "третью корзину" (как, впрочем, и формализованную повестку в целом), скорректировав тем самым некоторые нюансы, связанные с прошлогодними подходами приднестровского руководства к переговорному процессу между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой.