"Инвестиционный климат в Кыргызстане на сегодняшний день достаточно плох. Наша страна находится в "желтой зоне" риска для мирового бизнеса. Правильные инвесторы класса "А" не придут, придут неправильные. Мы в "желтой зоне". Это, если сравнивать с климатом - ураганы и дожди", - заявил известный киргизский эксперт-экономист Искендер Шаршеев в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

По словам аналитика, Киргизия занимает достаточно низкие позиции в мировых инвестиционных рейтингах. "70-е место в Doing Business", 69-е место в рейтинге экономических свобод, налоговое бремя по данным PWC 68,9% на доход. В мире есть 50 стран, в которых лучше вести бизнес, чем в Киргизии, и 5 стран, где лучше всего бизнес вести по определению - это Новая Зеландия, Сингапур, Дубай, Канада, Австралия", - сказал он.

Искендер Шаршеев отметил, что "Киргизия привлекательной для инвесторов не является". "Только импульсивные рисковые инвесторы и мошенники идут сюда. Лично я вижу проблему в раздутом госаппарате, чрезмерном госрегулировании рынка и наличии клубка законов, которые прямо вредны для бизнеса, множественные налоги, в том числе каскадные. Законы составлены так, что каким бы бизнесом ты не занимался, всегда найдется закон или статья, которую ты нарушил, если ты крупный инвестор. В правительстве не хватает аналитиков, чтобы почистить законы и выправить. Да и это никому не интересно. Интереснее многим тут ловить рыбку в мутной воде. Я имею в виду коррупцию", - заметил он.

В качестве примера неэффективной инвестиционной политики эксперт привел золоторудное месторождение "Кумтор", разработкой которого занимается канадская компания Centerra Gold Inc. "Кумтор" - это пример того как с бусами и огненной водой белый человек убедил туземцев продать свое золото. Пример глупости в составлении контрактов, когда за несколько миллионов сегодня отданы миллиарды завтра. Теперь еще одно доказательство нашего туземного понимания бизнеса: вместо выкупа акций "Центерры", что может сделать нас абсолютными собственниками, наша сторона предлагает просто денонсировать договор и таким образом доказать, что мы не умеем соблюдать договоренности", - подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о том, каким образом правительство Киргизии может решить проблему "Кумтора", не вступая в длительные судебные тяжбы с канадским инвестором, Искендер Шаршеев заявил: "Существует другая возможность - выкупить контрольный пакет акций "Центерры" в Торонто (их цена сегодня составляет $600 млн), и тогда никто не мешает делать с "Кумтором" что угодно. Умнее надо быть. А нарушение соглашения - это затяжной проигрышный конфликт".

Касаясь основных проблем, с которыми сталкивается инвестор в Киргизии, эксперт высказал мнение, что "в первую очередь, это враждебность общества самой идее капитализма и честного труда, опаска и недоверие по отношению к иностранному инвестору". "Также это бюрократия и парализующие законы, и отсутствие любых гарантий на защиту капитала и частной собственности. Тем более априори неудобная, муторная и коррупционная судебная система. Думаю, для начала назовем эти три, хотя на самом деле их больше".

По словам Искендера Шаршеева, для устранения этих проблем и улучшения инвестиционной привлекательности Киргизии, киргизстанцам "необходимо в первую очередь измениться ментально". "Нужно стать леггистами - приверженцами гражданских законов. Затем реформировать судебную реформу, создав электронный суд и ускорив скорость принятия решения до одной недели. Такое сделали в Сингапуре. Нужна чистка и правка законов. Надо упростить законы и аннулировать большое количество абсурдных законов по регулированию экономики. Ликвидировать те госорганы, которые дублируют функции рынка: Минсельхоз, Минкультуры и туризма и т.д., упразднить все налоги, объединив их в один налог, ставкой в 15% на доход. Ликвидировать госпредприятия, акционировать их или приватизировать, чтобы монополии не было. Ужать госаппарат до 5000 человек. И зазвать инвесторов на условиях того, что от года до 5 лет они освобождаются от налогов. Естественно, привлекать инвесторов на условиях сохранения экологии. Но недра - это другая тема. Там государство должно получать 51% готовой продукции. Власти ничего этого не делают", - подытожил эксперт.