Экономический кризис в Европе, от которого больше всего страдает Еврозона, продолжается. Об этом свидетельствует, в частности, опубликованный 17 апреля 2013 года очередной статистический отчет Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA). В отчете содержатся данные о продажах (регистрациях) новых легковых автомобилей в странах Европейского Союза, как за март 2013 года, так и за первые три месяца, т. е. первый квартал этого года. Все сведения за 2013 год даются в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года.

За январь, февраль и март 2013 года сокращения продаж по сравнению с аналогичными месяцами 2012 года составили соответственно: минус 8,7%, минус 10,5% и минус 10,2%, а всего - 9,8% за первый квартал 2013 года. За этот период в странах ЕС было реализовано 2.989.486 легковых автомобилей. В первом квартале предшествующего 2012 года - 3.313.906 автомобилей.

Как, демонстрирует статистика, в первом квартале 2013 года особенно сильно авторынок сокращался в Еврозоне и именно в ее ведущей части:

Финляндия - минус 42,2%;

Кипр - минус 41,6%;

Голландия - минус 30,3%;

Греция - минус 17,7%;

Швеция - минус 17,5%;

Чехия - минус 14,3%;

Франция - минус 14,6%;

Ирландия - минус 13,8%;

Италия - минус 13,0%;

Германия - минус 12,9%;

Словакия - минус 12,6%;

Испания - минус 11,5%;

Румыния - минус 11,3%;

Словения - минус 10,9%;

Венгрия - минус 10,0%;

Австрия - минус 9,8%;

Болгария - минус 9,8%;

Люксембург - минус 8,9%;

Латвия - минус 5,4%;

Литва - минус 5,0%;

Польша - минус 2,4%;

Прирост продаж автомобилей в первом квартал 2013 года продемонстрировали лишь пять стран ЕС:

Бельгия - плюс 0,5%;

Португалия - плюс 2,7%;

Дания - плюс 2,9%;

Великобритания - плюс 7,4%;

Эстония - плюс 16,2%;

В приведенном нами списке особенно настораживает состояние на авторынке Финляндии и Голландии. Эти страны "северной группы" ЕС, дотоле считавшиеся относительно финансово благополучными, оказались в первом квартале 2013 года по показателю падения автопродаж в одной "компании" с кризисными Грецией и Кипром.

Неблагополучие демонстрирует и центр ЕС: Франция, Германия, Австрия и тяготеющая к последним экономически Чехия.

Из крупных государств ЕС только не входящая в Еврозону Великобритания в первом квартале 2013 года существенно увеличила продажи легковых автомобилей на своем рынке. По продажам Великобритания обошла Францию и стала вторым национальным авторынком Европы после Германии.

Процесс сокращения автомобильного рынка в Европе начался в октябре 2011 года. Февраль и март 2013 года дали очередной негативный рекорд.

Из ведущих европейских производителей, по-прежнему, неблагополучно обстоят дела у французской группы PSA - падение продаж на европейском рынке за первый квартал минус 15,3%; у General Motors (Opel, Chevrolet) - минус 12,8%; Fiat Group - минус 9%; VW Group - минус 7,5%.

Рекорд падения продаж в Европе в первом квартале 2013 года продемонстрировали: Ford - минус 20%, и Toyota Group - минус 17,6%.

Достигнутый уровень на рынке автопродукции из крупных производителей в первом квартале 2013 года держали только BMW Group и Daimler.

Говоря о кризисных явлениях в экономике Европы, мы не должны забывать о том, что она является частью глобальной экономики. Поэтому негативные показатели автопроизводителей, объединенных в транснациональные группы, на европейском континенте могут сопровождаться ростом и прибылями в других частях Света. Особенно на примере германской автопромышленности (VW Group), это означает, что европейские по происхождению автопромышленные группы могут наращивать свои производственные усилия, продажи и прибыли вне Еврозоны, преодолевая тем самым для себя кризис местного рынка.

Для Европы состояние рынка легковой автомобильной продукции промышленности является отличным барометром для измерения социально-экономической ситуации вообще. Во-первых, автомобильная промышленность имеет беспрецедентную по развитию сеть кооперации конструкторских бюро, основных производителей и подрядчиков. А само состояние легко измеряемого автомобильного рынка готовой продукции демонстрирует покупательную способность населения.

Европейской ассоциации производителей автомобилей (European Automobile Manufacturers' Association - ACEA) объединяет пятнадцать основных производителей легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Штаб-квартира ACEA размещается в Брюсселе.

Автомобильный сектор вносит позитивный вклад в сальдо торгового баланса ЕС, давая в него €114,1 млрд. Вклад автомобильного сектора очень важен сегодня для экономики Европы, товарооборот которой с остальным миром идет с дефицитом, равным €152,8 млрд.

В автопромышленном секторе Европы занято 11,6 млн. человек, или 5,3% от всех занятых в ЕС. Из названного общего количества - 3,2 млн. человек работают непосредственно на производстве, что составляет 10,2% от работающих в промышленности ЕС.

Автомобильный сектор является одним из ключевых двигателей знания и инноваций в Европе. Частные инвестиции в отрасль знания и инноваций в этой отрасли составляет примерно €26 млрд. ежегодно.