Мультикультурный подход не работает: в Польше поджигают жилища чеченцев
Москва, 17 апреля, 2013, 23:14 — ИА Регнум. "Польша для поляков, так что... спалим чеченцев!", - под таким заголовком повествует Gazeta Wyborcza о происшествии в Зеленых Взгоржах в Белостоке в Польше. И поясняет далее: снова неизвестные бандиты напали на беженцев. Рано утром в понедельник, 15 апреля 2013 года, кто-то поджег дверь квартиры, в которой жили чеченцы. В квартире проживали пять взрослых и двое детей. Пожар угрожал их жизни.
Запах дыма первой почувствовала Раиса - мать съемщика квартиры Хумида Исламова. Она спала на диване в гостиной рядом с коридором. Раиса проснулась в 04:40 под утро в ужасе. Со сна она решила, что в квартире горит кухня. Но, как оказалось, пламя пробивалось из-под входной двери. Она сразу же разбудила всех обитателей квартиры. Все бросились тушить огонь, чем попало. На помощь прибежал сосед по лестничной площадке. Но не все поляки реагируют, так как он, - здесь в своем повествовании заметила Gazeta Wyborcza. Не всем в Белостоке нравятся странные бородатые мужчины и женщины в платках. Сосед известил полицию по телефону. На момент, когда на место происшествия прибыл патруль, пожар уже был потушен. Полиция составила акт на обугленные двери, дверную раму и поврежденный линолеум пола. Как выяснил наряд, злоумышленник заблокировал домофон в подъезде, закрыл замок двери сломанным ключом, облил дверь квартиры бензином и поджег. Процессуальные действия в подобном случае должны проводиться по заявлению пострадавших, - сообщил СМИ пресс-секретарь полиции Подляшского воеводства Анджей Барановский.
Чеченка Элиза, жена Хумида Чапанова, жаловалась польскому корреспонденту, что иностранцев в Белостоке не любят. Ей на улице неизвестные говорили: "Польша для поляков, а вы, цыгане, убирайтесь вон до своего края". Спальный район, где проживают Чапановы, вполне типичен для Польши своим населением и молодежью, слоняющейся группами по улицам.
Чапановы в поисках убежища перебрались в Польшу из Белоруссии. В Белоруссии у них родились дети погодки - дочь и сын. Младшей - дочери Ясмин на момент происшествия исполнилось полтора года. Чеченцы говорили польскому журналисту, что пока полиция не поймает преступника, они будут испытывать страх за свою жизнь.
Происшествие с семьей Чапановых не первый такой случай в Польше, а конкретно в Белостоке. Похожее случилось в ноябре 2012 года с жившим на соседней улице чеченцем Султаном Дасаевым и его семьей. Дверь его квартиры подожгли ночью. Почерк преступления тот же - сломанный ключ в замке. Дасаев - ветеран двух чеченских войн, из-за соображений безопасности вынужден был со всей своей многочисленной семьей покинуть Россию. Не быть убитым на тех войнах, а сгореть ночью от спички, подпаленной каким-то злым польским шовинистом, - незавидная участь.
За год до этого происшествия в Белостоке в 2011 году также случились два поджога: мусульманского центра и двери в жилище смешанной польско-пакистанской семьи. Все указывает на то, что во всех случаях этническая и расовая нетерпимость стали причиной преступлений, и за ними стоят местные правые. Тем не менее, расследования по всем преступлениям были прекращены полицией из-за невозможности установить преступников. Заметим, что все эти инциденты на этнической почве в Польше не получили должного резонанса в Европе лишь из-за того, что они пока не закончились смертельным исходом.
Мультикультурный подход не работает и не только на Подляшье, - сдержанно прокомментировали очередное преступление на этнической почве в Белостоке местные правозащитники. Эксперт Хельсинкского фонда по правам человека Каролина Русилович в интервью Gazeta Wyborcza заметила, что этническое неприятие беженцев имеет место быть в Польше, но, к счастью, редко принимает подобные случившемуся в Белостоке формы. Обычно беженцы сталкиваются с неприятием их образа жизни. Для кого-то из местных отличия рассматриваются как угроза. Считается, что выходцы с Кавказа должны быть особо благодарны полякам за предоставленное им в Польше убежище. Под благодарностью понимается буквальное следование местной культуре и, если это не так, то результатом могут стать инциденты между беженцами и местным населением. От беженцев требуется, чтобы они интегрировались в местное общество, а вовсе не ассимилировались. Русилович посетовала, что часто в проблемных ситуациях беженцы в Польше обращаются в правозащитные НКО, а должны бы - в правоохранительные органы. Часто от этого удерживает недостаточное знание языка, а, в целом, - простое отсутствие доверия к государственной власти.
В настоящее время в Польше, по разным оценкам, проживает от 18 до 20 тысяч чеченцев. В последнее время Польша стала неохотно предоставлять политическое убежище им.
Что касается Белостока, то он является одним из заметных центров чеченской диаспоры в Польше. Здесь действует Мусульманский религиозный совет в Польше, на базе которого в феврале 2012 года состоялось учредительное собрание чеченских и ингушских имамов и улемов Польши. Председателем образованного совета чеченских и ингушских имамов и улемов стал Микаиль Узденов.