"Chevron, go home!" - обзор СМИ Румынии
Энергетика: "Те, кто выступают против экспорта газа, препятствуют тому, чтобы мы составили конкуренцию "Газпрому" в Молдавии". Геополитика: "Буш не просто знал о существовании двух румынских государств, но и поддерживал идею их воссоединения".
Энергетика: "Те, кто выступают против экспорта газа, препятствуют тому, чтобы мы составили конкуренцию "Газпрому" в Молдавии"
В Румынии возобновились акции протеста против добычи сланцевого газа, пишет Realitatea. В одном лишь ключевом пункте добычи - Бырладе, уезд Васлуй - на протест против разработок, проводимых американской компанией
Манифестации были развернуты после того, как премьер-министр Румынии
Напряженность в обществе и политические заявления на тему добычи сланцевого газа в Румынии являются частью спектакля местного характера с весьма предсказуемой развязкой, пишет Business24. Решение в пользу этой процедуры является вопросом времени, а не вероятности, если брать во внимание экономическое и геостратегическое значение в Европе, а также переменчивость румынских политиков. В апреле 2012 года Виктор Понта встал во главе исполнительной власти, высказывая жёсткую критику относительно добычи сланцевого газа и с заявленным намерением объявить мораторий на такую деятельность. А уже сегодня тот же Виктор Понта совершает крутой вираж: "Я выступаю за проведение разведывательных работ, поскольку раньше, чем через пять лет, речи о добыче идти не может. И если в результате этих разведок выяснится, что Румыния может добывать сланцевый газ в условиях безопасности для экологии, то я буду за".
Какова ставка для Румынии? - продолжает Business24. По общим оценкам, в Румынии, Болгарии и Венгрии находятся месторождения, содержащие 538 миллиардов кубометров сланцевого газа, как отмечается в докладе информационного агентства по энергетике США. Хотя о заинтересованности в этих ресурсах заявили несколько компаний, например MOL,
Потребление природного газа составляет порядка 30% национального энергопотребления страны, при этом 25% в настоящий момент импортируется из России, пишет Business24. В дальнейшем импорт будет лишь увеличиваться по мере того, как будут исчерпываться собственные ресурсы в течение ближайших 10-15 лет. По мнению консультанта по энергетике Ионуца Пурикэ, с началом добычи сланцевого газа, который мог бы заменить российский импорт, государство могло бы ежегодно экономить порядка $2 млрд. (около 1,5% ВВП).
"Моду" на добычу сланцевого газа задали американцы, продолжает Business24. Результаты их усилий и вложений в эту область впечатляющие: по данным The Guardian, газ подешевел в шесть раз за пять лет, а выбросы CO2 снизились до уровня 1992 года. По оптимистическому сценарию, к 2025 году сланцевый газ будет составлять 30% мировой энергетической корзины и 35% к 2040 году, опередив нефть и став самым важным источником энергии на планете. Это будет означать энергетическую независимость для США и снижение влияния России на Европу, то есть значительную победу в "холодной войне" ресурсов. В некоторых международных экономических кругах дебаты на тему добычи сланцевого газа уже не формулируются в категориях преимущества - риски, но достаточно ли "рентабельна" Европа чтобы уравнять "американскую революцию". Низкая рентабельность добычи газа в Европе обуславливается более жесткими экологическими нормами и различными геологическими условиями, что может увеличить издержки производства на 40%. "Если не воспользоваться этими ресурсами, Европе останется только сжигать уголь из США и импортировать сланцевый газ, а политика контроля над выбросами станет ненужной. Европа станет состарившимся континентом, в пригороде российско-китайско-индийско-азиатской гегемонии, с департаментами, занимающимися иммигрантами, и энергетика не будет находиться в руках европейцев", - отмечает консультант по энергетике Ионуц Пурикэ.
Если мы сегодня либерализуем рынок, цены на газ не поднимутся до уровня цены импорта у "
Если стоимость газа будет больше для промышленных потребителей, они начнут беспокоиться об энергоэффективности, продолжает Revista22. Давайте внесем ясность: главные промышленные потребители - три предприятия InterAgro, Azomureș и Elcen. Эти три предприятия потребляют столько газа, сколько все бытовые потребители вместе взятые. Продавать InterAgro & Co дешёвый газ будет означать, что мы будем содержать эту компанию из своего кармана, так как именно мы - народ - владеем 80% Romgaz и 20% Petrom. То есть народ субсидирует самого богатого человека в Румынии (Иоан Никулае, владелец группы InterAgro, по данным журнала
Либерализацию рынка можно провести мгновенно, без дополнительных затрат со стороны бытовых потребителей, пишет Revista22. Если Romgaz будет продавать газ по цене в 2-3 раза выше, чем на сегодняшний день, то довольно приличная сумма поступит в госбюджет - та часть, которая не реинвестируется. 20% прибыли Petrom принадлежит государству. Далее мы можем применить повышенное налогообложение: дополнительные прибыли Petrom и Romgaz можно разделить между государством и компаниями - другими словами, мы можем брать больше денег с Petrom чем 20% дивидендов и 16% налога на дополнительную прибыль. Из этих денег государство может оплачивать половину, три четверти или 90% от суммы фактуры каждого бытового потребителя. Этот механизм уже используется для фактур по отоплению для определённой части потребителей, так что это довольно легко сделать. И это совершенно законно и абсолютно совместимо с директивами ЕС.
Почему этого не делается? - продолжает Revista22. Потому что нам нужны "регулируемые цены", чтобы оправдать низкую цену на газ для таких, как Никулае из InterAgro. То есть ссылка на регулируемую цену является ложной, служит лишь на благо "шустрых ребят". Возможность экспорта газа будет означать немедленную либерализацию рынка (Румынское Национальное агентство по регулированию в энергетике в конце марта издало распоряжение о снятии существовавшего до сих пор запрета на экспорт природного газа из Румынии в другие страны. Решение принято во исполнение требований
Энергетическая независимость является столь важной целью, что Румыния не может позволить себе её упустить, пишет Capital. Энергетическую войну так же важно выиграть, как преодолеть сегодняшний финансовый кризис. Способность страны обеспечить своим гражданам необходимые энергетические объёмы может означать выживание экономики, и не только во времена глобального кризиса. Кроме того, нам больше воздуха нужны инвестиции, особенно иностранные. Энергетический сектор за последние годы привлёк достаточно фондов, только ветроэнергетические проекты собрали 1,5 миллиарда евро за последние два года. Потенциал Румынии, однако, гораздо выше, и вопрос энергетики довольно широкий. Благодаря альтернативным инвестициям сегодня у нас есть и фотоэлектрические панели, и сланцевые нефть и газ.
Газовые резервы Румынии можно значительно увеличить, если утвердить добычу сланцевого газа, продолжает Capital. К сожалению, технология гидроразрыва довольно спорна и, как любая инновация в области разведки и добычи природных ресурсов, привлекает эмоциональный интерес тех, кто в принципе против использования какого бы то ни было ископаемого топлива. Это означает, что проекты могут быть отсрочены ещё до того, как окажутся неэффективными с финансовой точки зрения. Проблема наивысшего порядка - энергетической независимости страны и иностранных инвестиций, однако, остаётся неразрешённой.
Инвестиции необходимые на разведку и добычу достигают сотен миллионов евро в год, пишет Capital. Поскольку в области добычи сланцевого газа или нефти не стоит вопрос государственной поддержки, румынские власти могли бы перенять опыт Польши в том, что касается законодательства в этой области. Польское законодательство считается наилучшей моделью для европейских стран, а также Польша стала первой страной в Европе, начавшей добычу сланцевого газа. Для энергетического сектора Румынии следует разработать комплексную политику, которая будет включать в себя проекты для всех областей. А привлечь инвестиции в энергетику намного проще, чем в другие отрасли промышленности, - инвестиции, без которых экономика остается в состоянии стагнации, а то и спада, подводит итог издание.
Геополитика: "Буш не просто знал о существовании двух румынских государств, но и поддерживал идею их воссоединения"
Adevarul публикует интервью работающего в настоящий момент в США румынского политического исследователя Стойки Кристинела Попы, который полагает, что объединение Молдавии и Румынии "желательно и необходимо" и обязательно состоится благодаря молодому поколению, воспитанному в обеих странах в последние десятилетия.
Adevarul: Как выглядит Румыния, если смотреть на нее из США?
С.К.Попа: За те шесть лет, что я живу в США, могу сказать, что на уровне рядового американца самыми известными символами Румынии являются
Adevarul: Вы согласны с тем, что воссоединение румынских земель возможно по примеру ГДР и ФРГ?
С.К.Попа: Отвечая на ваш вопрос, я бы хотел остановиться на некоторых мифах, существующих в связи с воссоединением Германии, которые используются теми, кто против объединения Румынии. Первый миф, - что Германия пользовалась поддержкой Европы, когда восстанавливала свою территориальную целостность, который используют, указывая на сопротивление различных европейских государств воссоединению Румынии, или предоставлению населению Республики Молдова румынского гражданства. На самом деле все было совсем не так. Большинство европейских государств открыто воспротивилось объединению Германии. Жестче всех в этом вопросе оказались Великобритания, Франция, Голландия и Италия.
Adevarul: Второй миф?
С.К.Попа: Второй миф заключается в том, что воссоединение Германии состоялось за ночь, а тот факт, что Румыния и Республика Молдова до сих пор не объединились, говорит о том, что этого не произойдет никогда. На самом деле все не так. Воссоединение Германии заняло 44 года. Начиная с 1949 года, когда она была разделена, и до 1989 года, когда состоялось объединение, все политические партии, вне зависимости от ориентации - и правые, и левые, все они высказывались за объединение, включая это в свои программы. Начиная с
Adevarul: А как у нас?
С.К.Попа: В случае Румынии об объединении не могло быть и речи вплоть до 1991 года, когда Республика Молдова получила независимость, а СССР распался. Если мы отметим 1991 год как точку отсчета процесса объединения Румынии, каковым был 1949 год для Германии, то у нас еще есть как минимум два десятилетия для того, чтобы объединиться до того, как у нас появится причина отказаться и объявить, что объединение провалено. Воссоединение Румынии, также как и вступление в НАТО и ЕС должно быть долгосрочной целью для Румынии и поддерживаться большинством руководства. Так же, как Румыния не вступила в НАТО в 1997 году, как хотела ранее, но в конце концов вступила, так же, как она не интегрировалась в ЕС в 2004 году, как планировалось, но спустя три года смогла сделать это, также произойдет и с объединением, - это случится рано или поздно.
Adevarul: Подумайте над тем, что "недавний политический скандал с попыткой государственного переворота", о котором говорилось выше, имел и другие причины, которые замалчиваются. А именно - желание определенных сил избавиться от лидера, у которого были двухсторонние отношения с президентом Джорджем Бушем. Буш не просто знал о существовании двух румынских государств, он еще и поддерживал идею их будущего воссоединения. Если бы его место в Белом доме занял также республиканец, то ситуация сегодня была бы иной. Но вернемся к мифам. Каков третий?
С.К.Попа: Различие между двумя Германиями на момент воссоединения было минимальным. На самом деле было совсем не так. В 1989 году уровень экономики в ФРГ был в три раза выше, чем в ГДР, но все эти расчеты делались до приватизации в ГДР. Как известно, все страны, переходившие от плановой экономики к рыночной, переживали период серьезного спада. Это означает, что, несмотря на то, что уровень закрытой экономики ГДР по подсчетам был лишь в три раза ниже, на самом деле, при рыночной экономике, уровень производства в ГДР был гораздо ниже. В случае Республики Молдова переход к рыночной экономике уже свершился, а значит нынешняя разница между румынским и молдавским ВВП на душу населения, то есть 12 тысячами и 3 тысячами долларов, является такой же, если не меньше, как и разница между ВВП ФРГ и ГДР.
Adevarul: Какой еще урок могут извлечь румынские власти из объединения Германии?
С.К.Попа: Таких уроков много. В первую очередь, улучшение отношений с политическим классом Республики Молдова должно стать абсолютным приоритетом для внешней политики Румынии. Бэсеску стал первым президентом-унионистом Румынии. Нынешняя коалиция Социал-либерального союза довольно дружелюбна по отношению к Республике Молдова. В этом смысле хорошей инициативой является программа по укреплению сотрудничества в неправительственном секторе Румынии и Республики Молдова. Важно понять, что румынское общество на обоих берегах Прута было разделено насильно, и сейчас мы должны работать над восстановлением этой связи. Так, необходимо не просто поддерживать, но и расширять процесс получения румынского гражданства среди населения Республики Молдова. В соответствии с соглашениями ЕС, миграционная политика касается только стран-членов и не может контролироваться Брюсселем. Это потому, что у каждого государства-члена свои запросы для рынка труда. И поэтому, даже если есть страны, которые недовольны политикой Румынии в области возвращения гражданства (сегодняшняя политика Бухареста относительно предоставления румынского гражданства жителям Молдавии и Украины исходит из того, что после 1940 года, когда оккупированная Румынией с декабря 1917 года Бессарабия была возвращена СССР, бессарабцы и буковинцы "не по своей воле" лишились гражданства Румынии, и поэтому в данный момент они и их потомки вплоть до третьего колена имеют право на "восстановление гражданства" по упрощенной процедуре, - прим. ИА REGNUM), эти страны не могут аргументировать законами свои претензии и препятствовать подобной политике. Политический класс Румынии должен понять и различать действия, прямо нарушающие европейское право и европейские соглашения, вроде попытки государственного переворота, вызвавшей жесткую критику со стороны ЕС, США и европейских структур, и действия, которые вызывают критику со стороны ограниченного круга стран ЕС, вроде предоставления гражданства, но которые никоим образом не нарушают европейские законы. То есть тем государствам, которым это не нравится, придется терпеть. Они ничего не могут с этим поделать. Миграционная политика, нацеленная на граждан из стран, не являющихся членами ЕС, была раскритикована многими странами, начиная от Испании и Франции, и заканчивая Великобританией и Польшей, но она не противоречит законам ЕС.
Adevarul: Каковы желания граждан за Прутом?
С.К.Попа: Согласно последним опросам, почти 50% населения Республики Молдова желают получить румынское гражданство, что радует (По данным исследования, проведенного
Adevarul: Таким образом, что должны понять все остальные европейские государства?
С.К.Попа: Европа должна понять, что в Румынии все общество желает объединения, а не просто отдельные партии, набирающие минимум сторонников. А идеи унионизма не стоит путать с национализмом, экстремизмом или ксенофобией. Параллельно с идеями унионизма необходимо продвигать права меньшинств: образование на родном языке, право голосовать, право на вероисповедание и т.д. А если коснуться разговоров об автономии секуев, то стоит отметить тот факт, что Всеобщая декларация прав человека не включает в себя автономию по этническим признакам. Этнические меньшинства в Румынии и так обладают расширенными правами, которых гораздо больше, чем в Декларации прав человека. Если мы не дадим автономию секуям, никто не придет и не скажет, что мы недемократичная страна или что правовое государство в Румынии нефункционально. При этом Румыния может в соответствии с международными нормами объявить самые радикальные и ксенофобские организации секуев в Трансильвании террористическими. В таких странах как Австралия, США, Великобритания есть целые списки организаций, которые считаются террористическими. И в этих списках не просто террористические группировки вроде
Adevarul: Вернемся к воссоединению, ведь 27 марта мы отметили 95 годовщину объединения Бессарабии с Родиной-матерью...
С.К.Попа: Я уверен, что объединение Румынии и Республики Молдова произойдет в ближайшие 10 - 20 лет, и этим займется мое поколение. Румыния и Республика Молдова - два государства, абсолютное большинство населения которых - румыны. И после воссоединения Румынии, 85% населения которой - румыны, она останется национальным государством, в соответствии с определением национального государства, используемым на международном уровне. Молодые унионисты с обоих берегов Прута уже организовывают НПО, а идеал объединения притягивает все новых и новых сторонников в обоих румынских государствах. А в это время мы, румынская диаспора, продвигаем идею объединения в европейских и мировых столицах.
Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году была аннексирована Австро-Венгрией.
В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году и возглавленное немецкой династией
Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным молдавским Национальным бюро статистики, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.