Москва, 5 апреля, 2013, 00:41 — ИА Регнум. "С экономической точки зрения данный проект выгоден и "Газпрому", и Белоруссии", - заявил 4 апреля корреспонденту ИА REGNUM экономист, профессор Сергей Лебецкий, комментируя перспективы поставок российского газа по планируемому газопроводу "Ямал-Европа-2".
Напомним, 3 апреля президент РФ Владимир Путин на встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода "Ямал-Европа - 2" для повышения надёжности поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию. "Мы прорабатываем варианты строительства газопровода с территории Белоруссии с пониманием того, что сегодня транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу "Ямал-Европа-1" является самым экономически эффективным", - сказал, в свою очередь, Миллер. Он напомнил, что газотранспортная система Белоруссии на сегодняшний день находится в собственности "Газпрома", отметив: "Для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям".
"Логистика через Белоруссию на растущие рынки Польши, Словакии, Венгрии, Австрии - наименее затратная. Белоруссия, в свою очередь, получает плату за транзит", - констатировал Лебецкий. Кроме того, пока будет вестись строительство ветки газопровода, на этом неплохо заработают белорусские подрядчики.
В период "торговых войн" между Минском и Москвой звучали опасения: власти Белоруссии могут "схватиться за вентиль", угрожая прекратить транзит российских углеводородов потребителям Евросоюза. После строительства газопроводов по дну Балтийского и Черного морей ("Северный поток" и "Южный поток"), а также выкупа "Газпромом" белорусского госпредприятия "Белтрансгаз" подобные опасения стали звучать всё реже. По мнению эксперта, в будущем российская сторона сможет обеспечить не только эффективное управление транзитными потоками, но и отстоять своё право на инфраструктурную собственность в Белоруссии.
"Если проект "Ямал-Европа-2" будет реализован, то созданное будет принадлежать "Газпрому" - т.е. для монополиста риск минимален", - сказал Лебецкий. При этом он согласился с мнением большинства экспертов о большей выгодности транзита российского газа по наземному газопроводу. Поэтому недостроенный "Южный поток" может в перспективе рассматриваться как страховочный вариант, а может и вовсе не быть построен.
"Принимается во внимание и сомнительная рентабельность "Южного потока", - сказал профессор. - Полагаю, лет через десять сланцевый газ из месторождений Польши, Белоруссии и Украины станет дешевле газпромовского. Время работает не на "Газпром".
"Политически со стороны Владимира Путина - это бонус послушной Белоруссии в назидание несговорчивой Украине. Впрочем, нельзя исключать вариант, что эти слова Путина - приманка для продвижения интеграционных проектов, выгода от которых в Белоруссии пока ощущается мало", - сказал эксперт.
Как сообщало ИА REGNUM, комментируя возобновление проекта "Ямал-Европа 2", министр экономики Польши Януш Пехоциньски отметил, что польское правительство разделилось во мнениях относительно данного проекта. Второй отрезок газопровода из России позволит польской стороне получать доходы от транзита, однако следует также учесть, насколько реализация проекта соответствует законодательству Евросоюза, сказал Пехоциньски в интервью "Польскому радио". В свою очередь министр государственной казны Польши Николай Будзяновски считает проект газопровода "Ямал-Европа 2" необоснованным. По его мнению, Евросоюз не нуждается в увеличении поставок природного газа из России. "Глядя на 2011-2012 годы, мы наблюдаем снижение импорта российского газа в Европейский союз. А значит, это предложение сомнительно с экономической точки зрения. И я не вижу пространства в Польше и на территории Европы для использования очередных 15 миллиардов кубометров российского газа", - сказал Будзяновски.