Страны Таможенного союза увеличивают производство автомобилей: обзор Евразийской экономической комиссии
По итогам 2012 года объемы производства легковых автомобилей в странах
Директор департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии
При этом автопроизводителям России необходимо достичь степени локализации производства 60%, в Белоруссии и Казахстана - 30%. Различия в требованиях обусловлены разными уровнями развития автомобильной промышленности в странах Таможенного союза. Вместе с тем проблематично довести уровень локализации производства до 60%, отметил Мальцев, "так как отечественные предприятия не выпускают необходимую для производства автомобилей номенклатуру продукции, а иностранные производители автокомплектующих не заинтересованы в создании производственных мощностей в Белоруссии и Казахстане в силу недостаточности требуемого объема выпуска".
"В России с учетом текущего состояния развития отрасли и наличия существенных резервов рынка сбыта продукции, есть возможность требовать от автопроизводителей создания крупных производств с высоким уровнем локализации, что предполагает наличие развитой сети предприятий по выпуску автокомплектующих. В Белоруссии и Казахстане, учитывая не столь большой размер рынка сбыта готовой продукции, представляется маловероятной возможность найти инвестора, желающего создать предприятие с производственной мощностью 350 тысяч автомобилей в год и собственным инженерно-конструкторским подразделением", - сказал Мальцев.
В обзоре проанализировано состояние системообразующих предприятий автопрома стран Таможенного союза за период 2010-2012 гг. Авторы документа рассмотрели вопросы внешней и взаимной торговлей легковыми автомобилями, оценив факторы, влияющие на перспективы развития автомобильных рынков государств-членов "интеграционной тройки", готовящейся к 2015 году создать
Отметим, СМИ Белоруссии привлекают внимание к китайско-белорусскому проекту по сборке легковых автомобилей Geely, о сборке легких грузовиков южнокорейской марки KIA общественность должным образом не информирована. Также нет ясности в перспективах производства по сборке легковых автомобилей иранской марки Samand и налаживании производства производство легковых автомобилей китайских марок
Оценивая ситуацию в Белоруссии, в ЕЭК констатировали: в 2012 году в республике произведено 270 легковых автомобилей - на 17,3% больше уровня 2011 года. По мнению составителей обзора, единственным производителем легковых автомобилей в Белоруссии остаётся завод "Юнисон" в поселке Обчак Минской области, где осуществляется сборка автомобилей марки Samand ("Iran Khodro Samand"). "Также на данном предприятии мелкими партиями осуществляется сборка коммерческих автомобилей на базе шасси KIA и
В 2012 году Казахстан произвел 19,1 тыс. автомобилей - 2,3 раза больше уровня 2011 года. Автопром республики в обзоре представлен тремя заводами.
Завод "Азия-Авто" (г. Усть-Каменогорск) крупноузловым способом по технологии SKD ("отверточная сборка" без сварки и окраски кузовов) собирает внедорожники Lada 4х4, восемь моделей Kia, по четыре модели Chevrolet и
Ertis подписали трехстороннее о строительстве завода полного цикла со сваркой и окраской кузовов мощностью 120 тысяч в год автомобилей Lada,
Завод "СарыАркаАвтопром" (г.Костанай) начал сборку автомобилей в 2012 году в тестовом режиме. Завод намерен предложить потребителям УАЗ моделей Патриот и Пикап, а также коммерческих автомобилей IVECO Power Daily. Планируется выход завода на производственную мощность 18 тыс автомобилей в год на первоначальном этапе, а до 2017 года нарастить мощности до 25 тыс автомобилей в год со сваркой и окраской кузовов.
В России за 2012 год выпущено 1,969 2 млн легковых автомобилей - на 13,5% больше уровня 2011 года. Из них 640,2 тыс - российских марок (-5%) и 1,329 млн иномарок (+ 26,2%).
"Россия представляет собой второй по величине автомобильный рынок Европы после Германии и имеет значительный потенциал роста. В России на 1000 жителей приходится 250 автомобилей, в то время как в Германии аналогичный показатель составляет более 500 автомобилей, а в США - более 640 автомобилей, - отметили в ЕЭК. - Однако в будущем ожидается уменьшение темпов роста российского автомобильного рынка, связанное с окончанием программы утилизации и нивелированием эффекта низкой базы благодаря высоким показателям роста продаж в 2010 и 2011 годах". В России сборка автомобилей осуществляется на 16 крупных площадках. Также действуют менее мощные предприятия, специализирующиеся на сборке российских марок и иномарок в разных регионах РФ ("ЧеченАвто" в г. Аргун и др.). Завод АвтоВАЗ ( г. Тольятти) мощностью 0,9 млн автомобилей в год производит различные модели под собственным брендом, в т.ч. Lada Samara, Lada Granta, Lada Kalina, Lada Priora, Lada 4x4.
Московское французско-российское предприятие
Автомобильная компания ДерВейс (г. Черкесск) мощностью 0,1 млн автомобилей в год методом CKD собирает автомобили китайских марок Lifan, Haima, Geely и
Дженерал Моторз Авто (г. Санкт-Петербург, Шушары) мощностью 70 тыс автомобилей в год производит Chevrolet Cruze, Chevrolet Captiva, Opel Antara, Opel Astra. В отчёте ЕЭК отмечено: "Помимо собственного предприятия автомобили концерна
Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ (г. Тольятти) мощностью 102 тыс автомобилей в год производит Chevrolet Niva. Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус (г. Санкт-Петербург, Каменка) мощностью 50 тыс автомобилей в год производит Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano.
ПСМА Рус (Пежо-Ситроен и Митцубиси, г. Калуга) мощностью 125 тыс автомобилей в год производит
Завод Соллерс - Дальний Восток ( г. Владивосток) мощностью 40 тыс автомобилей в год производит SsangYong Actyon,
Форд-Соллерс (до октября 2011 года -
Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия ( г. Санкт-Петербург, Шушары) мощностью 50 тыс автомобилей в год производит только модель Camry.
Фольксваген Груп Рус (г. Калуга) мощностью 150 тыс автомобилей в год производит Volkswagen Polo Sedan, Skoda Fabia, Skoda Octavia, Volkswagen Tiguan, Volkswagen Touareg. Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус (г. Санкт-Петербург, Каменка) мощностью 150 тыс автомобилей в год производит Hyundai Solaris и KIA Rio.
"При этом необходимо отметить, что количество занятых в автомобильной промышленности продолжает сокращаться: если в конце 2010 года на всех предприятиях (включая персонал заводов по производству грузовиков, автобусов и спецтехники) работало 550 тысяч человек, то спустя год - 534 тысячи, из которых около 70 тысяч работают на АвтоВАЗе. Зато средняя зарплата по отрасли за тот же срок выросла на 16,6% - до 21829 рублей в месяц (по официальным данным, инфляция в минувшем году составила 6,1%)", - сказано в части обзора, посвященной российскому автопрому.
Эксперты ЕЭК отметили также: "За первые два года работы с момента заключения соглашения между Минэкономразвития России и автопроизводителем в рамках промсборки предприятие должно довести уровень локализации до 10%, еще через полтора года - до 20%, а спустя 4,5 года после начала производства выпускаемые автомобили должны быть "российскими" на 30% (включая затраты на сварку и окраску). По состоянию на июль 2012 года соглашения с Минэкономразвития России заключила 31 организация, однако фактический выпуск автомобилей наладили только 18 предприятий".