Чехия - Словакия: словаки начинают опережать в конкуренции бывших частей одной страны
Москва, 3 апреля, 2013, 13:37 — ИА Регнум. 1 января 2013 года стало знаменательным днем, как для Чехии, так и Словакии. Ровно двадцать лет назад прекратила свое существование Чехословакия. Оглядываясь в прошлое, словацкая и чешская независимость могут показаться неизбежными. Но на момент "бархатного развода" только 35% чехов и словаков поддерживали идею разделения Чехословацкого государства. "Бархатный развод" был осуществлен политиками двух частей федеративного государства против воли народов Чехословакии. Премьеры
За прошедший двадцатилетний период и Чехия, и Словакия стали членами НАТО (соответственно 1999 и 2004 год) и Европейского Союза (2004 год). Словакия успела даже "вскочить на подножку уходящего поезда" - успела в кризисном 2008 году вступить с 1 января 2009 года в еврозону. Обратной стороной медали этого "достижения" стало то, что летом 2012 года Словакия одобрила свой вклад в Европейский стабилизационный механизм (ESM) в размере €5,7 млрд.
Считается, что экономические успехи Словакии обусловлены тем, что с момента обретения независимости после периода волевого правления Мечиара были осуществлены радикальные экономические реформы. Созданная система единого налога упростила иностранные инвестиции в Словакию и стала залогом быстрого экономического роста в этой стране в 2000-е годы. В 2007 (+10,4%), 2008 (+6,4%) и 2010 (+4,2%) годах Словакия продемонстрировала самый высокий рост ВВП в ЕС.
Локомотивом новой словацкой экономики стала созданная заново автомобильная промышленность. На момент распада Чехословакии на территории Словакии не было автомобильного производства. Работавший Братиславский автозавод был занят выпуском комплектующих для автомобилей "Шкода". На этой площади германский концерн Volkswagen развернул свое производство, французская PSA открыла завод в Трнаве, корейская Kia Motors - в Жилине. В 2000-м году в Словакии было собрано 182 тыс. автомобилей. В 2005 году уже 218 тыс. К 2010 году с вводом заводов на полную мощность производство автомобилей возросло до 557 тыс. штук. Несмотря на кризис, в 2011 году было собрано почти 640 тыс. автомобилей, основная часть которых была экспортирована в другие страны Европы и мира. Доля автомобилей в экспорте Словакии превысила 25%. По опубликованным на днях данным Ассоциации автопроизводителей, в 2012 году производство автомобилей в Словакии еще возросло на 45% и составило 927 тыс. авто. Это означает производство 171 автомобиля на 1000 душ населения. По количеству произведенных автомобилей на 1000 человек населения Словакия вышла в мире на первое место. На втором месте по этому показателю в мире стоит Чехия - 111 авто на тысячу населения. Третьей идет Южная Корея, и лишь потом - Япония и Германия. Соседняя со Словакией Венгрия стоит в этом списке лишь на 12-м месте - 20 авто на тысячу населения. В среднем в мире этот показатель равен 10-ти авто на тысячу человек населения.
Всего в Евросоюзе в 2012 году было произведено 14,6 млн. легковых автомобилей. Получается, что каждый 15 европейский автомобиль собирается в Словакии. Всего в 2012 году в словацкой автопромышленности было занято 74 тыс. человек при приросте рабочей силы в этой отрасли на 3,5%. Таким образом, показатель прироста в словацком автопроме в 2012 году в 45% достигнут в основном за счет интенсификации и рационализации производства.
Флагманом словацкой автопромышленности остается Братиславский завод концерна Volkswagen. На нем в 2012 году было собрано 419.888 автомобилей, что означает 99,5% рост относительно показателя 2011 года. Оборот VW Slovakia возрос на 27% до €6,59 млрд. при прибыли в €170 млн. - рост 26%. Из оборота €6,5 млрд. получено за счет экспорта, т. е. 99,7% продукции завода идет за рубеж. 9,5% экспорта - в Китай, 7,1% - в Великобританию. И, что показательно, 40,2% продукции VW Slovakia идет в Германию. Вынесенное из этой страны на восток производство в значительной мере работает на Германию.
15% роста в 2012 году продемонстрировал и Kia Motors Slovakia на своем заводе в Жилине. Всего здесь в этом году было произведено 292 тыс. автомобилей и 464 тыс. моторов.
И, возвращаясь к сравнению Чехии и Словакии, отметим, что 45% роста словацкого автопрома в 2012 году контрастирует с 2% сокращения этого промышленного сектора в Чехии.
25 марта 2013 года чешское консервативное издание Lidové Noviny вынуждено было признать, что при втором правительстве
Несмотря на то, что средняя зарплата в Словакии на несколько десятков евро ниже, но Братислава как регион, уже превзошла Прагу, - признали Lidové Noviny. И, если так будет продолжаться и дальше, то словацкая экономика в течение ближайших трех лет догонит и опередит чешскую экономику. В Чехии в свое время скептически смотрели на введение Словакией у себя евро. Но, как теперь признают чехи, эксперимент оказался успешным в том отношении, что словаки выдержали обменный курс при введении европейской валюты. Экономика Словакии также смогла приспособиться к евро. Теперь скандалы в еврозоне не ослабляют, а скорее укрепляют уверенность в Братиславе. Темпы роста экономики Словакии, принявшей евро, оказались выше, чем таковые у Чехии. Евро стал лучшей основой для финансового сближения Словакии с Германией. Оказалось, что кризис в еврозоне в негативном плане влияет на собственные валюты центрально-европейских государств - Чехии, Венгрии и Польши. Кроны, злотые и форинты обесцениваются в большей степени, чем евро.
Единственным проблемным показателем Словакии по сравнению с Чехией остается безработица. Зарегистрированная безработица в Словакии поднялась по данным за февраль 2013 года до уровня 14,6%, имея также очень плохой показатель по безработице среди молодежи - 35%. По показателю безработицы дела в Чехии обстоят значительно лучше, чем в Словакии - 7,2%. Однако, говоря о безработице в Словакии не надо забывать, что 10% ее населения составляют цыгане, которые в значительной степени и задеты этой проблемой. Впрочем, в Словакии признают, что для решения проблемы занятости цыган нужна упорная деятельность общества на протяжении жизни, по крайней мере, одного или двух поколений цыган. Публичное предложение Фицо о воспитании детей цыган в специальных детских домах встретило критику в правозащитных кругах в Европе.
Национализм остается значимой составляющей политики в Словакии. Недавно словацкий премьер-министр Роберт Фицо открыто заявил, что государство в Словакии создано и существует для словаков, а не для национальных меньшинств.
Как заметило по этому поводу ведущее словацкое издание SME: "Премьер-министр настолько привык к своему парламентскому большинству, что он решил, что может выставлять напоказ свою нетерпимость к меньшинствам, в надежде, что она скроет его неспособность справляться с экономическим кризисом и ростом безработицы". Словацкий национализм исторически имеет антивенгерскую направленность и является частью государственной политики, в том числе, затрагивая полумиллионное венгерское меньшинство (9% населения Словакии). В отличие от Словакии в современной Чехии национализм не так различим на государственном уровне, хотя и присутствует, как значимое общественное явление. Исторически чешский национализм направлен против немцев. Словакия имеет постоянный то затухающий, то обостряющийся конфликт с соседней Венгрией на национальной почве. Однако сами венгры, привыкшие из Венгрии с презрением смотреть на своих северных соседе, воспринимают независимую Словакию, как одно из недоразумений Трианона, все с большим недоумением наблюдают обгоняющий экономический рост Словакии и связанное с ним благосостояние словаков на фоне собственных проблем. Для сравнения ВВП Чехии, Словакии и Венгрии на душу населения в 2012 году составили соответственно $27,200, $24,300, $19,800. По прогнозу Европейской комиссии, рост ВВП за зиму 2013 года составит в Чехии - 0%, Венгрии - минус 0,1%, Словакии - плюс 1,1%. Как видим, экономическое соотношение в означенном историческом центрально-европейском треугольнике продолжает изменяться в пользу Словакии.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM