В конце сентября 2003г. в Министерстве путей сообщения (МПС) России состоялось совещание, посвященное проекту порта "Железный Рог" на Таманском полуострове. Вел совещание Президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Геннадий Фадеев. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Независимой экологической вахте по Северному Кавказу, в совещании приняли участие представители МПС РФ, Министерства транспорта РФ, Администрации Краснодарского края, различных кампаний, заинтересованных в строительство порта: "Тольяттиазот", "Русский Мир", "Таманьнефтегаз", "Тамань-Транзит", а также крупной международной кампании "Royal Vopak", специализирующейся на транспортировке нефтехимических наливных грузов.

На совещание обсуждались различные вопросы, связанные с реализацией проекта порта "Железный Рог", было принято решение о необходимости скорейшего завершения разработки Генплана портовой зоны Железного Рога, а также предоставления экономического обоснования на усиление железнодорожных подходов к этому порту. Вышеперечисленные кампании в рамках проекта порта "Железный Рог" намечают строительство портовых мощностей по перевалке следующих объемов нефтехимических грузов: "Тольяттиазот" - 6 млн.т. в год аммиака; "Таманьнефтегаз" - 10,5 млн.т. в год нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородов; "Тамань-Транзит" - 10,5 млн.т. в год нефти и нефтепродуктов; "Royal Vopak" - 4,5 млн.т. в год нефти, мазута и различных химических грузов.

В целом к 2015 году, объем перевалки нефтехимических грузов через порт "Железный Рог" намечается довести до 31,5 млн.т. в год. И это только первый этап развития этого порта. "Благодетели" из МПС, "Тольяттиазота" и других кампаний видят "светлое" нефтехимическое будущее Тамани в том, что здесь будет крупнейший нефтехимический порт Юга Европы. И соответственно никогда не будет курорта и природно-исторического заповедника.

По сообщению того же источника, на настоящий момент строительство порта "Железный Рог" ведется без какой-либо проектной документации, не подготовлен даже самый первый проектный документ - Декларация о намерениях И тем не менее, состоявшееся совещание вновь свидетельствует об огромной опасности, нависшей над Таманским полуостровом. У "Тольяттиазота" появились сильные союзники в планах портового освоения Тамани. И продолжающееся строительство аммиачного терминала теперь происходит уже не отдельно само по себе. Оно полностью интегрировано в план строительства крупнейшего нефтехимического порта. "Тольяттиазот" проводит как бы пионерное внедрение на Таманский полуостров, если ему удастся воплотить свои планы в жизнь, то будет открыта дорога и для всех остальных терминалов.

По мнению активистов экологических движений Тамани, эта информация окончательно раскрывает некоторые приемы манипуляции общественным сознанием жителей Таманского полуострова со стороны властных структур. Чтобы ослабить сопротивление местного населения Таманского полуострова строительству аммиачного терминала, начиная с прошлого года был запущен в информационный оборот тезис, что в районе поселка Волна будет строится не аммиачный терминал, а порт. "Порт" при этом противопоставлялся аммиачному терминалу и преподносился как однозначное благо для населения Тамани. Некоторая часть жителей поверила этому. При сборе подписей против строительства аммиачного терминала активисты Социально-экологического Союз Западного Кавказа не раз встречались с такой позицией, что "я категорически против терминала, но за порт". Вышеприведенные цифры отчетливо показывают, что это будет за порт и чем он принципиально отличается от аммиачного терминала, против которого категорично настроено местное население. "Отличие" это в том, что аммиака через "порт" будет переваливаться в три раза больше первоначально запланированного объема, плюс к этому - сжиженные углеводороды, нефть, мазут, различные другие химические грузы, среди которых может быть все, что угодно. В Тамани - чистейшем на настоящий момент регионе, где нет ни одного серьезного загрязняющего окружающую среду производства, по странной логике господина Фадеева решено сконцентрировать наиболее опасные в экологическом отношении перевалочные комплексы. Все эти опасные химические грузы будут транспортироваться по железной через густонаселенную территорию Краснодарского края и других регионов, ставя под угрозу в случае аварий жизни жителей близрасположенных от железной дороги населенных пунктов.

Г.Фадеев чрезвычайно заинтересован в этом проекте. Особенно почему-то его при этом волнует, не что либо другое, а "обеспечение выхода к морю Башкирской, Самарской и Саратовской групп нефтеперерабатывающих заводов". Настолько, что можно, не задумываясь, жертвовать экологической безопасностью, сохранением уникальных природных комплексов, возможностью устойчивого развития Таманского региона в качестве курорта. И не только этим. Соблюдение требований Закона также, очевидно, нечто несущественное в сравнении с интересами нефтеперерабатывающих групп.

В целях обеспечения интересов нефтеперерабатывающих групп, Министерство путей сообщения, несмотря на отсутствие необходимой проектной информации и согласований, заключений экологической экспертизы, уже приступило к "усилению железнодорожных подходов" к планируемому порту. Не дожидаясь "скорейшего предоставления экономического обоснования" необходимости такого "усиления". Сначала построим, потом будем обосновывать!

5 октября, проверяя информацию, поступившую от местных жителей, активисты СоЭС Западного Кавказа провели общественную экологическую инспекцию на участке железной дороги между станцией Вышестеблиевская и разъездом Тракторный, а также на начальном участке железнодорожной ветки, ведущей к строящемуся аммиачному терминалу. В результате инспекции, подтвердилось, что здесь ведется интенсивное строительство второго железнодорожного пути. На всем протяжении железной дороги между Вышестеблиевской и разъездом Тракторный ведутся работы: идет отсыпка грунта, его уплотнение, укладка путей. Работы шли и в воскресный день. На разъезде Тракторный от основной железной дороги отходит железнодорожная ветка - подъезд к аммиачному терминалу, построенная на средства "Тольяттиазота". Здесь пока работ по строительству второго пути не ведется, но, очевидно, такое строительство может начаться в скором времени. На протяжении нескольких километров начального участка железнодорожной ветки проведена первичная планировка грунта под второй железнодорожный путь и присутствуют свежие следы изыскательских работ. Работы по укладке второго пути между Вышестеблиевской и разъездом Тракторный ведутся незаконно - без положительного заключения государственной экологической экспертизы.