Польша: Россия - не Европа, Германия - обречена платить, каталонцы - грязные националисты, а Ирак - полигон
Москва, 1 апреля, 2013, 13:01 — ИА Регнум. В конце марта 2013 года министр иностранных дел Польши
С ноября 2007 года Сикорский возглавляет польский МИД. До этого два года он стоял во главе военного ведомства Польши. В европейской политике Сикорский является сторонником интеграции с сохранением опоры на атлантизм.
До 2006 года Сикорский являлся гражданином Великобритании. До 2007 года он состоял в партии "Право и справедливость". В настоящее время является членом "Гражданской платформы"
* * *
Сикорский: Я не принимаю смены выражений. Посмотрите на меня. Я был гражданином Великобритании. У меня жена американка. Польша и дальше близкий союзник Соединенных Штатов и Великобритании, но после того, как мы присоединились к
Интервьюер: В выступлениях, посвященных истории, в декабре 2011 года вы ссылались на уроки польской истории. Речь шла о том, что Польша в ХVIII веке заплатила независимостью за свою пассивность. Поэтому повышенная европейская активность Польши является частью национальной безопасности?
Сикорский: В вопросах безопасности
Интервьюер: Еврокризис привел к серьезной активизации немцев. Берлин рассылает ультиматумы. Что вы думаете о Германии?
Сикорский: Если так ставится вопрос, то мне становится жаль немцев, потому что немецкие налогоплательщики инвестировали сотни миллиардов евро в проект европейской интеграции, и что они получили взамен? Их обвиняют в диктате. Пожалуйста, давайте будем вести себя, как взрослые люди и будем смотреть фактам в лицо. Никого не принуждали принимать европейские фонды спасения. Греция приняла решение сама, также и Кипр. Они были свободны в выборе последствий каждого варианта. Нужно видеть, что в европейских странах выше стала налоговая и финансовая ответственность. Там осознают тот факт, что никто не может превышать своих возможностей. Возможно, в моей берлинской речи я подчеркнул для проевропейских немцев, что есть такой министр иностранных дел, который призывает их принять на себя больше ответственности для нормализации, поскольку немцы в прошлом причинили столько страданий. И речь, возможно, призвана оказать помощь для достижения консенсуса в Германии относительно поддержки европейской политики спасения еврозоны. Реальность такова, что Германия имеет крупнейшую экономику в Европе и является крупнейшим акционером предприятия, которое мы называем Европейским Союзом. Конечно, немцы не контролируют все акции фирмы, другие также необходимы для успеха в бизнесе, но для достижения значительных результатов нам нужны немцы.
Интервьюер: Вы не опасаетесь многоскоростной Европы?
Сикорский: Многоскоростная Европа существовала всегда. Еще до еврозоны были те, кто находился в Шенгенском договоре, и были те, которые не состояли в
Интервьюер: Вы действительно думаете, что в важнейших вопросах вы сможете принимать решения, не являясь членами еврозоны?
Сикорский: Именно таковой была ситуация с рождением так называемого фискального пакта. Столкнулись две точки зрения. Тогдашний глава французского государства
Интервьюер: Вы также полагаете, что должны быть за столом принятия решений, когда решается вопрос об опустошении счетов клиентов банков?
Сикорский: Минуточку! Банки Кипра в среднем выплачивали гораздо более высокие средние процентные ставки клиентам. То, что они сейчас потеряли, это все еще меньше, чем получили финансовые институты острова с начала кризиса. Кипр может покинуть зону евро, но это не так. Они решили, следовательно, никого не следует обвинять. Теперь, однако, очень болезненная корректировка ждет их.
Интервьюер: Что вы скажете по поводу того, что Россия не помогла Кипру?
Сикорский: С моей точки зрения, кризис является проверкой кипро-российской дружбы. Киприотам решать, какие делать выводы. В то время как Европа дает Кипру десять миллиардов евро, Россия не платит ни цента. На решения Москвы также, возможно, повлияло то, что президент
Интервьюер: Каково влияние кризиса евро на намерение Польши присоединиться к еврозоне?
Сикорский: Я полагаю, что принятием пакета спасения Кипра мы стали ближе к концу лечения еврозоны. Для присоединения Польши к зоне евро должна быть изменена Конституция, и вполне возможно, что мы проведем об этом референдум. Пять лет назад поддержку евро в Польше выражали восемьдесят процентов населения, теперь - тридцать. Еврозона должна исцелиться, прежде чем будут приниматься какие-либо политические решения. Только тогда мы организуем референдум, когда мы увидим, что в еврозоне вновь начался рост, и люди пользуются преимуществами этой практики. Мы видели, как хорошо Словакии в зоне евро, и положительный словацкий пример является хорошим аргументом и будет использоваться у нас.
Интервьюер: Какие уроки из кризиса еврозоны извлекла для себя Центральная Европа? Речь идет о Вышеградской четверке.
Сикорский: Я полагаю, что Вышеградская марка еще никогда не была так сильна, как сейчас. Польша, являясь председателем группы V4, вложила значительный политический капитал в это сотрудничество. Наши предложения были адресованы группе V4 и руководству группы северных стран ЕС. Вышеградская четверка провела отдельную встречу с Китаем, сейчас будет с Японией.
Интервьюер: Внутри Вышеградской группы сильны различия. Словаки являются сторонниками Европы. Чехи - евроскептиками. Венгрия вообще особый случай.
Сикорский: Да, и не только в отношениях, но есть и различия в интересах. В этом мы не одиноки. Взгляните на северные государства-члены ЕС. Все думают, что они богатые и прогрессивные страны. Их история имеет древнюю ненависть, они много воевали друг с другом. Что касается V4, то нет никаких различий между нами, нет разногласий в том, чтобы строить дороги и подключаться к общим электрическим и газовым сетям. Мы также согласны с тем, чтобы защищать историю нашего региона от некоторых западных концепций. Коммунистическое наследие прошлого такое, как ущерб окружающей среде, также соединяет нас. Несколько раз мы продемонстрировали, что мы можем сотрудничать в рамках ЕС. Хочу отметить, что Вышеградское сотрудничество открыли центрально-европейские монархи, которые осенью 1335 года встретились в Вышеградском замке, чтобы развивать между королевствами торговлю и начать инвестиции в инфраструктуру. Спустя семьсот лет мы получили возможность реализовать все это.
Интервьюер: Что вы думаете о том, что венгры и чехи не хотят более глубокого европейского сотрудничества?
Сикорский: Для этого имеются исторические и геополитические причины. Мы являемся пограничными государствами на востоке Европейского Союза, и это включает в себя риск уязвимости. Вот почему мы чувствуем необходимость и рассчитываем на солидарность европейцев. В нашем мышлении сильно понимание того, где мы "сидим" на континенте.
Интервьюер: Возможно, что нежелание чехов и венгров основывается на опасении за суверенитет?
Сикорский: Никого из нас не принуждали вступать в НАТО или ЕС. Я думаю, что вместе с договорами мы берем на себя международные обязательства, которыми мы не отказываемся от суверенитета. Скорее, они собираются в русло одной реки. Для крупных государств-членов ЕС компромиссы являются гораздо более болезненными. Став взрослыми, мы должны выбирать то, что правильно: мы - центрально-европейцы можем повлиять на большие государства-члены или остаемся в прежней системе, где каждая эгоистичная нация пытается создать равновесие. Мы хорошо знаем, к чему это приводило.
Интервьюер: В случае с Венгрией все чаще возникает вопрос, что правительство Орбана идет против основных европейских ценностей, новой конституцией ограничивает рамки демократии.
Сикорский: Я полагаю, что в этом случае мы одинаково думаем с нашими друзьями в Венгрии, что Западная Европа применяет двойные стандарты в нашем регионе. Если каталонцы добиваются автономии, то речь идет о региональной проблеме. Если у нас подобные проблемы возникают в регионе, речь у них идет о грязном национализме. Мы пережили все это, когда присоединились к Европейскому Союзу. Тем не менее, необходимо действовать с двойной осторожностью. Конституционные поправки всегда полезны, если они поддерживаются Венецианской комиссией. Если затрагиваются интересы иностранных инвесторов, всегда желательно четко разъяснить и объяснить, что и почему мы делаем.
Интервьюер: Что вы думаете о письме четырех коллег министров иностранных дел, в том числе немца
Сикорский: Ох, такие санкции были использованы против Австрии. Вспомните, каким фарсом стало запрещение чашки чая с австрийским послом. Если страна действительно серьезно нарушает основные принципы демократии, они действительно должны быть приняты всерьез. Тем не менее, это очень серьезное обвинение, и только в определенных случаях следует принимать подобное решение. В противном случае можно злоупотребить общественным доверием в Европе, когда люди чувствуют, что Союз слишком вмешивается во внутренние дела. Я думаю, что все вопросы, являющиеся ключевыми с точки зрения национальной идентичности, такие, как религия, образ жизни, образование и культура, все связанное с принципом субсидиарности навсегда и, безусловно, должно быть в ведении государств-членов. Я хотел бы добавить, что моей мечтой является совершенно простая конституция для Европы. Такая, чтобы она дала Европе статус сверхдержавы. Тем не менее, по аналогии с американской Конституцией она должна содержать положения, которые гарантируют уважение к национальным чувствам. Например, такие, что Европа не может принимать законы об образовании, национальной идентичности или образе жизни.
Интервьюер: Как вы определяете роль Польши в регионе? Выразителя мнений Центральной Европы? Или региональной сверхдержавы?
Сикорский: Мы хотим представлять старые интересы и продвигать их. Мы являемся такой страной, которая по размеру и численности населения, иногда говорит "нет", если мы видим, что интересы региона не соблюдаются. В случае Вышеградского сотрудничества гораздо более эффективно мы представляем интересы региона, поскольку европейские "большие мальчики" видят, что мы не только стоим за себя одних.
Интервьюер: Где находятся границы Европы? Можете ли вы представить Россию в ЕС?
Сикорский: Если православные восточнославянские народы смогут принять европейские законы и ввести у себя наши учреждения, то да. Конечно, не во времена нынешней власти в России. Но растет поколение молодых русских, которые видели мир и у которых большие ожидания. Многие русские, посетившие Европу, видели здесь другую жизнь и, что здесь дешевле обходятся покупки. Европа является привлекательной для них, и они хотели бы что-то подобное для себя.
Интервьюер: Что будет с одним из наших восточных соседей - Беларусью, авторитарный режим которой президента Лукашенко называют последней диктатурой Европы?
Сикорский: Беларусь очень близка нашим сердцам. За последние двадцать лет мы перепробовали все. Где твердо, где мягко мы разговаривали, мы предлагали санкции. Результат был всегда одинаков. Проблема - в образе мыслей Лукашенко, который отказывается двигать страну вперед.
Интервьюер: Переходя на другой континент, прошло десять лет как возглавляемая США коалиция, в том числе и польские войска, свергли
Сикорский: Позвольте мне отвечать на этот вопрос как аналитику, а не министру. Я думаю, что это было ошибкой, но не потому, что Соединенные Штаты сделали неправильно. Слишком высокую цену пришлось заплатить, особенно иракцам, но и американцам тоже. Я вижу, что в Вашингтоне извлекли необходимые уроки и в состоянии дальше вести свободный мир. Мы, центральноевропейцы, не сделали ошибки, что поддерживали Соединенные Штаты. Мы были новыми членами НАТО, и нашим армиям необходим был такой опыт. Ирак и Афганистан полностью преобразовали наши армии.
Интервьюер: Возвращаясь к Центральной Европе, Польша сильно развилась. Она уже больше не та жалкая страна, какой была в 1980-х годах. Как бы вы сравнили Польшу с Чешской республикой и Венгрией?
Сикорский: Я полагаю, что в Чешской республике укрепился средний класс. Это большое достижение. Для Венгрии, ситуация иная. После 1956 года польские коммунисты гораздо больше демонстрировали некомпетентность, чем венгерские коммунисты. У венгров было что-то, что напоминало жизнь среднего класса. Общая картина такова, что занимавшиеся на базарах при социализме поляки сегодня заняты бизнесом. В переходный период, однако, Польша полностью рухнула. Инфляция составляла 800 процентов. Мы должны были выполнить радикальную реформу, и теперь мы извлекаем выгоду из этого. Венгерское коммунистическое государство не разрушилось полностью, и венгры сохранили иллюзию, что реформы могут быть отложены. Наша тактика оказалась более успешной. Она лучше подготовила нас к нынешнему кризису.
Варшава, март 2013 года.