Глава Евангелическо-лютеранской церкви Латвии архиепископ Янис Ванагс дал интервью изданию "Вести", в ходе которого высказал свою точку зрения по ряду аспектов, касающихся ситуации в государстве.

В частности, Ванагс подверг критике "секулярный либерализм", восторжествовавший в Западной Европе. По мнению архиепископа, "Европа - как та рыболовецкая сеть, о которой говорил Христос, когда описывал Царство Небесное. Европа - та сеть, которая стягивает разных рыб - и хороших, и гнилых. Я думаю, что, например, близость с Европой все-таки как-то оберегает нас от правового нигилизма. Вот смотрите, где-то в Латинской Америке есть государства, про которые говорят: "Это государства с блестящим будущим, которое никогда не приходит". И это происходит потому, что там есть правящие семьи, правящие кланы, демократия в таких странах формальная. У нас тоже есть предпосылки для подобного. Не случайно поднимается вопрос об олигархах и влиянии семейных кланов на политику государства. И я думаю, что именно европейская традиция, скандинавская традиция не позволяет этому окончательно осуществиться... Это, по-моему, один из выигрышей нашего вступления в Евросоюз. Есть и другие выигрыши. Уважение к правам человека. Или то, что дороги строятся, наш Домский собор ремонтируется отчасти тоже на европейские деньги. С другой стороны, я очень озабочен тем диктатом секулярного либерализма, который существует в западно-европейских странах. И который теперь всячески пытаются навязать и Восточной Европе. В Латвию, уже раненную коммунистическим режимом, импортируется то, что папа Иоанн Павел Второй назвал "цивилизацией смерти". В "цивилизации смерти" размываются традиционные ценности, общество концентрируется на благополучии или даже удовольствии индивидуума. Такое общество крайне неблагоприятно для жизни. Оно распадается на составные части. И вот - Европа стареет, там проблемы с демографией. Ценность семьи в Европе становится все менее важной. И родственные связи становятся менее важными. Все это делает нашу цивилизацию слабее. В этом смысле секулярный либерализм находится в конфликте с христианскими ценностями, с христианским мировоззрением. И я не могу смотреть на это оптимистично. Другой вопрос - был ли у Латвии выбор? Вряд ли. Я думаю, что Латвии не дано было остаться вне Европейского союза".

Ванагс добавил, что "либеральные принципы уже становятся на один уровень с религиозными убеждениями. Я вообще редко встречал людей более нетерпимых, чем убежденные либералы. Они навязывают свою точку зрения довольно агрессивным способом. Так что, провозглашаемые ими терпимость и толерантность - это до поры до времени, пока это не касается их новых религиозных заповедей. А единственным вполне позволительным предрассудком считается христианофобия". Архиепископ раскритиковал ситуацию, когда "навязывается жизнь без Бога и неспособность отличать добро от зла. Но Латвия и показывает пример, что у государства есть возможность стоять на своем. Ну не принуждает нас все-таки Европа вводить однополые браки... А что касается участия в гей-параде послов западных государств (парад секс-меньшинств в Риге 2 июня возглавили посол США в Латвии Джудит Гарбер, посол США в Эстонии Майкл Плот и посол Дании в Латвии Пер Карлсен - ИА REGNUM), то они работали не в пользу демократии, не на ее укрепление. Это, вообще-то, было давление на наши власти. Это была попытка заставить власть действовать против довольно явно выраженной воли народа. Но мы видим, что многое зависит еще от нас самих, избирателей. От того, будем ли мы оценивать партии, отдавать свои голоса, учитывая моральные и, скажем так, христианские принципы и ценности, - или будем голосовать, руководствуясь тем, кто больше даст обещаний".

Архиепископ коснулся и проблемы оттока населения из Латвии. "Поначалу самым популярным маршрутом была Ирландия. И мы послали туда своего священника, чтобы он духовно позаботился об этих людях. Я думаю, что это была очень нужная работа. Посол Латвии в Дублине рассказал мне, что после того как в Ирландии начал работать наш лютеранский священник, число самоубийств среди наших соотечественников там сократилось наполовину.

Сейчас в Дублине есть приход, где они могут собраться. Кроме того, священник еще разъезжает по всему острову - он духовно собирает людей вместе, он дает им моральную поддержку... Но сейчас эта работа оказалась под угрозой. У нас не хватает денег. Жить священнику в Ирландии очень дорого, там расходы на порядок выше, чем здесь, в Латвии. И я не знаю, как долго мы еще сможем поддерживать эту миссию. Когда я навещал наших людей в Ирландии - а это было несколько лет назад, то примерно 10 процентов из них говорили мне, что обязательно вернутся. Еще где-то 10 процентов считают, что они никогда не вернутся, они вполне счастливы в новой стране. И где-то 80 процентов признавались, что будущее им неясно. Они вроде бы и хотели вернуться в Латвию, но это зависит от работы, от зарплат, которые будут здесь, на Родине. Есть, оказывается, такой рубеж - 4 года. Наши люди говорят, что если ты уже 4 года прожил за границей, то вернуться трудно. Этот срок - психологически переломный момент. Ты уж начинаешь чувствовать себя не чужим, ты уже принадлежишь новому государству, в котором живешь. Особенно это важно, если семья уехала из Латвии с маленькими детьми. Они уже подросли, начали там в школу ходить, в садик. Они уже интегрированы в то общество. Я думаю, что ближайшие два-три года для Латвии будут решающими в демографическом плане. Это очень важные годы. С одной стороны, важно, поднимется ли экономика до такого уровня, чтобы дать привлекательные рабочие места, чтобы люди могли вернуться. С другой стороны - будут ли семьи здесь, в Латвии, чувствовать себя так, чтобы решиться родить больше детей? Я как-то слышал, что демограф Илмарс Межс провел исследование, по результатам которого утверждает: если в ближайшие два-три года что-то не изменится, наша демография покатится с горки. И тогда уже трудно будет что-то поправить", - заявил Янис Ванагс. Отметим, что Янис Ванагс (Jānis Vanags) родился 25 мая 1958 года в Лиепае. После окончания школы учился с 1976 по 1982 и с 1984 по 1989 год в духовной семинарии в Евангелическо-лютеранской церкви Латвии в Риге. 1 декабря 1985 года он был рукоположён в сан пастора, а в августе 1993 года его избрали предстоятелем Церкви. 29 августа 1993 года Ванагс был возведён в сан архиепископа. Ванагс стал архиепископом после распада Советского Союза и получением Латвией независимости. Новый глава Церкви Латвии активно занимался вопросами реституции церковных зданий и их ремонтом. Он известен своими консервативными взглядами - после хиротонии архиепископ запретил рукоположение женщин, так как это противоречит Библии и лютеранским вероисповедальным текстам. После этого запрета помощь Евангелическо-лютеранской церкви Латвии со стороны Евангелической церкви Германии резко сократилась, с другой стороны новыми партнёрами Церкви стали Лютеранская Церковь - Миссурийский синод и Независимая Евангелическо-Лютеранская Церковь. В 2002 году Ванагс лишил сана пастора Мариса Сантса, который открыто заявил о своей гомосексуальности. Данное действие вызвало широкий резонанс в обществе, однако большинство латвийских пасторов поддержало архиепископа. В 2006 году Ванагс принял участие во встрече глав Евангелических Церквей Прибалтики, на котором было осуждено решение Церкви Швеции благословлять гомосексуальные союзы. На настоящий момент возглавляемая Ванагсом деноминация является самой консервативной среди традиционных Лютеранских Церквей в Европе. Это одна из немногих Евангелических Церквей Европы, в которой наблюдается рост числа прихожан.