"Вопрос заключается не в том, выгодно ли для белорусской стороны сотрудничество Украины с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана в статусе страны-наблюдателя, а в том, выгодно ли такое сотрудничество для "таможенной тройки" в целом. Односторонних выгод здесь быть не может", - заявил 28 марта корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог и экономист, профессор Анатолий Сиротский.

Напомним, 19 марта премьер-министр Украины Николай Азаров на пресс-конференции в Киеве заявил: "Украина ведет переговоры о том, чтобы иметь статус наблюдателя при Таможенном союзе". Позицию Москвы по перспективе предоставления Украине статуса наблюдателя при ТС неоднократно озвучивал Дмитрий Медведев. Еще в 2011 году он заявил: "Таможенный союз - это высшая форма интеграции. И мы действительно заинтересованы в том, чтобы туда подключилась Украина как большое европейское государство, братское и дружественное нам. Но мы не можем согласиться на подключение Украины по каким-то там формулам типа "3+1". Мы двадцать документов подпишем, а тридцать не будем. Нет".

По мнению Сиротского, вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в качестве полноправного члена будет выгодно не только "таможенной тройке", но и самой Украине: вырастет взаимный товарооборот, будут созданы более благоприятные условия сбыта товаров и услуг, движение капиталов и рабочей силы, льготный режим позитивно отразится на всех сферах экономического сотрудничества. "Очевидны выгоды от вступления Украины Таможенный союз", - констатировал экономист.

"Большие выгоды получит Украина не в статусе страны-наблюдателя, а как полноправный член Таможенного союза и ЕЭП. Это произойдёт после того, как будут подписаны все документы в рамках ТС и ЕЭП, - сказал Сиротский. - Статус страны-наблюдателя - это условность, ни к чему не обязывающая, без права решающего голоса".

"Украинской стороне сейчас известны все выгоды и издержки полноправного членства в Таможенном союзе, - отметил профессор. - Власти Украины смотрят в две стороны - на Восток и на Запад. Руководству Таможенного союза следует ставить вопрос прямо, без обиняков: "Подписывайте все соглашения с Таможенным союзом и становитесь его полноправными членами". Так вопрос и ставится, он вполне понятен".

"Объединение в рамках Таможенного союза выгодно любой республике СНГ - они все относительно недавно были объединены в рамках СССР. Имеются наработанные связи - старые в значительной степени утерянные, но появились и новые. Сохранилось представление о том, что такое единый рынок, общая энергосистема, транспортная система и т.д. Т.е. не надо ничего выдумывать - надо восстановить то, что хорошо работало раньше", - подчеркнул Сиротский.

Эксперт отметил также, что на Украине достаточно противников вступления постсоветской республики в Таможенный союз, однако их аргументация основана на эмоциях, а не на прагматичном расчёте. Сиротский констатировал: "Реальных альтернатив Таможенному союзу у Украины сейчас нет. Нет гарантий вступления Украины в Евросоюз в обозримой перспективе. Есть мнение, что Украине следует оформлять отношения либо с Таможенным союзом, либо с ЕС - это ошибочное мнение. На самом деле ничто не мешает Украине оформить членство в Таможенном союзе и создавать ЗСТ с ЕС. Это будет сотрудничество в разных форматах, об этом говорят и европейские эксперты. В настоящее время Брюссель не намерен ускорять сближение с Киевом. Остаётся надеяться, что у руководства Украины возобладает здравый смысл и республика присоединится к Таможенному союзу. Такое решение имеет перспективу, основано на взаимных выгодах и должно быть оформлено соответствующими договорами".

Сиротский считает, что создание зоны свободной торговли Таможенного союза с Вьетнамом позитивно скажется на развитии экономик данных стран, в т.ч. Белоруссии: "Есть смысл пойти навстречу этой стране Юго-Восточной Азии и создать такую зону. В дальнейшем можно обсуждать перспективы расширения ЗСТ с Вьетнамом. Известно о желании Новой Зеландии активизировать сотрудничество с Российской Федерацией и Таможенным союзом - данное намерение может быть реализовано в рамках ЗСТ. Зоны свободной торговли дают очевидные экономические выгоды для стран-партнёров, стремление к активизации взаимовыгодного сотрудничества можно только приветствовать".

"Международное право предусматривает возможность заключения двусторонних договоров, в т.ч. с одной страной. Более эффективным является многостороннее сотрудничество - с тремя и более странами, - пояснил эксперт. - ЗСТ предполагает льготы по налогообложению перемещаемых товаров, услуг, капиталов и т.д. Как правило, реализация данных договорённостей вызывает активизацию ряда отраслей. Например, создаются таможенные склады - инвестируются средства, создаются рабочие места, увеличивается товарооборот, оптимизируются издержки как производителей, так и поставщиков".

"ЗСТ - это общемировая практика. Правда, редко когда такие зоны создаются странами, находящимися на столь значительном расстоянии, как Вьетнам и страны ТС. Тем не менее, в наше время развитие торговых отношений на значительных расстояниях не столь проблематичны, как ранее, - продолжил Сиротский. - Не все страны, создавшие в своё время зоны свободной торговли продвинулись далее - до таможенных союзов. Например, NAFTA (Североамериканская зона свободной торговли), объединяющая США, Канаду и Мексику, не достигла той степени интеграции, которая есть сейчас в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Вьетнам, развивая сотрудничество с ТС, узаконит и переведёт в льготный режим все те процессы, которые давно де-факто существуют в отношениях с Россией. Например - по перемещению рабочей силы".

"На первом этапе сотрудничества Вьетнама с Таможенным союзом в формате ЗСТ не следует ждать активизации промышленной и научно-технической кооперации. Создание совместных предприятий в сфере промышленного производства наиболее благоприятно в формате ЕЭП. Поэтому на первых порах логично ожидать создания торговых СП, а затем, по мере развития и углубления отношений - производственных, промышленных", - сказал Сиротский.

Как сообщало ИА REGNUM, 27-29 марта 2013 г. в Ханое представители России, Белоруссии, Казахстана, Евразийской экономической комиссии и Вьетнама в ходе первого раунда переговоров обсудят соглашение о зоне свободной торговли Таможенного союза с Вьетнамом. В ходе начавшихся в Ханое переговоров стороны намерены обсудить структуру соглашения о ЗСТ, в частности - механизмы реализации документа. "Мы рассчитываем сформировать современное соглашение о зоне свободной торговли, которое будет регулировать не только торговлю товарами, но также и услугами, будет определять доступ на рынки инвестиций, возможности участия в крупных государственных инфраструктурных проектах", - заявил глава делегации ЕЭК, член коллегии (министр) по торговле Андрей Слепнев.

В 2011 году официальный Ханой пожелал создать зону свободной торговли со странами ТС. В 2012 году представители активизировали обсуждение со странами Таможенного союза и ЕЭП вопроса о заключении соглашения о создании ЗСТ. Так, 29 июля президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг заявил о заинтересованности его страны в скорейшем присоединении к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Казахстан поддержал инициативу СРВ, Евразийская экономическая комиссия также одобрила устремления вьетнамской стороны. В ходе прошедшего 2-9 сентября 2012 года саммита АТЭС "Владивосток-2012" было заявлено о переговорах с Вьетнамом по вопросу заключения соглашения о ЗСТ.

Также напомним, 17 декабря 2012 года в Москве состоялось очередное заседание Совета ЕЭК, в ходе которого были рассмотрены вопросы свободного перемещения товаров на единой таможенной территории Таможенного союза, ведения переговоров с Вьетнамом по заключению Соглашения о ЗСТ, а также деятельности ЕЭК по проведению международных переговоров и заключению международных договоров в сфере торговли. В декабре 2012 года Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств стран Таможенного союза поручил ЕЭК провести переговоры с Вьетнамом по вопросу заключения соглашения о ЗСТ. В начале 2013 года проекты соглашения рассматривались на уровне экспертов.