Выборы муфтия в Татарстана - повторение пройденного: мнение
Татарстан, 23 марта, 2013, 14:12 — ИА Регнум. Пресс-конференция и.о. муфтия Татарстана
Симптоматично, что само мероприятие состоялось именно в этом мусульманском приходе, поскольку неофициальным соперником главного претендента на пост муфтия до выдвижения кандидатов считался имам этой мечети Ильдар Баязитов. Тем более, что Самигуллин представил его и главу Совета улемов ДУМ Татарстана Рустама Батрова, а также проректора Казанского исламского колледжа Нияза Сабирова в качестве своих помощников. После этого стало понятно, что никакой интриги с возможным выдвижением Баязитова группой делегатов VI съезда мусульман Татарстана, на котором и пройдут выборы четвертого муфтия республики (согласно уставу ДУМ РТ группа делегатов прямо на съезде может выдвинуть своего кандидата), не будет.
Упор в своей работе Самигуллин намерен сделать на социальных проектах и развитии мусульманского образования, поэтому он включил в свою команду Баязитова, у которого много лет работает реабилитационный центр для слепых, и двух преподавателей из религиозных учебных заведений Казани. Реверанс был сделан и в сторону "здорового татарского национализма". "Татары в течение нескольких веков занимали лидирующее положение и в области образования, и в области издательства и просветительской деятельности. Вся мировая мусульманская общественность перенимала опыт казанских ученых и богословов. Мы, нынешнее поколение, должны перехватить эту эстафету и продолжить работу в данном направлении", - заявил Камиль-хазрат.
Вероятно, данный призыв должен стимулировать чувство национальной гордости татар за свое богословское наследие, поскольку проблема экспансии фундаменталистов с Северного Кавказа отнюдь не снята, а низкопоклонство татарской молодежи перед миссионерами с
Глядя на команду Самигуллина, становится понятно, что всю мусульманскую умму Татарстана ожидает омоложение руководящих кадров: Баязитову всего 40 лет, Рустаму Батрову - 35, Ниязу Сабирову исполнится 29 лет, а самому Самигуллину 22 марта исполнилось 28. Впрочем, тенденция к омоложению кадров для Татарстана уже стала привычной: в рядах светской власти происходят такие же "молодежные" назначения.
На брифинге было заметно, что в своей предвыборной программе и.о. муфтия максимально старается отойти от открытого обозначения проблемы ваххабизма. Даже самого этого слова не прозвучало, хотя было сказано об идеологических различиях - это отрицать никак не получается. "Да, возможно, наши взгляды в чем-то не совпадают. Но различие не значит расхождение. Единство уммы не требует отсутствия разнообразия во взглядах. Не нужно отождествлять разнообразие и разобщенность. Разнообразие - это благое свойство, милость Аллаха, а разобщенность же несет вред, это проклятие. Поэтому единства можно достичь, не жертвуя различиями", - заявил Самигуллин, тем самым поставив организационное единство важнее идеологических различий.
Это можно назвать и умиротворением. С другой стороны, нужно понимать, что это в Казанском кремле стараются сейчас любым путем обезопасить проведение Универсиады, в том числе, договориться с ваххабитами, чтобы те вели себя, так сказать, поспокойнее. Не секрет, что часть противников предыдущего муфтия Татарстана
Главное, чтобы не произошло возвращение ваххабитов на руководящие роли в мусульманской умме. Устранение ваххабитов с постов мухтасибов и имамов главных мечетей, осуществленное прежним муфтием, не должно быть дезавуировано новым муфтием. Эти достижения Ильдуса-хазрата должны быть закреплены - нельзя возвращаться назад и реабилитировать ваххабизм. Наивно думать, что ваххабитов можно контролировать или ими можно манипулировать. Опыт показывает, что обычно все происходит наоборот - именно под них начинают подстраиваться и идти на уступки.
Айрат Галимзянов, политолог