Депутат Госдумы от ЛДПР Антон Ищенко требует придать огласке результаты проверки УФСИН по Саратовской области, начиная с главы регионального ведомства генерала Александра Гнездилова, передает корреспондент ИА REGNUM.

Парламентарий Госдумы от Саратовской области Антон Ищенко обратился к министру юстиции РФ Александру Коновалову с требованием проверить на соответствие занимаемым должностям сотрудников УФСИН по Саратовской области, начиная с начальника ведомства - генерала А.А. Гнездилова. Его запрос связан с прибытием сегодня, 11 марта, в Саратов инспекции из Генпрокуратуры РФ. По неофициальной информации, долгожданная проверка связана с многочисленными сигналами о нарушениях и "загадочных" случаях смерти заключенных.

"В Саратовской области никто из подконтрольного Вам ведомства так и не понес ответственность за те преступления, что происходят в местах лишения свободы, - пишет в своем послании Ищенко. - Несмотря на депутатские запросы директору ФСИН РФ, пристальное внимание журналистов, общественников, Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, Генеральной Прокуратуры РФ, а также руководителя фракции ЛДПР в Государственной Думе Владимира Жириновского случаи пыток и бесчеловечного обращения с заключенными исправительных учреждений со стороны сотрудников ФСИН продолжаются".

"Напомню, что данный вопрос поднимался мной в ходе "Правительственного часа" на пленарном заседании Государственной Думы 16 января 2013 года. Тогда Вы не смогли дать однозначного ответа, понесет ли кто-нибудь из высших чинов УФСИН по Саратовской области ответственность за преступления, совершенные в колониях региона. Надеюсь, теперь, Вам представится возможность разобраться в ситуации и сделать соответствующие выводы. Приведу лишь несколько примеров того, каким издевательствам подвергаются заключенные, приговоренные не к пыткам и убийствам, а к лишению свободы. Все факты, приведенные далее, появлялись в СМИ, документально подтверждены жалобами самих осужденных или их представителями (родственниками, правозащитниками) и могут быть оперативно переданы Вам, в случае необходимости, председателем Совета по защите прав заключенных Саратовской области Ларисой Сотниковой.

В апреле 2012 г. в ИК №13 г. Энгельс, Саратовской области в результате жестоких пыток и издевательств погиб Артем Сотников. Ему было 24 года. Руководство УФСИН по Саратовской области попыталось скрыть от общественности смерть заключенного, списав следы от пыток, наручников и электрошокера, а также гематомы и перелом копчика на несчастный случай. Начальника колонии отправили на пенсию, обвиняемых в превышении полномочий конвоиров - под домашний арест.

14 мая 2012 г. произошло еще одно шокирующее преступление в стенах колонии № 11 в селе Усть-Золиха Красноармейского района Саратовской области. По официальной версии, 25-летний Алексей Акульшин умер в результате коронарной недостаточности. Сотрудники УФСИН настаивали на том, чтобы мать погибшего не забирала тело из колонии. Однако родственники решили самостоятельно организовать похороны Алексея. По их словам, на трупе были явные следы побоев, а шея, фактически, была сломана. Для того, чтобы установить истинную причину и виновных в смерти Алексея Акульшина проводилась эксгумация тела, но диагноз, коронарная недостаточность, подтвердился. Затем произошло еще несколько аналогичных случаев, когда в подведомственных медучреждениях при невыясненных обстоятельствах умирали заключенные.

17 сентября 2012 года в ИК №33 не вышли на работу более 400 человек, в знак протеста против жестокого обращения с осужденными.

10 октября 2012 года в ОТБ-1 заключенный Фахрадов Фарид, находился на грани жизни и смерти, после того, как его жестоко избили сотрудники УФСИН, о чем говорится в жалобе.

11 октября 2012 года в исправительной колонии №13 города Энгельса Саратовской области покончил с собой 22-летний заключенный.

14 октября 2012 года в штрафном изоляторе колонии-поселения № 11 Красноармейского района Саратовской области обнаружен труп заключенного. По официальной версии, причиной смерти 23-летнего Евгения Ладыгина стала "острая коронарная недостаточность".

16 декабря 2012 года в ИК № 2 (строгий режим) города Энгельса Саратовской области покончил с собой 56-летний заключенный.

28 декабря 2012 года в ОТБ-1 умер 42-летний заключенный, по официальной версии от "желудочно-кишечного кровоизлияния".

7 января 2013 года, ИК № 33 конвоирами были избиты Беляков Андрей и Батраков Денис. Об этом говорится в жалобе потерпевших. Адвокаты, приезжавшие к пострадавшим, зафиксировали побои и подали заявления об избиении в Следственный Комитет. Но в СК на заявления не отреагировали, передав их ФСИН, откуда был получен ответ, что оснований для возбуждения уголовного дела нет.

14 февраля 2013 года во все той же 33-й колонии были избиты Мамедов Расим и Нуруев Ильчин. В этот же день Президенту РФ были направлены 30 жалоб от осужденных, в которых они рассказывали обо всех издевательствах и унижениях, которым их подвергают сотрудники колонии. После появления данной информации в СМИ, на осужденных начали оказывать давление, принуждая отказаться от собственных слов.

15 февраля 2013 года в ИК №10 сотрудниками колонии был избит Химин Александр. Об этом факте также говорится в жалобе заключенного Химина.

5 марта 2013 года в ОТБ-1 умер 36-летний заключенный, по версии следствия, причиной смерти Алексея Степанова стала "сердечная недостаточность". Ранее в СМИ появлялись жалобы родственников о неоказании медицинской помощи заключенным исправительных учреждений Саратовской области с онкологическими заболеваниями, а также сообщения об унизительных процедурах, которым подвергались жены осужденных в стенах ИК. Женщины, отбывающие наказание, постоянно подвергаются сексуальным домогательствам.

В подавляющем числе исправительных учреждений существует практика содержать в ШИЗО тех, кто "нарушает режим". Под это емкое определение может попасть любой осужденный, администрация колонии может на весь срок посадить человека в изолятор, по сути, переведя на строгий режим без суда и следствия. Попов Антон, заключенный колонии №33, год сидел в ШИЗО за то, что не соглашается мыть туалет в кабинете начальства. Два месяца Попов провел в одиночной камере, только после того, как его мать подала иск в суд на администрацию ИК №33, его перевели в обычную камеру. Кроме того, из жалоб заключенных стали известны случаи, когда в тюрьмах "наводили порядок" при помощи спецназа ФСИН, применяя жестокие методы наказания за малейшее отступление от заведенных в колониях порядков.

В колонии-поселении (станция "Паницкая"), судя по обращениям бывших заключенных, а также по жалобам тех, кто до сих пор отбывает наказание, процветает рабский труд. Заключенных задействуют в ремонтно-строительных работах на дачах и квартирах руководства колонии. Несколько дней назад было возбуждено уголовное дело по одному из эпизодов, связанных с многомиллионными хищениями бюджетных средств (более 100 млн рублей), выделенных на обеспечение продовольствием учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации деятельности ФСИН. Это лишь единичные случаи, которые стали известны общественности за прошедший 2012 год и начало 2013 года, получили огласку.

На правозащитников, которые оказывают юридическую помощь заключенным, защищают их права, постоянно оказывается давление со стороны руководства УФСИН по Саратовской области. Любые попытки заключенных, их родственников или адвокатов придать огласке факты коррупции, контрабанды, наркоторговли или применения физического насилия в стенах колоний, встречают противодействие.

В связи с вышеперечисленными фактами, прошу Вас дать оценку деятельности руководства УФСИН по Саратовской области и ответить на вопрос, насколько реальная картина того, как соблюдаются права человека в местах лишения свободы на территории Саратовской области, далека от официальных отчетов, предоставляемых региональным УФСИН в Министерство юстиции России? Прошу придать огласке результаты проведенной проверки и, в случае подтверждения перечисленных нарушений, выявлении новых эпизодов, связанных с жестоким обращением, пытками и иными противоправными деяниями в отношении заключенных, поставить вопрос о соответствии занимаемым должностям сотрудников УФСИН по Саратовской области, начиная с начальника ведомства - генерала А.А. Гнездилова".