"Иностранно-частное" решение проблемы "отделённости" Калининграда: обзор калининградских СМИ
ИА REGNUM представляет обзор прессы Калининградской области за минувшую неделю - с 4 по 10 марта 2013 года.
"Локальная транспортная стратегия" Калининграда
Еженедельник "Дворник" опубликовал статью директора Центра исследований постиндустриального общества, доктора экономических наук Владислава Иноземцева, в которой эксперт озвучил "локальную транспортную стратегию" самого западного российского региона, который, как подчёркивает Иноземцев, "сто лет тому назад был житницей всей Германии".
"Если Москва не хочет потерять эту территорию, необходима серьёзная программа развития области - причём не за счёт средств федерального центра, а за счёт оживления местного предпринимательства и экономического инкорпорирования эксклава в общую экономику Восточной Европы", - пишет экономист. По мнению Иноземцева, базовая идея не должна сводиться к устройству в Калининградской области "янтарного склада или всероссийской здравницы". В обоих случаях, считает автор статьи, регион проиграет в конкуренции с Польшей и Литвой.
Глава Центра исследований постиндустриального общества предлагает создание в Калининградской области транзитного авиаузла, причём на "калининградский" сегмент российского авиарынка допустить иностранную авиакомпанию.
"Отказываясь от устаревшей в принципе политики ограничения конкуренции в сфере перевозок лишь в отношении Калининграда, федеральная власть даст области не дополнительные деньги, а средство их зарабатывания - и при этом решит важную задачу консолидации российского транспортного пространства, позволив частным (скорее всего - иностранным) компаниям создать удобную систему коммуникаций между Калининградом и остальной страной - которую Москва так и не может пока предложить жителям региона, несмотря на риторику о "единой России", - пишет Владислав Иноземцев.
"По сути, нужно распространить европейские правила "открытого неба" на Российскую Федерацию, если авиакомпании оперируют из Калининграда", - продолжает эксперт. Иноземцев соглашается, что "отечественные перевозчики получат конкурента, который наверняка завоюет не менее трети рынка авиаперевозок между городами Центральной России и странами ЕС", однако уверен, что таким образом проблема "отделённости" Калининграда от остальной России будет разрешена - "причём без единой копейки затраченных государственных средств".
В свою очередь доцент кафедры политологии и социологи Балтийского федерального университета им. Канта, кандидат исторических наук Владимир Абрамов, комментируя статью Иноземцева, высказал мнение, что "вряд ли сегодняшние монстры гражданской авиации в виде "Аэрофлота" и "России" мечтают поделиться своими доходами с прочей российской региональной авиамелкотой".
" Не надо обладать профессиональными знаниями об экономике гражданских авиаперевозок в России, чтобы понять: зарубежные авиафирмы "сделают" тот же "Аэрофлот" как "Реал" дворовую команду, - заявил Абрамов информационно-аналитическому порталу ресурс "NewsBalt". - "Lufthansa" или SAS давно истекают слюной при виде российского рынка. Провести демпинговую кампанию на российских маршрутах таким гигантам: раз плюнуть. Наши компании работают на таком сэконд-хэнде, что только поддержание его в нормальном состоянии пожирает огромные средства. По поводу уровня нашего ненавязчивого сервиса и говорить не хочется. Хочется матом выражать свои чувства".
"Наши авиаперевозчики всё это прекрасно понимают, - продолжил Абрамов. - Поэтому они костьми лягут, чтобы не пропустить иностранных конкурентов на российские маршруты. Теми паче, что пропагандистская упаковка для этого давно готова: стенания по поводу утраты влияния на стратегическую отрасль экономики будут нарастать даже без подпитки отраслевых лоббистов. Слой профессиональных изоляционистов у нас достаточно толстый и под влиянием внутриполитической конъюнктуры только нарастает".
Проблема транспортной доступности жителей Калининградской области на минувшей неделе звучала и в других СМИ. В Международный женский день 8 марта сотни калининградцев выехали в соседнюю Литву, чтобы там провести три дня выходных, однако были вынуждены простоять на границе до пяти часов.
Литовский портал "15min.lt" цитирует одного из калининградских водителей Александра Царёва, простоявшего в пробке на международном автомобильном пункте пропуска Чернышевское-Кибартай: "Мы прошли российскую сторону и уже более пяти часов стоим в нейтральном перешейке между российским и литовским пунктами пропуска, который полностью забит машинами. Литовские пограничники разрешают проехать по встречке только машинам с литовскими номерами. Наших игнорируют". По словам водителя, россияне уже выходят из себя - сигналят, а те, кто ближе к шлагбауму, предъявляют претензии к пограничникам, которые никак не реагируют.
По данным литовского интернет-ресурса, все российские автомобили, въезжающие в Литву 8 марта, подвергались полной таможенной проверке. То есть каждого водителя и пассажира просили заполнить подробные декларации. Причины такого решения СМИ выяснить не удалось.
Сталин уже не живёт в каждом трамвайном скрипе
Газета "Калининградская правда" в 60-летнюю годовщину со дня смерти Иосифа Сталина опубликовала подробности "калининградского" развенчания культа личности лидера СССР. Памятник Сталину в Калининграде был торжественно открыт 29 апреля 1953 года. Это была копия известной работы народного художника СССР Евгения Вучетича, которая стояла на Волго-Донском канале.
"В тот весенний день даже самые ярые ненавистники Сталина не могли и подумать, что пройдёт всего пять лет и... вас тут не стояло", - пишет газета. 4 ноября 1958 года на той же площади и на том же постамент был водружён монумент Ленину. Памятник Сталину всего лишь перенесли на несколько сотен метров - туда, где нынче возвышается "Мать-Россия", "специально по такому случаю там разбили сквер. И никаких объяснений".
"К слову, перенос бронзового Сталина дался нелегко, - продолжает "Калининградская правда". - Снимая под покровом ночи статую с постамента, её уронили, и, упав на трибуну, она раскололась надвое. Пришлось изваяние спешно "реанимировать". Попутно в авральном режиме шёл поиск постамента. Выручил Светлогорск. Там уже готовились установить свой памятник Ленину, однако вынуждены были уступить постамент областному центру. Правда, он оказался мелковат для довольно внушительного Сталина. Но и тут выкрутились, оперативно увеличив постамент за счёт дополнительных гранитных блоков-вставок".
В 1961 году после ХХII съезда КПСС и выноса из Мавзолея забальзамированного тела Сталина. Параллельно по всей стране демонтировали ещё не убранные памятники отцу народов и переименовывали всё, что ещё было с ним связано. В Калининграде вместо Сталинградского района появился Октябрьский, Сталинградский проспект стал проспектом Мира. Вспомнили, что на обелиске мемориала 1200 воинам-гвардейцам, штурмовавшим Кёнигсберг, изображена медаль со сталинским профилем. "Стесать идеологически вредный образ! И стесали" (к 60-летию Победы его вернули на обелиск - по настоятельной просьбе ветеранов).
Памятник же Сталину был перевезен в вагоноремонтные мастерские трамвайного депо. И там, по словам их тогдашнего начальника Якова Суховольского, пять с половиной тонн бронзы пустили на запчасти для трамваев. Но Сталин уже не живёт каждом трамвайном скрипе. Те вагоны давным-давно в металлолом отправили...
Инциденты с адвокатами
Еженедельник "Новые колёса" сообщает подробности происшествия - председатель Адвокатской палаты Калининградской области Евгений Галактионов попался с поличным во время незаконной охоты на кабана.
"Активисты общественной экологической организации "Зелёная Балтия" патрулировали лес в районе национального природного парка Виштынец, - пишет газета. - Через два километра экологи наткнулись на джип с блатными государственными номерами "С 789 СС/39". В салоне пусто, только пустой чехол от карабина валяется. А через несколько минут неподалеку раздался выстрел".
Активисты вызвали полицию, а когда полицейский "УАЗ" подъехал к просеке, навстречу вылетел джип. "Дальше ситуация развивалась, как в американском боевике, - продолжает издание. - Джип чуть было не сбил людей на просеке и попытался скрыться. Полицейский буквально повис на дверце, пытаясь остановить нарушителя. Но тот скорость не сбавлял! Спас положение водитель "УАЗа", который перегородил выезд на дорогу. Джип резко затормозил и из него вышел... председатель коллегии адвокатов Калининградской области Евгений Галактионов".
По данным еженедельника, Галактионов предъявил просроченную лицензию на отстрел волка, тогда как во внедорожнике была обнаружена туша кабана на 80 кг со свежим огнестрельным ранением в шею.
Депутат Калининградской областной Думы от "Справедливой России" Наталья Масянова в интервью газете "Тридевятый регионе" так прокомментировала браконьерство Галактионова: "К огромному сожалению, факты пренебрежительного отношения к закону со стороны представителей власти не являются редкостью. Для того чтобы закон был одинаково обязательным для всех, и спрос для всех должен быть одинаковым, невзирая на лица. Только жесткие меры наказания могут снизить уровень браконьерства. В качестве примера можно привести Белоруссию, где высокие штрафы и создание мощной природоохранной госинспекции за последние 5 лет снизили уровень браконьерства почти в 2 раза".
Отметим, что это уже второй инцидент с адвокатом в Калининградской области за минувший месяц. Накануне судебные приставы арестовали у адвоката из Черняховского района автомобиль Audi-80 за долги по алиментам. Как пресс-служба регионального управления Федеральной службы судебных приставов, "с 2007 года по декабрь 2012 года сумма задолженности "соблюдающего" законы горе-папаши составила свыше 80 тыс. рублей".
В свою очередь в Адвокатской палате Калининградской области корреспонденту ИА REGNUM сообщили, что не вправе вмешиваться в личную жизнь адвокатов. По словам представителя палаты, неуплата алиментов не связана с профессиональной деятельностью адвоката, а закон разрешает применять меры реагирования только в связи с нарушениями адвокатской деятельности. В настоящее время адвокат-алиментщик продолжает работать.