Глава парламента Чечни: Каждый должен заниматься тем регионом, на который они имеют юридическое право
Ингушетия, 4 марта, 2013, 12:43 — ИА Регнум. На минувшей неделе председатель Народного Собрания Ингушетии
Вопрос: В заявлении Мухарбека Дидигова, распространённом в эти дни в СМИ, говорится о каком-то экстренном заседании, на котором был принят закон о Сунженском районе. Скажите, как на самом деле это происходило?
Во-первых, сразу отмечу, что никакого экстренного заседания не было. Очередное пленарное заседание парламента Чеченской Республики, о котором, видимо, идёт речь, состоялось 18 октября 2012 года. Информация об этом была доведена до средств массовой информации, она появилась в сети интернет, в том числе на официальном сайте парламента Чеченской Республики. На данном заседании в числе прочих был рассмотрен и принят Закон Чечни "О внесении изменений в Закон ЧР "Об образовании муниципального образования Сунженский район и муниципальных образований, входящих в его состав, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района и сельского поселения".
Вопрос: Мухарбек Дидигов утверждает, что "ни один из чеченских парламентариев - членов комиссии по определению административной границы не посчитал нужным хотя бы словом обмолвиться о готовящемся или уже принятом законодательном акте"...
Как я уже говорил, принятие данного закона сразу же стало достоянием общественности, в прессе это обсуждалось, мы рассматривали данный вопрос на заседании профильного парламентского комитета, на заседаниях комиссии по определению административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, всё это соответствующим образом освещалось и публиковалось. Кому мы об этом ещё отдельно должны были докладывать? И почему нам об этом говорить, когда это внутренний вопрос Чеченской Республики?
Здесь уместно вспомнить вот о чём. Не посчитавшись с тем, что в преддверии муниципальных выборов 2009 года между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой была договорённость спорные территории не описывать, ингушская сторона приняла закон по Сунженскому району, описала его - то есть описала чеченский район (кстати, нас никто не извещал, когда они это делали), потому что на этот район, согласно постановлению Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 28 февраля 1929 года, право имеет только Чеченская Республика. То есть, на момент объединения Ингушской и Чеченской автономий в 1934 году этот район был чеченский. И, следовательно, на момент разъединения он также должен оставаться чеченским. Не принесли же ингуши этот район к нам с собой.
Поэтому мы провели эту работу. Важно отметить - мы гораздо позже ингушской стороны создали соответствующую комиссию, позже их мы провели описание своего района. А ингушским парламентариям надо бы описывать Пригородный район - исконно ингушскую территорию, а не чеченский Сунженский район или чеченский Ачхой-Мартановский район, который они готовятся описать в качестве ответной меры. Ну, я предлагаю нашим коллегам пойти дальше и дополнить этот список Вавилоном и Урарту...
Вопрос: А как Вы прокомментируете следующее высказывание вашего коллеги: "Сегодня своими действиями и высказываниями в адрес граждан и руководства Республики Ингушетия чеченское руководство и все, кто потворствовал этим действиям, сделали бессмысленными и напрасными усилия ингушской стороны по сохранению братских уз между нашими народами"?
Это абсолютно голословное высказывание. Никто из руководства Чеченской Республики в адрес руководства Республики Ингушетия, в адрес тем более, ингушского народа таким образом не высказывался. Глава Чеченской Республики
И я, как председатель чеченской комиссии, отвечая на подобные высказывания, в очередной раз напоминаю: мы создали свою комиссию намного позже, чем это сделала ингушская сторона, и мы провели описание своего района. И им не нужно заниматься описанием чеченских территорий. Каждый должен заниматься тем регионом, на который они имеют юридическое право. А по Пригородному району, повторяю, я всецело поддерживаю ингушей.
Вопрос: Дидигов утверждает, что принятие закона о Сунженском районе парламентом Чеченской Республики он расценивает, как "заранее спланированную и подготовленную акцию власти и "политической элиты" Чеченской Республики с целью оказания на ингушскую сторону всестороннего политического и психологического давления"...
Никто ничего подобного с чеченской стороны не готовил. Готовила ингушская сторона. Во-первых, ничего никому не говоря, создала комиссию, во-вторых, не извещая ни нас, ни руководство округа, ни федеральный центр приняли закон по Сунженскому району, описали этот район - при этом прекрасно зная, что это чеченский район, будучи осведомлёнными о том, что на момент объединения двух автономий это была чеченская территория.
Вопрос: В упрёк нашей стороне озвучивается также обстоятельство, что "ингушская сторона старается строго придерживаться политико-правовых аспектов данного вопроса, не пускаясь в обсуждение других мотиваций". А чем же тогда руководствуется в своей работе чеченская комиссия?
Действительно, чем, получается, в этом случае придерживаемся мы? Создали комиссию? Создали. Направили письма-предложения в адрес комиссии Республики Ингушетия, руководства округа и в Москву? Направили. Но когда появляются вот такие высказывания, я, как председатель комиссии с чеченской стороны, конечно же, адекватно реагирую и отвечаю.
Вопрос: Далее спикер ингушского парламента отмечает, что его коллеги из ЧР "посягнули не только на закреплённые права и нормы Конституции Чеченской Республики, но и пытаются нарушить основы государственного устройства Республики Ингушетия, закреплённые в Основном законе республики и Конституции Российской Федерации"...
И снова ни чем не подкреплённое, беспочвенное утверждение. Я открыто заявляю: депутаты парламента Чеченской Республики, коллеги ингушских законодателей, свято уважают государственность Республики Ингушетия, стараются ещё больше укрепить узы братства между нашими народами и даже пытаются закрепить и расширить понятие, что мы единый вайнахский народ. Но при этом - если мы создали две республики, мы уверенно заявляем: давайте расходиться по своим исконным территориям, на основе действующего российского законодательства, которое как раз и предполагает необходимость наличия между двумя субъектами федерации административной границы. Как раз об этом ингуши говорили раньше нас.
Но если снова вернуться к рассуждениям о том, сколько сделала плохого или хорошего ингушская или чеченская сторона, то я вновь напоминаю: мы сделали ровным счётом столько, сколько сделали гораздо раньше они, но с одной лишь единственной разницей - мы приняли закон по своему, чеченскому району, а не по чужому.
Вопрос: В заявление Дидигова также говорится о том, что их "вынуждают на ответные меры для защиты своей земли и своего суверенитета". Как Вы это объясните?
Абсолютно непонятное опасение. Могу с уверенностью заявить: чеченцы не пустят со своего направления на Ингушетию
Никаких выпадов ни в адрес Ингушской Республики и её народа не было и нет. Есть претензии в адрес председателя ингушской комиссии Мухарбека Дидигова, который за все месяцы, сколько мы ни приглашали их к совместному заседанию, сколько ни писали писем, по непонятным нам причинам не организовал нашу встречу. Чеченская сторона к такой встрече готова - в любое время дня и ночи и в любую погоду.
Вопрос: Председатель Народного Собрания Ингушетии апеллирует к федеральному центру, выражая надежду, что "данному антиконституционному шагу будет дана соответствующая правовая оценка"...
Здесь вызывает резонный вопрос следующее: почему описание чеченского района через принятие соответствующего закона парламентом Чеченской Республики является антиконституционным и почему описание этого же, чеченского района ингушским парламентом - не антиконституционно?
Однако мы тоже выражаем уверенность, что Москва, как и в 1929 году, рано или поздно, основываясь на нормах действующего законодательства, исторических фактах и архивных документах, примет решение по этому вопросу. Это нужно всем, в том числе и федеральному центру, чтобы на этой почве не было политических провокаций, и чтобы между будущими поколениями чеченцев и ингушей больше не возникало этих споров.
Вопрос: Дидигов высказывает обеспокоенность, что действия парламента Чеченской Республики могут "вывести из равновесия" ингушский народ. Насколько эти опасения обоснованы?
Они не имеют под собой никакого основания. Обращаясь к своим братьям-ингушам, мы говорим: какие бы решения комиссии не принимали (а это будут только предложения для президента, глав, парламентов и Советов старейшин, за которыми будет последнее слово), из равновесия, а точнее - чувства братского отношения друг к другу - нас никому не вывести.
Вопрос: В заключение Дидигов говорит: "Депутаты Народного Собрания Республики Ингушетия, используя данное народом им право, примут законодательные акты, направленные на защиту прав ее граждан и территориальной целостности". Скажите, чеченская сторона будет против этого?
Могу сказать лишь одно - чеченская сторона больше всех будет приветствовать, если ингушские депутаты будут законодательно защищать именно ингушскую, а не иную территориальную целостность: своё надо вернуть, на чужое не зариться.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, закон Чеченской Республики "О внесении изменений в Закон Чеченской Республики "Об образовании муниципального образования Сунженский район и муниципальных образований, входящих в его состав, установлении их границ и наделении их соответствующим статусом муниципального района и сельского поселения" был принят парламентом региона 18 октября 2012 года, подписан главой региона Рамзаном Кадыровым 6 ноября 2012 года, опубликован в официальном издании "Вести республики" в № 18 от 30 января 2013 года и вступил в силу 9 февраля. Согласно закону, в Сунженский район Чечни включен ряд населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями Ингушетии. При этом в законе отмечается, что формирование в этих муниципальных образованиях органов местного самоуправления "осуществляются после установления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия".
Публичный спор о границе между двумя субъектами, которая не установлена на законодательном уровне, возник в августе 2012 года и стал причиной резких заявлений в адрес друг друга Кадырова и главы Ингушетии