Москва, 4 марта, 2013, 02:37 — ИА Регнум. 4 марта 2012 года Владимира Путина вновь избрали президентом России. Прошел очередной год его президентства. О его особенностях ИА REGNUM рассказал политолог Михаил Нейжмаков.
Интересно, что президентская предвыборная кампания Владимира Путина велась очень осторожно и была практически скучной. Обещания в предвыборных статьях - весьма умеренные, жестких заявлений очень немного, "отрубленных голов" "плохих бояр" избиратель также не дождался. Зато первый год нового путинского президентства прошел именно в режиме предвыборной кампании - давно ожидаемые в обществе отставки, громкие дела, жесткие заявления. Вопрос, почему все это делается после, а не накануне президентских выборов - ведь те же самые конкретные меры могли бы осенью 2011 - зимой 2012 года разрядить обстановку и вернуть власти поддержку хотя бы части разочаровавшихся избирателей? Возможно, Путин хотел, чтобы все эти громкие шаги ассоциировались именно с ним, как с действующим президентом. Кроме того, мы помним, что нынешний президент крайне редко предпринимает какой-то шаг, если может создаться впечатление, что он сделан под давлением. Именно поэтому все самые обсуждаемые шаги Кремля сделаны в последние месяцы, а не в разгар прошлогодней зимней митинговой кампании. При этом, "квазипредвыборный" характер последнего года вовсе не означает, что единственная цель последних мероприятий власти - исключительно пропаганда. Многие из предпринятых Кремлем мер, действительно, решают важные долгосрочные задачи.
В конце 2011 года и "рассерженные горожане", выходившие на митинги, и "разочарованные путинцы", не поддержавшие на выборах "Единую Россию", требовали решения вопросов, вполне близких Путину. Это вопросы "Порядка" - обуздания коррупции, преступности, решение которых вполне вписывается в цели вертикали, предполагает ее доработку, а не демонтаж. С другой стороны, Путин даже из самых эгоистических побуждений должен был не на словах, а на деле начать масштабную антикоррупционную кампанию на средних и нижних "этажах" властной вертикали - в противном случае, система в будущем могла потерять управляемость. Поэтому борьба с коррупцией переросла рамки предвыборных обещаний и затронула даже верхние эшелоны власти.
Очень важны инициативы Путина по интеграционным проектам в бывшем СССР: от более обсуждаемых Таможенного союза и ЕЭС до усиления роли ОДКБ.
Путин вполне контролирует ситуацию в стране. Используя свое право назначать и.о. губернаторов там, где полномочия прежних глав регионов истекли, обеспечивается карт-бланш даже новым ставленникам Кремля на этих должностях. Пик регистрации новых партий лидерами внесистемной оппозиции пришелся на последние месяцы 2012 года и итоги этого процесса еще подводить рано. Однако, вероятнее всего, большинство этих партий сможет создать сильные отделения в очень незначительном числе регионов, поэтому пока старые системные партии (давно сработавшиеся с Кремлем) могут не опасаться серьезной конкуренции. Лидера, который мог бы стать альтернативой Путину, также не появилось.
Ни один из громких скандалов первого года нового путинского президентства (от дела "Pussy Riot" до изгнания Гудкова) не имел серьезных практических последствий. Однако уже сейчас страна подошла к ряду "стратегических развилок", в которых Путину действительно важно принять верное решение. Ключевая из них - вопрос о судьбе важнейших стратегических активов. Их приватизация не только ударит по "вертикали власти", но будет иметь серьезные негативные последствия для страны в целом. На фоне не богатого на глобальные инициативы президентства Дмитрия Медведева и нынешняя активность Кремля выглядит выигрышно. И все же, пока власти не выдвинули инициатив, сравнимых по масштабу с национальными проектами, заявленными в конце второго срока Путина.