Пусть Китай и сумел за короткий срок обеспечить себе серьезную экономическую роль в Центральной Азии, но Пекину понадобится нечто гораздо большее, чем деньги для решения некоторых из своих геополитических дилемм в регионе, говорится в докладе, обнародованном брюссельской аналитической Международной кризисной группой.

В докладе под названием "Центральноазиатская проблема Китая" (China's Central Asia Problem) анализируются краткосрочные задачи, стоящие перед властями КНР. В документе отмечается, что Китай является сегодня одной из экономических сил в Центральной Азии. Торговый оборот между Пекином и пятью центральноазиатскими государствами вырос к 2010 году до 30 млрд долларов с ежегодных 527 млн долларов по состоянию на 1992 год. Пекин рассматривает регион как источник сырьевых и энергетических ресурсов, а также рынок сбыта своих дешевых потребительских товаров. Кроме того, Китай закачивает в Центральную Азию сотни миллионов долларов в виде помощи и инвестиций в надежде, что столь щедрые вливания будут способствовать стабилизации ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на западе Китая.

"Центральным элементом его стратегии, похоже, является установление тесных связей между Синьцзяном и Центральной Азией с целью содействия экономическому развитию и укрепления политической стабильности, - говорится в отчете. - Это, в свою очередь, должно оградить Синьцзян и сопредельные территории от негативных последствий вывода натовских войск из Афганистана в 2014 году".

Благодаря своему огромному торговому профициту Китай имеет на руках солидные средства, но власти страны приходят к выводу, что просто затыкание деньгами проблем Центральной Азии вряд ли поможет успокоить ситуацию в регионе, пораженном коррупцией и неэффективным управлением.

В настоящее время Пекин склонен обхаживать корыстных диктаторов стран региона, однако непрозрачные инвестиционные схемы приносят выгоду лишь немногочисленной элите. "Каждый из центральноазиатских режимов является непрочным, коррумпированным и пораженным социально-экономическими проблемами, - говорится в докладе. - Правительства, с которыми взаимодействует Китай, все чаще воспринимаются как составная часть проблемы, а не ее решение".

Вместо того чтобы просто закачивать в регион инвестиции, Пекину нужно попытаться применить метод "более активного дипломатического и экономического подключения к решению проблем, представляющих угрозу его экономическим интересам и стабильности в регионе". Это может включать продвижение экономических реформ на благо большинства населения Центральной Азии.

Горизонты для Китая в Центральной Азии неизбежно будут расширяться, отчасти благодаря сокращению влияния двух его основных геополитических соперников - России и США. Россия "в финансовом смысле намного уступает Китаю и все чаще не способна подкрепить свою риторику военной мощью", хотя и относится к намерениям Пекина с подозрением. Вашингтон же, измотанный и обескровленный в Афганистане, желает просто уйти из региона.

Нынешняя политика Пекина уже спровоцировала негативную реакцию в регионе, в частности, в Киргизии. В сельской местности в непосредственной близости от объектов горнодобывающей отрасли ресурсный национализм способствовал формированию негативных настроений в отношении китайских рабочих, которые, как считают, загрязняют окружающую среду и отбирают работу у местного населения, практически не давая тому ничего взамен. Аналогичные опасения бытуют и в Казахстане.

"Китайская экономическая экспансия - в случае необеспечения выгоды широкому кругу населения и обогащения лишь отдельных политических кланов - может превратиться в обузу [для Пекина], - подчеркивается в документе. - Китаю нужно подкорректировать свой имидж государства, воспринимающего Центральную Азию лишь в качестве "сырьевого придатка", как сказал Международной кризисной группе один китайский аналитик.

В целом для обеспечения своих интересов в сфере безопасност

и в регионе Пекин обращается к Шанхайской организации сотрудничества, объединяющей шесть государств региона, включая Россию и Китай, однако ограниченный мандат и принцип невмешательства продемонстрировали слабость ШОС в этом отношении.

Вопрос для Международной кризисной группы заключается не в том, грозит ли политическая сумятица Центральной Азии, а в том, когда это произойдет. Хочет Китай того или нет, но ему "вероятно, придется сменить свое осторожный подход к вопросам безопасности на более решительный и активный".