Вопросы Конституционного акта и единой валюты Союзного государства по-прежнему обсуждаются, однако даже приблизительные сроки их решения не просматриваются. Об этом в опубликованном 25 февраля интервью - накануне предстоящих заседания Группы высокого уровня Совмина Союзного государства (28 февраля в Москве) и заседания Высшего госсовета СГ (15 марта в Санкт-Петербурге), заявил госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота.

"Если всерьез говорить о построении Союзного государства, то надо упомянуть и проект Конституционного акта, и вопрос единой валюты, который не закрыт. Другое дело, нужно ли это делать сейчас и в той ли форме, которая задумывалась в 1999 году? Взять хотя бы единую валюту: формально мы должны эту задачу решать, поскольку она прописана в Договоре о создании Союзного государства. Но при этом надо идти не от формы, а от жизни. А жизнь демонстрирует два обстоятельства. Первое - взаимные расчеты между Россией и Белоруссией по всем товарам, кроме энергоносителей, осуществляются в российских рублях. Поэтому вполне можно говорить о российском рубле как о возможной, подчеркиваю - возможной, форме расчета. Де-факто по большинству позиций так оно и есть. Во-вторых, мы, в том числе и финансисты наших стран, смотрим на опыт Европейского союза, где шла очень серьезная дискуссия о возможности отказа от евро. Сейчас эта дискуссия несколько поутихла и, надеюсь, в Европе все будет стабильно. Потому что нам тоже нужна стабильность в Европе, так как Евросоюз - основной экономический партнер России и Белоруссии. Но опыт Евросоюза заставляет задаться вопросом: а есть ли вообще смысл в единой валюте? Потому что такой видимой и острой потребности немедленно переходить на единое платежное средство пока нет. Если бы этого требовала жизнь, нас уже одолели бы и коммерсанты, и экономисты, и финансисты", - сказал Рапота.

"Ведь вводить единую валюту нужно не ради того, чтобы просто выполнить пункт Договора о создании Союзного государства, - сказал Рапота. - Думаю, основное направление нашей деятельности будет направлено на создание Единого экономического пространства, на решение той задачи, которая стоит сейчас и перед "тройкой". Причем многие элементы этого Единого экономического пространства в Союзном государстве уже наработаны".

По словам чиновника, тема Конституционного акта Союзного государства по-прежнему актуальна. Рапота отметил: "В Договоре о создании Союзного государства четко написано, что Конституционный акт принимается после того, как будут созданы все необходимые для этого условия. Мы и исходим из этой формулы, такие условия создаем, смотрим, что еще необходимо сделать".

Рапоста сообщил также, что в Союзном государстве рассматриваются идеи о придании наднациональных функций структурам СГ, отметив: "Хотя такие органы у нас есть, и их в определенной степени можно рассматривать как наднациональные. Это Высший госсовет, Совет Министров, сейчас создали Группу высокого уровня. Почему в определенной степени? Потому что их решения не являются решениями прямого действия для большинства исполнительных органов. А вот для Постоянного комитета Союзного государства решения в валютно-финансовой, бюджетной сфере являются решениями прямого действия. Остальные вопросы требуют подтверждения на национальных уровнях. Но де-факто эти решения являются обязательными для исполнения сторонами. Поэтому прогресс есть".

Комментируя госинформагентству БелТА перспективу наделения Парламентского собрания СГ полномочиями по принятию законов прямого действия, Рапота сказал: "Что касается Парламентского собрания, то здесь дискуссия идет, скорее, о порядке его формирования. Сейчас оно формируется из представителей парламентов двух государств, а вы, наверное, имеете в виду, чтобы депутаты избирались напрямую. Такая же дискуссия ведется и вокруг парламентского органа будущего Евразийского союза. Разговор идет, но пока еще только на стадии осмысления темы".

Как сообщало ИА REGNUM, в опубликованном 28 сентября 2012 года интервью председатель правления Национального банка Белоруссии Надежда Ермакова заявила, что если единая валюта Союзного государства Белоруссии и России будет печататься в едином эмиссионном центре на территории России, то следствием этого станет подрыв независимости официального Минска. Ермакова отметила: " Нынешний этап развития Союзного государства Белоруссии и России не предусматривает создания единого эмиссионного центра. Дальше жизнь покажет, как будут развиваться интеграционные процессы".

Также 28 сентября 2012 года в Ялте председатель Совета министров Белоруссии Михаил Мясникович заявил, что официальный Минск поддерживает идею движения к единой валюте в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, без единой валюты странам ТС работать всё сложнее. Глава правительства Белоруссии поддержал российского коллегу Дмитрия Медведева в том, что мировых резервных валют должно быть больше, и что российский рубль тоже должен выполнять эту роль.

Напомним, 19 июня 2012 года председатель Совета Федерации России Валентина Матвиенко заявила, что к 2015 году будет сформирован Евразийский союз и у него должна быть единая валюта - таковой может стать российский рубль. "Если мы строим полноценное, не декоративное, а интеграционное объединение, то оно должно полноценно функционировать", - заявила Матвиенко. Она отметила, что не видит ни юридических, ни финансовых препятствий для создания единой валюты и подчеркнула: "Здесь нужна политическая воля руководителей государств, а дальше пусть работают Центробанки, финансовые службы". Матвиенко уточнила: "В качестве единой валюты будущего Евразийского союза может выступить российский рубль. Рубль имеет более устойчивое хождение в мире, признание и так далее".