Президентские выборы в Армении состоялись и прошли достаточно спокойно, действующий глава государства Серж Саргсян победил с весьма "цивилизованным" результатом, набрав чуть более 58% голосов. Сенсацией стал успех лидера партии "Наследие" Раффи Ованнисяна, получившего голоса 37% избирателей, причем этот показатель, видимо, стал большой неожиданностью, в первую очередь, для самого Ованнисяна.

В полном соответствии с "законами жанра" армянских электоральных компаний объявив себя "истинным победителем" и потребовав передачи власти, Ованнисян, судя по всему, плохо представляет свои дальнейшие действия. В советчиках, как тому и полагается быть, недостатка нет и, конечно, советы эти носят самый разноречивый характер - от призывов "ковать железо пока горячо" и брать власть силой, до умеренных рекомендаций приступить к формированию широкого оппозиционного фронта, способного дать властям серьезный бой на предстоящих в нынешнем году выборах Совета старейшин Еревана. Одновременно некоторые комментаторы не исключают, что лидер "Наследия" попытается "обменять" свой результат на видную позицию во властных структурах, примеров чего в предшествующей истории страны не счесть. Говорится и о том, что относительная неудача правящей команды (особенно зримо проявившаяся в неприятных для действующего президента результатах голосования в крупных городах страны) должна заставить власть, наконец, начать реальные социально-экономические реформы и кадровые перестановки, что немедленно "нейтрализует" успех Ованнисяна, поскольку очевидно, что голосование носило во многом протестный характер. Об этом, кстати, свидетельствует и беспрецедентное количество - более 50 тысяч - испорченных бюллетеней, что вдвое превышает аналогичный показатель предшествующих выборов и является "третьим результатом" после показателей двух основных соперников.

Все это, повторим, вполне укладывается в обычную поствыборную парадигму. Необычно другое - та оперативность (чтобы не сказать - поспешность), с которой результаты выборов были приняты всем международным сообществом. На протоколе ЦИК о предварительных (!) итогах голосования, как говорится, еще и чернила не просохли, на ряде участков идет пересчет голосов, а Сержа Саргсяна уже поздравили с победой президент России Владимир Путин, председатель КНР Ху Цзиньтао, лидеры Ирана и Турции, президент и премьер-министр Грузии, многие видные зарубежные политики. В частности, руководитель Европейской народной партии (ЕНП) Вильфред Мартенс, который назвал прошедшие 18 февраля выборы "лучшими в истории страны", в основном, соответствующими международным стандартам. Такая оценка вызвана вовсе не тем, что правящая Республиканская партия Армении (РПА), которой руководит Саргсян, является членом ЕНП. Она полностью соответствует оценкам международных наблюдателей.

Наблюдательские миссии БДИПЧ/ОБСЕ, Парламентской ассамблеи ОБСЕ и Европейского парламента также весьма оперативно отметили, что выборы прошли с соблюдением основных демократических свобод. Они стали шагом вперед в сравнении с выборами главы государства в 2008 году, были хорошо организованы и явились доказательством, что Армения идет по пути демократии. "Определенная озабоченность", связанная с некоторым "недостатком конкуренции" при этом вызвана вовсе не действиями властей, а позицией основных партий страны, которые решили отказаться от участия в выборах. То есть критика, содержащаяся в предварительных заключениях названных миссий, направлена, в первую очередь, в сторону оппозиции и альтернативных сил, но не официального Еревана.

Положительное мнение прозвучало и из Вашингтона, где представитель Госдепа Виктория Нуланд заявила, что выборы в Армении были хорошо организованы, прошли спокойно и упорядоченно, характеризовались уважением к основным свободам, включая свободу собраний и выражения. СМИ осуществили свою правовую миссию, обеспечив сбалансированное освещение для всех участников. Разумеется, во всех случаях отмечались также некоторые недостатки и упущения, нарушения, которые должны быть расследованы, но, которые, однако, никак не сказались на итогах голосования.

Вероятно, не будет преувеличением сказать, что столь дружной и столь положительной оценки выборов в Армении со стороны международного сообщества не было, вероятно, с 1991 года, когда страна впервые выбирала президента. Неслучайно позиция наблюдательских миссий подверглась резкой критике со стороны оппозиции. А группа радикальной молодежи даже попыталась сорвать 19 февраля пресс-конференцию представителей БДИПЧ/ОБСЕ, которых обвинили в легитимизации "преступного режима".

Наивным молодежным активистам-радикалам невдомек, что для основных центров силы в мире и в регионе внутриполитический аспект прошедшего голосования вторичен. Москва, Вашингтон, Брюссель, Анкара, Тегеран, Тбилиси заинтересованы, в первую очередь, в преемственности внешней политики Еревана. Сохранение существующей конфигурации власти такую преемственность, на их взгляд, обеспечивает. О чем достаточно откровенно сказал представитель Европарламента Ризард Кзарнеги, по словам которого, выборы стали "большим шагом Армении к Евросоюзу".

Впрочем, продолжение процесса евроинтеграции Армении, которое в ноябре нынешнего года должно вылиться в заключение Соглашения об ассоциации республики с ЕС и создание зоны свободной торговли - лишь малая часть ожиданий, связываемых внешними игроками с переизбранием Сержа Саргсяна.

Москва надеется, что дальнейшее пребывание у власти действующего президента позволит, во-первых, сохранить заданный вектор в переговорном процессе по карабахскому урегулированию и, во-вторых, еще более укрепить стратегическое военно-политическое армяно-российское партнерство. Об этом заявил глава комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. В свою очередь, зампред думского комитета по международным делам Вячеслав Никонов назвал Армению главным и самым "недооцененным" партнером Москвы на постсоветском пространстве. Видимо, в Кремле есть планы существенно повысить эту оценку, тем более, что отношения с Азербайджаном после вынужденной остановки эксплуатации Габалинской РЛС переживают период поступательной заморозки.

Мнение Вашингтона выражают ведущие американские СМИ, например, CNN и The New York Times. Указывается, в частности, что даже "недостаток конкуренции" отнюдь не снижает значения армянских выборов, поскольку их результаты позволят сохранить стабильность в стране, "которая становится все более важным союзником США в мониторинге ядерных амбиций Ирана". Говорится о том, что второй президентский срок Сержа Саргсяна будет "внимательно рассматриваться" с точки зрения признаков прогресса в карабахском урегулировании, в контексте отношений с Анкарой и положения вокруг Ирана. При этом отмечается, что Еревану, который поддерживает антииранские экономические санкции, одновременно удается осуществлять торговое сотрудничество с ИРИ, что расценивается как образец умелого маневрирования.

Интересно, что оценки американской прессы об антииранской направленности Армении не находят подтверждения в отношениях между Ереваном и Тегераном. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в своем поздравительном послании выражает надежду, что на втором этапе президентства Саргсяна Армения будет развиваться более быстрыми темпами. Подчеркивая готовность к расширению дружественных и прочных отношений между Арменией и Ираном, иранский лидер пожелал армянскому коллеге здоровья и успехов, а правительству и народу "дружественной Армении - благоденствия и славы".

Если суммировать, то после выборов положительные сигналы в Армению достигли со всех важных для армянской внешней политики точек, и даже из Турции, что пришлось не по вкусу властям Азербайджана. Представитель администрации Ильхама Алиева в этой связи заявил, что Баку ждет разъяснений в связи с поздравительным посланием турецкого президента Абдуллы Гюля.

Коротко говоря, международному сообществу, дальним и ближним соседям страны в свете продолжающейся нестабильности и нарастающей непредсказуемости в регионе Ближнего Востока нужна стабильная, предсказуемая Армения с ее комплементарной внешней политикой. Дальнейшее пребывание у власти Сержа Саргсяна удовлетворяет этим требованиям, чего нельзя сказать о Раффи Ованнисяне. Ни по одному из указанных вопросов (если не считать евроинтеграции) основной конкурент действующего президента внятно не высказался. В ходе предвыборной кампании (и, видимо, во время встреч с зарубежными дипломатами и политиками) не возникло впечатления, что у Ованнисяна имеются четкие взгляды в отношении союза с Россией и постсоветской интеграции, армяно-турецкой нормализации и карабахской проблемы. Да и в плане евроинтеграции вряд ли можно считать удовлетворительными его обещания в течение пяти лет сделать Армению членом ЕС.

Комментируя итоги выборов, член наблюдательской миссии Международного экспертного центра избирательных систем (International expert Center for Electoral Systems - ICES) Ласло Кемени, в частности, отметил, что в стране сегодня есть один лидер. Но при этом "народ показал ему, что такое положение не вечно, и если не будет кардинальных изменений в социально-политической жизни, не появятся новые люди в руководстве и не произойдет перераспределения политических сил, то тогда после "желтой карточки" власти получат "красную карточку". Это верно. Но верно и то, что за первые пять лет своего правления Серж Саргсян сумел создать систему сдержек и противовесов во внешней политике страны, адекватно представляя партнерам возможности и реальный потенциал Армении, а также открытую позицию по тем острым вопросам, от которых зависит судьба чудом возрождающейся после трагических исторических катаклизмов армянской государственности.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)